Файл: Курсовая работа по дисциплине Уголовное право Тема Студентка группы пр318 го курса Пименова Анастасия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1299

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ходе реализации УДО как освобождения от наказания особенно выделяются принципы справедливости, гуманизма и законности.

Принцип справедливости изложен в ст 6 УК РФ - 1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

  1. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

В ст. 7 УК РФ, принцип гуманизма в законе сформулирован так:

«1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства»
Принцип законности изложен в Уголовном кодексе (ст. 3) так:

«1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим кодексом.

2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается».1

При решении вопроса об условно-досрочном освобождении влияют поведение, отношение к труду и учебе, а также отношение к совершенному преступлению. Эти факторы влияют на изменение степени общественной опасности осужденного, впоследствии необходимо вмешательство суда для корректировки применяемых мер в сторону их смягчения либо ужесточения. Исправление осужденного, как основная цель наказания достигается до истечения срока наказания, и, последующее его исполнение является нецелесообразным.

Глава 2. Правовое регулирование условно-досрочного освобождения от наказания.

    1. Основания применения условно-досрочного освобождения от наказания.

Анализируя «условно-досрочное освобождение от наказания» я прихожу к выводу, что оно включает в себя понятия «условно» и «досрочно», которые мы должны рассматривать в комплексе. Таким образом, «Условно» означает, что освобождение от отбывания наказания осуществляется под некоторым условием, таким, как отбытие определенного срока наказания и наличие обстоятельств, указывающих на исправление осужденного, и «досрочно», означает до определенного в приговоре суда срока полного отбытия наказания. При этом возможность применения института условно-досрочного освобождения от наказания закон связывает с наличием некоторых обстоятельств, которые понимаются в качестве оснований. Их наличие позволяет объективно
решить вопрос о применении УДО к осужденным, имеющим на это установленное законом право.1
Основания условно-досрочного освобождения от наказания, применяемые судом указаны в ст. 79 УК РФ:

1) материальное основание заключается в том, что осужденный достиг определенной степени исправления;

2) формальное основание подразумевает отбытие осужденным требуемой части срока наказания.2
Если осужденный характеризуется с положительной стороны, то для условно-досрочного освобождения все равно необходимо отбыть определенную часть срока. Данные сроки установлены ч. 3 ст. 79 УК РФ: 1) не менее 1/3 срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; 2) не менее ½ срока наказания, назначенного за тяжкое преступление; 3) не менее 2/3 срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также 2/3 срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освободившемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79 УК РФ; 4) не менее ¾ срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 и 361 УК РФ; 5) не менее 4/5 срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.1
При этом осужденный должен отбыть срок лишения свободы не менее шести месяцев. В случае пожизненного лишения свободы осужденный имеет право на условно-досрочное освобождение при условии отбытия не менее двадцати пяти лет лишения свободы, а также признания суда о том, что он не нуждается в дальнейшем отбывании наказания. Когда лицо осуждено за несколько преступлений с разными сроками наказания, фактическое отбытие которых станет одним из оснований УДО, за основу определения подлежащего отбытию срока наказания, берется общий срок наказания, который назначен по ст. 69 (ст. 70) УК РФ и исчислен исходя из п. «в» ч. 3 ст. 79 УК РФ.

В соответствии со ч. 5 ст. 79 УК РФ, лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. УДО от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.

1
В качестве материальных оснований, согласно ч. 4.1 ст. 79 УК РФ, следует считать факторы, влияющие на решение суда о предоставлении условно-досрочного освобождения:

1) отношение осужденного к учебе и труду;

2) имеющиеся у осужденного поощрения или взыскания;

3) отношение осужденного к совершенному преступлению;

4) степень возмещения причиненного ущерба в процессе совершения преступления (частично или полностью);

5) заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности условно-досрочного освобождения.2
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 21 апреля 2009 г. «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» говорится, что в процессе принятия решения о предоставлении условно-досрочного освобождения необходим индивидуальный подход к каждому осужденному.3
Возможность применения института условно-досрочного освобождения от наказания закон связывает с наличием некоторых обстоятельств, которые понимаются в качестве оснований. Их наличие позволяет объективно решить вопрос о применении УДО к осужденным, имеющим на это установленное законом право.1


    1. Контроль (надзор) за лицами, освобождёнными условно-досрочно.


Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания имеет свои отличительные черты. Оно затрагивает осужденных, представляющих наименьшую опасность, поскольку условно-досрочное освобождение применяется лишь к осужденным, которые, по решению суда, не нуждаются для своего исправления в полном отбывании назначенного судом наказания, а именно к положительно характеризующимся лицам, отбывающим назначенный срок наказания. Возможность совершения повторного преступления с их стороны меньше чем у остальных. С другой точки зрения, данные осужденные освобождены условно-досрочно, поэтому подготовка их освобождения могла не осуществляться. Следовательно, что все вопросы трудового и бытового устройства, освобожденные по УДО лица должны решать сами. Суд, применяя УДО, имеет право возложить на осужденного исполнение определенных обязанностей, к примеру, таких как:

1) не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных;

2) трудоустроиться в течение определённого времени;

3) не посещать определенных мест;


4) при необходимости пройти курс лечения от алкогольной зависимости, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;

5) оказывать финансовую поддержку семье и т.д.
Еще в 2011 году был принят Федеральный закон № 64 «Об административном надзоре».

Последняя редакция данного Федерального закона от 23.04.2019.

Основанием его принятия послужило увеличение показателей рецидива со стороны лиц, которые ранее отбывали наказание. В связи с этим главными задачами данного надзора стали предотвращение совершения повторного преступления, профилактические мероприятия со стороны государства.
Надзор за лицами условно-досрочно освобожденными входит в компетенцию ОВД, то есть отделов участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних. Они занимаются проведением воспитательной работы с теми лицами, которые были освобождены условно-досрочно для укрепления результатов их исправления. От того как себя будет вести лицо, условно-досрочно освобожденное, органы внутренних дел имеют право просить у суда о полной или частичной отмене таких обязанностей, а также о добавлении новых.

Необходимо заметить, что на практике нагрузка сотрудников ОВД не дает им должным образом осуществлять контроль над осужденными, освобождёнными условно-досрочно. Особое внимание обращается, на осужденных отрицательно характеризующихся и уклоняющихся от надзора. Оставшиеся же просто выпадают из поля зрения. Рациональным стало бы возложение этой обязанности на уголовно-исполнительные инспекции, или создание нового органа, который бы исполнял обязанности по надзору как за условно осужденными, так и за осужденными к которым применили УДО.

Необходимо отметить, что вопрос о создании данного органа затрагивался Правительством РФ.
ОВД не относятся к органам исполнения наказания и не имеют возможности в полной мере исполнять полномочия специализированного органа по контролю за лицами, освобожденными по УДО. Министерство юстиции, обозначая интересы ФСИН, отметило, что в настоящее время в России исполняют наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, 2445 уголовно-исполнительные инспекции со штатной численностью 9963 единицы. В административно-территориальном образовании из-за недостатка необходимой штатной численности инспекции отсутствуют, штаты 300 инспекций состоят из 1 сотрудника. МВД подтвердило, что наделения функции контроля на ФСИН РФ без добавления дополнительной штатной численности и увеличения бюджета в данный момент невозможно, все же опровергнув тем, что наделение этой функцией участковых уполномоченных милиции так же сильно поднимет без этого высокую нагрузку. Верховный Суд, по этому вопросу принял нейтральную позицию. Но все же
этот вопрос не остался без внимания, и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике УДО, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» судам были даны разъяснения по вопросам, возникающим у них при применении УДО.1

По фактам исследования было проведено объединительное совещание, в результате которого пришли к выводу о том, что при выборе специализированного государственного органа, уполномоченного на исполнение контроля за лицами условно-досрочно освобожденными, необходимо иметь в виду ряд основных факторов, например:

  • существующие в данный момент закрепленные в законе полномочия уголовно-исполнительных инспекций по исполнению контроля за условно осужденными лицами, а также отбывающими наказание в виде ограничения свободы;

  • идентичность по своей сути институтов условного осуждения и условно-досрочного освобождения, поскольку при нахождении вне места реального отбывания лишения свободы лицо в этот период продолжает на основании решения суда оставаться осужденным на протяжении всего срока наказания;

  • подобные правовые последствия для лиц условно осужденных, освобожденных по УДО и отбывающих наказание в виде ограничения свободы (в том числе запрещение менять постоянное место жительства или пребывания, менять место работы или учебы, посещать определенные места, а также возможность по решению суда отменять, изменять либо дополнять ранее установленные обязанности и ограничения);

  • потребность единообразия подхода со стороны государства к исполнению контроля за поведением разных категорий осужденных лиц (условное осуждение, условно-досрочное освобождение, ограничение свободы);

  • потребность исключения существующих правовых пробелов и внесения в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации поправок, обращенных на регулирование правоотношений, связанных с исполнением контроля за поведением условно-досрочно освобожденных.1


Данные условия говорят о потребности возложения полномочий специализированного государственного органа, исполняющего контроль за условно-досрочно освобожденными лицами, на уголовно-исполнительные инспекции.

На данный момент в науке не перестают спорить о том, какой все-таки орган обязан исполнять контроль за лицами освобождёнными по УДО.
Невозможно не выделить, что уголовно-исполнительные инспекции имеют больше компетенции в этом вопросе, по сравнению с участковыми уполномоченными.