Файл: Теоретические основы организации любительского театра для молодежи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мизансцена буквально означает расположение на сцене. Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде.
В наши дни при решении художественного оформления спектакля больше можно говорить о сценографии, а не о декорации. Во все времена существования театра, декорация характеризовала место изображаемого действия. Но с тех пор нередко режиссера работает напрямую над образом спектакля, его эмоциональным толкованием.
Сценография – это вид художественной деятельности, в основе которого заложено оформление спектакля, выступления, создание изобразительного образа, который воспринимается зрителями и участникам как единое целое, существующее в сценической форме, времени и пространстве.
В практическом плане сценография представляет собой создание зрительного образа представления посредством оформления места проведения декорациями, освещением, постановочной техникой, а также посредством создания костюмов актеров в духе сценария. Фактически, постановка спектакля и создание правильного восприятия у зрителей и участников зависит от того, насколько органично подобраны элементы представления в процессе сценографии. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения. Падуги закреплены над планшетом на горизонтальных штанкетах.
В спектакле «Безумие Пигмалиона» использовалось обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника, на задник была закреплена декорация с изображением мастерской Пигмалиона.
Данная декорация выбрана с учетом сочетания своего колорита со световым освещением, при котором происходит данное сценическое представление, и рассчитана на то, чтобы в результате получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая спектаклю своей излишней простотой или вычурностью, но и способствующая силе и выразительности зрительского восприятия. Разнообразен выбор способов изображения жизненной среды на сцене.
Сценический костюм и почему он важен и для актера, и для постановки в целом. Театральный костюм – это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя. Неверно думать, что костюм ограничивается лишь одеждой. Это еще и грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения). Только в таком комплексе вещей понятие костюма полно. Для актера костюм — это материя, форма, одухотворенная смыслом роли.
При постановке пьесы «Безумие Пигмалиона» учитывались специфические особенности одежды людей Греции, прически, а также аксессуары, которые не только подчеркивали характер персонажей, но и позволяли полностью погрузиться во времена Древней Греции.
Костюмы действующих лиц, также подобраны в единстве с декорациями, и характеризуют социальные, индивидуальные особенности героев спектакля.
Успех спектакля напрямую зависит и от правильно подобранной музыкально шумовой партитуры. Хорошо подобранная сюжетная музыка в спектакле в зависимости от того, где и как ее применяют, может выполнять разнообразные назначения и придавать различные эмоциональные оттенки восприятия спектакля зрителем. В одних случаях она помогает придать только - эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены, не вторгаясь непосредственно в драматургическое развитие пьесы, но бывает и так, что нередко она становится важнейшим драматургическим компонентом спектакля.
Принимая решение о световом оформлении спектакля, режиссёр не просто решает вопрос: как осветить действующие лица и необходимые декорации, но и должен задуматься о смысловой нагрузке применения светового сопровождения, найти цветовое решение спектакля. В своем режиссерском замысле он должен продумать, как свет будет способствовать достижению режиссёрской сверхзадачи. В приведённом описании начала и развития спектакля «Безумие Пигмалиона» именно свет, сценическое освещение практически реализовывало режиссёрский замысел – резкая темнота, полученная при помощи использования световой пушки на реплику.
Яркий, полный свет в конце спектакля обозначает торжество светлого (духовного) начала – и зарождение нового.
Работа со светом была произведена с использованием прожекторов, укрепленных на падугах передней и задней части сцены, а также при помощи современных светодиодных прожекторов, которые позволяют более эффективно управлять светом при помощи пульта управления.
Отзывы зрителей были очень положительными. Очень понравилось колоритная и натуральная игра самодеятельных актеров. Каждый комедийный сюжет был встречен аплодисментами и громким смехом и неспроста, ведь на сцене развернулась жизненная история простых людей с юмористическими репликами, музыкальным сопровождением. Неудивительно, что спектакль понравился зрителям. После показа зрители поблагодарили артистов за прекрасную игру, пожелали дальнейших творческих успехов. И бурными аплодисментами проводили гостей. Прибывшие на премьеру спектакля гости отметили игру молодых артистов, охарактеризовали основные особенности спектакля, дали профессиональную оценку режиссерскому замыслу и игре актеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе в настоящее время все больше популярности набирает такой вид искусства, как любительский театр.
Современный театр является синтетическим видом искусства, который объединяет в себя и музыку, и живопись, и хореографию, и поэзию, и дизайн и т. д. Театр находит путь к сердцу зрителей посредством образности. Актеры и их и творческий потенциал – основное средство выразительности театра. Актёру в своей игре на сцене приходится использовать различные театральные приёмы и изображать формы существования, он должен довести до зрителя суть происходящего на сцене, а также реализовать замысел режиссёра. Не случайно именно театральное искусство считается самым сильным по своему воздействию средством влияния на человека.
Большей частью участников любительских являются подростки. Подростковый возраст является наиболее важным и сложным этапом в жизни человека. Он отличается особой чувствительностью к социальным проблемам и идеям. Этот период достаточно проблемный, ведь у молодых людей появляется чувство взрослой неполноценности, кризисы, поиски себя и своих дальнейших ориентиров, и жизненных ценностей.
Неоднозначное поведение подростков, проявляется по некоторым причинам: физиологические, психологические, социально-психологические. В их поведении преобладают два противоположных стремления: независимость и зависимость.
Изучив особенности детей подросткового возраста, можно утверждать, что любительский театр имеет большие преимущества в сравнении с другими творческими направлениями по силе непосредственного эмоционального воздействия на личностную сферу ребенка.
Организуя работу с подростками, важным для них является руководитель, в данном случае в театральном коллективе им является режиссер. Именно от его профессионализма будет зависеть, на сколько, будут успешны участники коллектива в обществе в целом. Ведь главная задача руководителя любительского театрального коллектива заключается в том, чтобы увлечь и влюбить всех членов коллектива в совместное творчество.
Любительские театры выполняют несколько важных функций:
- ориентационно-гуманистическую,
- креативно-развивающую,
- информационально-образовательную.
Важным аспектом, привлекающим подростков в любительский театр, является общение. Возможность выражать свободной форме свои мысли, эмоции душевные переживания. Чего не хватает подросткам в обыденной жизни.
Задачей театра является воспитать духовно активного, открытого, готового к дальнейшему развитию человека. Также особенность, любительского театра заключается в том, что члены коллектива – это не профессиональные актеры, а просто любители театрального искусства, имеющие определенные желание, талант, особенности и возможности проявить себя в театральной деятельности. Любительский театр имеет огромную воспитательную роль во всестороннем развитии личности ребенка – подростка.
При организации работы с подростками посредствам любительского театра, необходимо выделять определенные этапы.
В данной работе мы провели анализ пьесы «Безумие Пигмалиона» Тараса Дрозда, раскрыли процесс создания постановки по данной пьесе.
Основными задачами, которые ставились перед коллективом являлись раскрытие этапов овладение актерским мастерством; освоение элементов психофизического действия и навыков проведения актерского тренинга; поэтапное овладение навыками работы актера над ролью; домашняя работа актера над ролью; выявление деталей внутренней и внешней характерности образа; сквозное действие роли и сверхзадача спектакля.
Таким образом, постановка пьесы «Безумие Пигмалиона» помогла организовывать подростков в творческой деятельности по средствам любительского театра. Ведь всестороннее развитие личности действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса.
Любительский театр является эффективным средством развития подростков, приучая их к самостоятельности, организованности, дисциплине, прививая им страсть к самообразованию; Каждый вид театральной самодеятельности помогает ребенку раскрыть свои таланты; понять себя и окружающий мир; обогатиться положительными эмоциями; найти новых друзей и, конечно, любой театр способствует социализации подростка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Артемьева, В. А. Чувство толерантности в подростковом возрасте // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 486-489. -
Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра: Театр художника. Истоки и начала / В.И. Березкин. - М.: КД Либроком, 2012. - 232 c. -
Богданова, Р.У. Теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образования. Дис. на соиск. степ. докт. пед.н. [Текст] / Богданова Р.У. – СПб. 2000 – 422 с. -
Бондаренко, М.А. Любительский театр и его роль в языковом развитии воспитанников. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. №4. – 2012. – С. 101-105. -
Борзенков, В.Л. Теоретико-методологические основания педагогической игротехники. [Электронный ресурс] / Борзенков В.Л. – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/teoretiko-metodologicheskieosnovanija-pedagogicheskoj-igrotehniki.html -
Боронина, Е.В., Кадина, В.В. Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой деятельности средствами театрального искусства [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 68-71. -
Валента Милан, Полинек Мартин. Драматерапия. [Электронный ресурс] / М. Валента, М. Полинек. – Электрон. текстовые данные. – М.: Когито-Центр, 2013. – 260 с. – Режим доступа: https://www.litres.ru/martinpolinek/dramaterapiya/chitat-onlayn/ -
Васильева, Т.П. «Театральный кружок как средство воспитания подростков» / Т. П. Васильева, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». -
Возрастная и педагогическая психология. / сост. И. В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005. – 385 с. -
Гаврилова, Е.Э. Влияние школьного театра на формирование личности подростка // Молодой ученый. – 2011. – №2. Т.2. – С. 77-80. -
Гаевский В. Книга ожиданий. Заметки об актерах и режиссерах. Москва: РГГУ, 2014. – 442 с. -
Григорьева, О.А. учебное пособие «Школьная театральная педагогика» / О.А. Григорьева – М., издательство: планета музыки, 2015 – 256 с. -
Гришкевич, С.М. наглядный школьный курс (пособие) по обществознанию/ С. М. Гришкевич – М., издательство: Эксмо, 2018 – 191 с. -
Гройсман, А.Л. Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актёра. [Текст] / А.Л. Гройсман. – М. – Издательство: Когито-центр, 2007. - 11-20 стр. -
Донова Д. Театр и зритель: стратегические основы взаимоотношений: автореф. дис. канд. искусств. СПб., 2007. - 20 с. -
Ершов, П.М. Режиссура, как практическая психология. – М.: Мир искусства, 2010. – 194 с. -
Ершова, А.П., Букатов В.М. «Актерская грамота – подросткам». МОЦМЭВ «Глаголь», Ивантеевка, 1994. -
Зайцев, А.С. Развитие подростка в школьном театре. – М.: МАО, 2016. – 148 с. -
Зайцев, А.С. Школьный театр как фактор творческого развития и социализации подростка. – М.: МАО, 2015. – 175 с. -
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М.: Класс, 2008. – С. 30-34 стр. -
Климова, М.В. Взаимосвязь самооценки и межличностных отношений подростков // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2014. № 2. С. 41-44.1 2 3
Ковалевский, А.Н. Влияние психологических особенностей формирования личности подростка на проблемы и перспективы развития образования // Молодой ученый. – 2012. – №5. – С. 429-431.
Козодаев, П.И. Особенности использования методов театральной педагогики в режиссерской практике руководителя любительского театра. // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (15). 2010. – С. 154-157.
Косарева, М.В. Самодеятельный театр первого послеоктябрьского десятилетия: опыт социально-культурного анализа: дис. канд. пед. наук. М., 2008. - 227 с.
Кривич Б. В., Пивоварова Н. А. Здоровье как ценность в подростковом возрасте // Юный ученый. – 2016. – №2. – С. 184-186.
Кристи, Г.В. Основы актерского мастерства М.: Искусство, 2005. – 164 с.
Лапина, О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 160 с.
Лапшина, А. В. Влияние социального окружения на проявление и развитие креативности личности подростка в театральной студии // Молодой ученый. – 2010. – №4. – С. 351-354.
Левицкая, Л. В., Чернова А. А. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1036-1039.
Манюкова, В.Ф. Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции психоэмоционального состояния воспитанника детского дома [Электронный ресурс] / Манюкова В.Ф. – Режим доступа: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=1618
Медведева Г.П. Процесс деятельности и его основные характеристики. – М.: РГСУ, 2013. – 28 с.
Немова, О.А., Карташева И.А. Воспитательный потенциал современного музыкального медиаконтента [текст] // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - №2 (23). – 2019. – с. 132-136.
Никитин, С. В., Кузнецов Е. В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 20-22.
Овчарова, Р.В. Справочная книга практического психолога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001. – 480 с.
Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002 - 510 с.
Павленко А. Теория и театр. СПб, Наука. 2006.