Файл: Теоретические основы организации любительского театра для молодежи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С целью достижения наилучших результатов в работе необходимо выделить следующие структурные блоки.

1. Выбор и переработка сценария. Из множества сценариев нужно скомпилировать один, который должен соответствовать следующим условиям: доступный сюжет, небольшой объем, яркие образы.

2. Подготовительная работа (индивидуальная и подгрупповая). Чтение сценария или художественного фильма, обсуждение персонажей и эмоциональной окраски каждого образа.

3. Распределение ролей. На данном этапе мы учитываем: желание молодого человека изображать того или иного персонажа, творческие способности и индивидуальные особенности (тембр голоса, эмоциональность и т. д.), речевые и психофизические возможности.

4. Подбор музыкального сопровождения и танцевальных движений. Идет обработка музыки и песен. В работу включаются современные технические средства обучения.

5. Подбор костюмов и изготовление декораций совместно молодыми людьми. Костюмы должны быть яркими, красочными, удобными, вызывать у зрителей и участников яркие положительные эмоции.

6. Репетиция. В процессе репетиции могут возникнуть различные сложности, и поэтому на данном этапе пересматривается сценарий и вносятся определенные коррективы.

7. Выступление. На заключительном этапе спектакль представляется всеобщему вниманию, подводятся итоги. Необходимо оценить деятельность каждого участника. Наблюдения, проводимые в течение нескольких лет, показали, театр способствует развитию творческих способностей у подростков, а также помогает им раскрыться как личность и с легкостью входить в взрослую жизнь.

При организации работы с подростками посредством любительского театра необходимо знать определенные этапы, по которому происходит формирование и развитие творческого коллектива в данном виде театра.

В первую очередь, необходимо создать атмосферу творчества, доброжелательных и доверительных отношений, являющихся залогом успеха всей последующей работы театрального коллектива. Занимаясь актерским мастерством, сценическим движением, сценической речью, подростки учатся владеть своим телом, голосом, импровизировать, развивают уверенность в себе. Также в процессе таких тренингов они внутренне раскрепощаются, учатся видеть и слышать партнера по сцене, приобретают навыки, необходимые для дальнейшей работы.

На начальном этапе при работе с подростками руководителю любительского театра следует использовать этюдный метод, который позволяет решить проблемы творческого развития его участников, а также и достигнуть необходимого уровня продуктивного взаимодействия и взаимопонимания с исполнителями будущего спектакля.


Следующий этап – освоение драматургического материала, являющего основным инструментом театра. Любая пьеса – это всегда конфликт и пути его разрешения.

Первый важный шаг в постановке спектакля с подростками – это выбор пьесы. Выбранное произведение должно быть по-настоящему актуальным и интересным для всех участников любительского театра. Правильный выбор пьесы гарантирует большую активизацию познавательных, морально-нравственных, творческих, коммуникативных и эстетических потенциалов, задающих направление развития личности.

Второй важный шаг – это распределение ролей. Спектакль готовится не одним режиссером, а целым рядом различных людей: актерами, сценаристами, помощниками режиссера, художниками, декораторами, бутафорами, звукорежиссерами, осветителями, костюмерами, гримерами и т.д. На том этапе подростки должны определиться в своих желаниях и амбициях. Большинство из них обычно выбирают роль актера, но некоторые также хотят попробовать себя в роли сценариста, звукооператора, аккомпаниатора и т.д. Кто-то хочет быть одновременно и актером, и костюмером, и звукорежиссером, и художником. Важно, чтобы с момента выбора своей «роли» каждый подросток самостоятельно нес ответственность за свою работу. В процессе работы над спектаклем его участники начинают понимать, что успех зависит от слаженной работы всего коллектива, а не от отдельного человека.

Следующим важным шагом в репетиционной работе является совместный анализ пьесы, когда руководитель вместе с подростками определяет тему, идею и главную мысль автора. Размышляя и обдумывая ответы на эти вопросы, подростки развивают аналитические способности, умения высказывать свое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

После прохождения данного этапа, на котором определяется цель и сквозная линия спектакля, наступает этап работы над ролью.

Почувствовать своего героя, сродниться с ним задача не из легких. Чаще всего ребята играют себя на сцене и роли распределяются из расчета того, что учащийся сможет осилить материал, почувствовать своего героя, слиться с ним на том психофизическом уровне, который ему доступен.

Период работы над ролью учит понимать и принимать своего героя. Зная его прошлое, характер, взгляды и убеждения, подросток начинает понимать логику действий своего героя, логику его поступков и мыслей. Подросток учится давать нравственную оценку поступкам персонажа, исходя из содержания мотивов, которыми герой руководствовался, а не из внешней формы поступка.



В процессе такой работы подросток начинает лучше понимать себя и других, у него формируются новые стереотипы межличностных отношений, стилей поведения, вырабатываются критерии нравственных ценностей.

Анализ роли в действии предполагает осуществление актером на сценической площадке ряда этюдов по уточнению предлагаемых обстоятельств пьесы и роли, по выявлению характерности персонажа, нахождению «зерна образа». Существуя в контексте поставленной задачи этюда, опираясь на собственные наблюдения и эмоциональный опыт, актер в действии пытается ощутить те или иные стороны жизни персонажа, чтобы затем проверить собственное отношение ко всей роли. Как правило, этюды рождают новые эмоциональные краски, неожиданные черты характерности, которые невозможно «увидеть через текст». Но вместе с тем, этюды ставят перед исполнителем и новые вопросы, создающие стимулирующий фон для их дальнейшей интеллектуальной деятельности.

На репетиционном этапе работы накопленная информация о роли переходит в плоскость сценического действия, когда подросток становится творцом, субъектом своей деятельности. В этот период активно включается эмоционально-волевая сфера, когда участники спектакля учатся управлять своим настроением, поведением, реакциями, начинают ценить и уважать труд своих сверстников-партнеров, учатся сопереживать друг другу.

Итогом постановочного процесса становится спектакль, где каждый нашел свое место и будет оценен по достоинству. Главный результат – это общая радость творчества, когда актер отдает себя зрителю, заражая его своей энергией, эмоциями, игрой.

Подводя итог хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью обучающихся и педагога способствует формированию коллектива, а также развитию творческих способностей обучающихся и применению их не только в театральной деятельности, но и в повседневной жизни.

ГЛАВА II. РАЗБОР И ПОСТАНОВКА ПЬЕСЫ «БЕЗУМИЕ ПИГМАЛИОНА» ТАРАСА ДРОЗДА
2.1 ОБРАЗНОЕ РЕШЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ «БЕЗУМИЕ ПИГМАЛИОНА» ТАРАСА ДРОЗДА

Дрозд Тарас Петрович (28.11.1953 - 01.11.2017) – Петербургский драматург, член Союза писателей России и бессменный староста Драматургической мастерской при Санкт-Петербургском отделении Союза театральных деятелей РФ (ВТО).

Родился в 1953 году в пос.Усть-Омчуг Магаданской области. Окончил Ленинградский институт культуры, режиссёр. Десять лет вёл театр-студию в профсоюзном Доме культуры. Участник нескольких конференций молодых писателей Северо-Запада. В 2006 году принят в союз писателей России.

Библиография:

  • 1994 год, пьеса «Глубоко чёрный цвет» поставлена в театре «Балтийский дом», режиссёр А.Б. Исаков.

  • 1995-1997 годы, пьесы-сказки поставлены в Крымском академическом драматическом театре им.Горького.

  • 1998 год, повесть «Первый толчок» опубликована в журнале «Нева», редактор С.А. Лурье.

  • 2005 год, драма «Сладкое время нереста» поставлена в Московском областном драматическом театре им. Островского, режиссёр С.А. Голомазов.

  • 2012 год, в электронном журнале «Русский переплёт» опубликованы пьесы «Упрямый спартанец», «Безумие Пигмалиона», «Огурцы».

  • В 2013 году пьеса «Это, девушки, война» впервые поставлена на профессиональной сцене, в молодёжном театре Нижнего Тагила, в любительских театрах ставится по несколько раз в год.

Награды и премии:

  • Лауреат конкурса «Долг. Честь. Достоинство» за пьесу «Это, девушки, война», Москва, 2005 год.

  • Лауреат премии им. Андрея Толубеева за пьесу «Сладкое время нереста», Санкт-Петербург, 2010 год.

  • В сентябре 2013 года награждён медалью «За заслуги перед отечественной культурой».

  • Лауреат премии им. А.К. Толстого в номинации драматургия за трагедию «Князь Михаил Тверской», 2015 год.

Тарас Петрович скончался 1 ноября 2017 года.

«Безумие Пигмалиона» – комедия в двух действиях. Действующими лицами являются Пигмалион, Теопа, Нектариос, Делия, Демовиад, Агафо.

Замысел пьесы –это переход литературного произведения в драматургию.

Образ спектакля – это авторское внутреннее ощущение всего будущего спектакля на образно-эмоциональном уровне. Знакомство с пьесой сразу рождает чувства, что сам спектакль должен быть в специфическом стиле.

Греческие народные песни, танцы, стилистика речи. – все это видится не только речи и в музыкальном оформлении, народность мы видим декорациях и костюмах. При зарождении образа спектакля «Безумие Пигмалиона» акцентом становится мастерская Пигмалиона.


Выявление сверхзадачи спектакля - главная цель режиссера. Это то, ради чего, режиссер, ставит спектакль, что изменить в сознании зрителя, какие чувства и мысли хочется вызвать в нем.

Сверхзадача пьесы всегда находит свое выражение мысли и чувства автора по отношению к истории, выраженной в пьесе. Можно сказать, что сверхзадача спектакля идентична идеи пьесы.

Атмосфера спектакля. Среда пьесы: время действия, быт, характеры, ритмы, события - все это и рождает атмосферу спектакля, создаваемую и художником, и композитором, и режиссером, и актёрами. У каждого из них свои выразительные средства. Но главным носителем атмосферы, конечно, является актер. Поскольку сценическая атмосфера неразрывно связана с событиями спектакля, с его конфликтами, именно актер создает и поддерживает атмосферу этих событий и конфликтов через отношение к ним, физическое самочувствие, ритм, взаимоотношения с окружающим бытом и т.д.

Такие необходимые для создания атмосферы элементы, как музыка, шумы, освещение, бытовые детали превращаются в сценические украшательства, если они не связаны с психологической жизнью персонажей, и только если они неразрывно сое­динены с ней, спектакль может эмоционально увлечь и захватить зрителя.
2.2 РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕКТАКЛЯ «БЕЗУМИЕ ПИГМАЛИОНА» ТАРАСА ДРОЗДА
Любой спектакль начинается с читки пьесы, характеристики героев, выбора актеров, распределения ролей и т.д., то есть это - совокупность режиссерской деятельности по созданию спектакля. В процессе осуществления режиссерского замысла определяют несколько периодов: первое –застольный период; репетиция в выгородках третье - репетиция на сцене; четвертое –премьера.

На первых застольных репетициях режиссер знакомится актерским составом театрального коллектива. Зачитывается пьеса. Согласно характеристикам, распределяются роли и затем переходят к чтению по ролям. Застольный период режиссер знакомит актеров со своим видением сюжетной линии, образов героев. После того, как актер начинает чувствовать свою роль, и старается во время читки продемонстрировать свои действия, можно уже переходить к репетициям в выгородках.

Репетиция на выгородках - это репетиция с условными предметами декорации на сценической площадке. Здесь выстраиваются мизансцены и формируются действия актеров. Затем репетиции на сцене можно разложить по видам, монтажные, прогонные, сборные, монтировочные и генеральные репетиция.