Файл: Теоретические основы организации любительского театра для молодежи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, государство чётко определило свою роль в развитии театрального творчества, в том числе и любительского.
Т.Н. Полякова рассматривает любительский театр и его роль в развитии гуманитарной культуры учащихся [Полякова, 2006]. По мнению Д.А. Доновой, основными составляющими театрального искусства являются диалог и игра. Благодаря этим особенностям театр становится близок для детей, подростков и молодежи, так как общение является для них ведущей психологической деятельностью. Как правило, участники любительского во время работы над спектаклем также принимают участие в театральных тренингах, знакомясь со сценической речью, пластикой, хореографией, вокалом, мастерством актера, обучаются элементам режиссуры. Роль театра может быть определена таким образом: «Театр – явление синтетическое по своей природе, способное вмещать в себя абсолютно все другие виды творчества и, вместе с тем, чрезвычайно хрупкое и недолговечное, более других зависимое от влияния внешней среды» [Павленко, 2006, с. 2].
Организуя работу с подростками, необходимо помнить, что важную роль в формировании будущих профессиональных и личностных качеств молодых людей играют преподаватели, и именно от их профессионализма, терпения и умений, зависит на сколько самостоятельно ученики научатся ставить задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты влиять на свою успешность. Ведь главная задача руководителя любительского театра заключается в том, чтобы увлечь и влюбить всех членов коллектива в совместное творчество.
Особенностью любительского театра М.В. Подкорытова считает особую организацию самого процесса коллективного творчества, когда постановка спектакля и сценическое обучение неразрывно связаны с режиссурой самой жизни коллектива, «режиссурой личности», формированием активной жизненной позиции участников непрофессионального театра [Подкорытова, 2010].
Театральное искусство является одной из многочисленных форм воздействия, влияющей на развитие творческого потенциала подростков, и именно участие в процессе театрального творчества способствует развитию многих качеств, необходимых впоследствии для успешной реализации
профессиональных амбиций и социализации. Самодеятельное театральное творчество становится незаменимым проводником для установления связей театрального действия с реальными событиями дня.
Любительские театры выполняют несколько важных функций, основными из которых можно выделить ориентационно-гуманистическую, креативно-развивающую и информационно-образовательную. Рассмотрим подробно каждую из функций.
Ориентационно-гуманистическая функция реализуется на основе выполнения творческо-педагогических задач, связанных, прежде всего, с формированием у студентов ценностно-ориентационной шкалы нравственно-духовного восприятия окружающего мира и побуждением личности подростка к самосознанию, самооценке, самоопределению и творческому саморазвитию на основе выработки и обретения таких личностных качеств, как справедливость, гуманизм, способность к сочувствию (эмпатия), толерантность, интеллигентность и др.
Креативно-развивающая функция, в силу своего творческого воздействия, проникает во все сферы деятельности коллектива любительского театра, интегрируя тем самым все остальные функции.
Информационно-образовательная функция реализуется через овладение подростками специфическими знаниями и технологиями актерского творчества.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что приобретенное в любительском театре актерское мастерство, благодаря своим специфическим особенностям, заключающимся в единстве логического и эмоционального, позволяет устранить многие информационно-образовательные пробелы подростков [Никитин, 2011].
Важным аспектом, привлекающим молодежь в любительский театр, является общение. В сфере общения происходит обогащение его содержания, углубление познания другого человека, развитие различных коммуникативных навыков. Общение составляет фундамент театрального любительства и является важным процессом всей «жизнедеятельности» коллектива.
Неформальное общение молодежи является основным способом привлечения её к культурной деятельности, т.к. это общение происходит не в жестких ролевых, однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Главными свойствами любительской театральной среды принято считать эмоциональную окрашенность, возможность привнесения в нее личных душевных переживаний.
Таким образом, любительский театр представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, необходимую для образовательного процесса, имеющую собственную базу, цели, задачи и функции.
Общественная задача любительского театра как формы организации работы с подростками – воспитание духовно активного, готового к дальнейшему развитию человека. Только в постоянном творческом поиске и профессиональном самосовершенствовании может формироваться личность молодого специалиста. Многогранность и полифункциональность молодежного театра как элемента культурной среды обусловливает целесообразность его присутствия в досуге подростков.
Структура пьесы предполагает, что крупные события прошлого захватывают настоящее, влияют на него; в этом настоящем происходят свои повороты и коллизии, среди которых находится та самая точка, в которой коренными образом меняется ход действия эпизода, акта, всего спектакля. В итоге события отношения персонажей изменяются и не могут вернуться назад.
В заключение следует отметить, что любительское театральное искусство – это особый вид художественной деятельности человека, охватывающий этап формирования и становления творческих способностей личности в духовном освоении окружающего мира и в осознании собственных потенциальных возможностей специфическими театральными средствами.
-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ
Подростковый возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подростки активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивают различные социальные роли, у них происходит становление ценностной сферы личности. На их глобальную жизненную ориентацию оказывает влияние то, как они будут относиться к окружающему миру в целом, к себе и другим в этом мире [Артемьева, 2014].
Традиционная классификация определяет начало подросткового возраста в 11–12 лет и окончание в 14–15 лет. Если границы рассматривать шире, то подростковый возраст охватывает период от 11 до 17 лет. Его подразделяют на собственно подростковый (11–15 лет) и раннюю юность (15–17 лет) [Гаврилова, 2011]. В этот сравнительно короткий период подросток проходит огромный путь в своем развитии. Через преодоление внутренних конфликтов с самим собой и с другими, внешних срывов и восхождений он становится личностью.
Подростковый возраст отличается особой чувствительностью к социальным проблемам и идеям. Этот период достаточно проблемный. К этому моменту у подростков уже достаточно образов, запечатленных психикой. В этом возрасте молодежь учится созерцать, смотреть, видеть.
В то же время молодые люди хотят научиться самостоятельному мышлению, сформировать свои ценностные ориентации. При этом каждый молодой человек проходит свой индивидуальный путь в постижении своего внутреннего мира и общих тенденций жизни людей [Медведева, 2013].
Крайне важным моментом является процесс формирования самосознания, самооценки, появления особого интереса к самому себе. Для подростков очень важно разобраться в себе и в отношениях, связывающих их с окружающим миром. Для этого возраста также характерна частая смена интересов. Это годы наполнены критикой и самокритикой, когда подросток становится особенно требовательным к себе, к учебе и к людям [Ромм, 2012].
Протекание подросткового возраста обычно очень бурное. Психологи отмечают три кризиса, переживаемые подростками. Рассмотрим три группы причин, которые являются предпосылками кризиса.
К первой группе относятся физиологические причины, связанные с быстрыми темпами роста и полового созревания организма. В подростковом возрасте происходит резкий скачок в физическом развитии.
Вторую группу составляют психологические причины. Эти причины связаны со становлением у подростков нравственности. Они открывают свое «я», приобретают новую социальную позицию. Это период называют периодом потери детского образа жизни. Подростков одолевают мучительно-тревожные сомнения в себе, в собственных возможностях, они пытаются найти правду в себе и других.
К третьей группе относятся социально-психологические причины. Данные причины связаны с усвоением подростками социума и общих признаков устройства мира. Их мир переполняют идеальные настроения, выводящие их за пределы обыденной жизни, взаимоотношений с окружающими людьми.
Объектом наиболее важных размышлений в подростковом возрасте становятся будущие возможности, которые связаны с каждым подростком лично, они озабочены выбором профессии, стремлением уметь взаимодействовать с разными социальными группами. Для подростков характерно так называемое чувство взрослости, они стремятся быть, казаться и вести себя как взрослые, показать свою независимость от опеки и контроля, обрести взрослые права [Солодилова, 2005].
Главное противоречие подросткового возраста состоит в огромном желании подростка казаться взрослым, чтобы окружающие считали его таковым и соответственно относились к нему. Но при этом у самого подростка нет ощущения подлинной взрослости. Поэтому в его поведении преобладают два противоположных стремления: независимость (он хочет обладать всеми правами взрослых и жить своим умом) и зависимость от взрослых (не хочет принимать обязанности взрослых, так как не в состоянии их исполнять).
Таким образом, можно сделать вывод, что подростковый возраст является наиболее важным и сложным этапом в развитии ребенка. Поэтому данный возраст также принято называть опасным, переходным, трудным. Но несмотря на это, подростки активно проявляют себя в творческих начинаниях и развивают свои возможности в определенном направление.
1.3 ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
Развитие творческой личности, а также создание условий для его самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных перед образованием. Мобилизовать творческий потенциал личности в нестабильных условиях и использовать его на благо общества – одна из важнейших задач российского государства.
Творческий потенциал (англ. Creative potential) – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Так, например, творческий потенциал актера, характеризуется следующими показателями: доброжелательность, общительность; импульсивность; социальная смелость, готовность к действию; высокая эмоциональная возбудимость, впечатлительность, способность к сопереживанию; доверчивость; мечтательность; стремление ко всему новому.
Развитие творческого потенциала личности - это непрерывный, целенаправленный процесс актуализации личностных возможностей, механизмов саморазвития и самореализации при доминирующей роли формирования творческой направленности личности.
Театральное искусство играет большую роль в формировании личности ребенка. Оно доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью и динамикой. Дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяет строить взаимодействие и общение друг с другом, развивает их способности в различных видах деятельности. Формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию всех компонентов речи.
Театральная деятельность позволяет не только получить заряд бодрости и хорошего настроения, но и реализовать свои творческие способности.
Театральная деятельность является важнейшим фактором для формирования эмоциональной сферы подростка, помогает раскрыть в себе лучшие качества личности, учит находить выход из стрессовых ситуаций и мелких неприятностей.
Не всем детям от природы дано иметь легкий, общительных характер и талант находить общий язык с каждым человеком, с которым они общаются, многие дети стесняются что-то спросить или сделать первый шаг. Почти всех поступающих в объединение детей отличает неуверенность, зажатость. Приходится тратить много усилий, чтобы научить ребенка правильно говорить, свободно держаться, раскрыть его индивидуальные и творческие способности.