Файл: Билет 1 Биология как наука. Её задачи, объекты, методы исследования. Особенности биологии на современном этапе развития органического мира. Значение биологии в системе подготовки врача.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 450

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие – процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с моменты рождения до конца жизни и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп.

На развитие влияют следующие факторы:

  1. питание

  2. психологические воздействия

  3. время года




  1. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Значение его в медицине.

Многообразие мутирования подчиняется определенным закономерностям, которые впервые были обнаружены в 1920 г. Н. И. Вавиловым. При сравнении признаков различных сортов культурных растений и близких к ним диких видов обнаружилось много общих наследственных изменений, что позволило Вавилову сформулировать закон гомологических рядов в наследственной изменчивости: «виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть существование параллельных форм у других видов и родов». Вавилов указывал, что гомологические ряд часто выходят за пределы родов и даже семейств.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости имеет прямое отношение к изучению наследственных болезней у человека. Вопросы лечения и профилактики наследственных заболеваний не могут быть решены без широкомасштабных исследований на животных с наследственными аномалиями.

Согласно закону Вавилова, мутации, аналогичные наследственным болезням человека, должны встречаться у животных. Так, у собак наблюдается гемофилия, сцепленная с полом. Альбинизм зарегистрирован у многих видов грызунов, кошек, собак и птиц. Моделями для изучения мышечной дистрофии могут служить мыши и крупный рогатый скот, эпилепсии – кролики и крысы, аномалий в строении глаз – многие виды грызунов, собаки и свиньи. Наследственная глухота обнаруживается у морских свинок, мышей и собак. Аномалии, аналогичные заячьей губе и волчьей пасти, бывают у мышей, собак, свиней.


  1. Общая характеристика класса Ракообразные. Медицинское значение


представителей класса.

Обитают преимущественно в морских и пресных водах. Тело покрыто хитином и подстилающей его гиподермой. У ракообразных голова и грудь обычно слиты в голово­грудь. Головогрудь и брюшко. На голове имеются антенны и антеннулы (осязание, обоняние, равновесие). Сегменты груди несут 5 пар конечностей. Имеется ротовой аппарат. Пищеварительная система начинается ротовым отвер­стием, затем пищевод и далее желудок, в котором пища пере­тирается и частично переваривается. В короткую среднюю кишку откры­вается проток железы. Она вы­полняет функции печени и поджелудочной железы. Задняя кишка оканчивается заднепроходным отверстием. Органы дыхания - жабры. Выделительная система представляет собой измененные метанефридии. Она состоит из двух пар желез. Кровеносная система. На спинной стороне тела располо­жено сердце - мускулистый мешок с отверстиями. Из сердца кровь идет в полости, снабжает органы, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом возвращается в сердце. Нервная система состоит из парного надгло­точного ганглия, подглоточного ганглия и брюшной нервной це­почки. Органы чувств развиты. Половая система. Раздельнопо­лые. Половые железы у обоих полов непарные. Протоки половых желез парные. Развитие в большинстве случаев связано с метаморфозом.

Высшие раки – санитары водоёмов.

Низшие раки – промежуточные хозяева.
Задача

При скрещивании гомозиготных алеутских норок (АА) с серебристо-голубыми (РР) у потомства развивается стандартная коричневая окраска меха, в Р2 выделяются также сапфировые норки (аарр). Определите тип взаимодействия генов и какое расщепление

ожидается при скрещивании гетерозиготной алеутской норки с гетерозиготной серебристо- голубой?
Билет 35


  1. Старость, как этап онтогенеза. Геронтология и гериатрия. Определение понятий. Смерть как за­
    вершающий этап онтогенеза. Смерть клиническая и биологическая. Реанимация и её значение в медицине.

Старость – стадия индивидуального развития, по достижении которой в организме наблюдаются закономерные изменения в физическом состоянии, внешнем виде, эмоциональной сфере. Содержание старости достигается благодаря изменениям, составляющим содержание процесса старения. Этот процесс захватывает все уровни структурной организации особей – молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой, органный. Суммарный результат многочисленных частных проявлений старения на уровне целостного организма заключается в нарастающем с возрастом снижении жизнеспособности особи, уменьшении эффективности приспособительных, гомеостатических механизмов. В целом старение приводит к прогрессивному повышению вероятности смерти. Таким образом, биологический смысл старения заключается в том, что оно делает неизбежной смерть организма. Последняя же представляет собой универсальный способ ограничить участие многоклеточного организма в размножении. Без смерти не было бы смены поколений – одного из главных условий эволюционного процесса.



Геронтология – наука о старости. Гериатрия – наука о лечении болезней, возникающих в старости.

Смерть – завершающий этап онтогенеза, время, когда останавливаются все процессы в организме. Различают 2 вида смерти: клиническая и биологическая. Клиническая смерть нередко предшествует наступлению смерти биологической. Клиническая смерть – остановка сердца и дыхания, но с помощью реанимации человека можно вернуть к жизни. Биологическая смерть – необратимые процессы в организме, вернуть человека к жизни невозможно.

Реанимация – комплекс мероприятий, призванных возобновить осуществление внезапно остановившихся важнейших функций в организме. В медицине реанимация необходима для возвращения человека к жизни при внезапном прекращении функционирования важнейших систем органов (при остановке сердца и дыхания).


  1. Антропогенетика как наука. Её предмет, методы, задачи.

Антропогенетика – это наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости у человека.

Объектом антропогенетики является человек. Предметом антропогенетики являются закономерности наследственности и изменчивости у человека.

Методы антропогенетики:

  • Семейно-генеалогический

  • Близнецовый

  • Популяционно-статистический

  • Дерматоглифический

  • Цитогенетический

  • Метод генетики соматических клеток

  • Метод моделирования

Задачи антропогенетики:

  • Выявление признаков и свойств человека

  • Систематизация признаков и свойств человека

  • Изучение вариантов наследования признаков и свойств человека




  1. Общая характеристика класса Паукообразные. Деление на отряды.

Медицинское значение отдельных представителей.

Приспособ­лены к обитанию на суше. Характерны органы воздушного дыха­ния. Характерна тенденция к слиянию члеников тела, образующих головогрудь и брюшко. Тело покрыто хитином и подстилающей его гиподермой. Ее производные - паутинные и ядовитые железы. Ядо­витые железы расположены у основания хелицер. Отличи­тельная черта - наличие 6 пар конечностей. Из них 2 пер­вые пары - хелицеры и педипальпы, приспособлены к захвату и измель­чению пищи. Остальные 4 пары выполняют функции передвижения. Пищеварительная система сходна с таковой ракообраз­ных, но приспособлена к питанию полужидкой пищей. Дыхательная система представлена либо листовидными легкими, либо трахеями. В легочных мешках расположены многочисленные листовидные складки, в которых про­ходят кровеносные капилляры. Трахеи представляют собой систему разветвленных тру­бочек. Выделительная система. У некоторых паукообразных имеются видоизмененные. У мно­гих форм образуются мальпигиевы сосуды. Из них продукты жизнедея­тельности поступают в задний отдел кишечника. Кровеносная система. Наиболее сложно построена у скор­пионов и пауков, органами дыхания которых являются легкие. У этих жи­вотных кровеносная система сходна с таковой ракообразных. Нервная система. Характеризуется концентрацией составляю­щих ее частей. У некоторых форм вся нервная цепочка сливается в
один головогрудный ганглий. Все паукообразные раздельнополы. Половой диморфизм резко выражен.

- Фаланги. Укусы фаланг болезненны и могут осложняться воспалительными процессами, так как в ранки попадают бактерии.

- Скорпионы. Укусы скорпионов не смертельны, но вызывают сильную боль, отек конечности, озноб, упадок сил, сонливость. Скорпионы, обитающие в тропиках, могут вызвать смерть.

- Пауки. Для человека опасен каракурт. Укусы каракурта могут быть смертельными для живот­ных и человека. Укус тарантула (Lycosa singoriensis) может вызвать воспаление.

- Клещи - переносчики транс­миссивных болезней имеют

+ Семейство иксодовые (Ixodidae).

Собачий клещ (Ixodes ricinus). Передает человеку и домашним животным возбудителя туляремии. Присасывание клеща вызывает воспалительный процесс.

Тело оваль­ное, на спинной стороне расположен щиток. У самцов он покрывает всю спинную сторону. У самок, личинок и нимф небольшой щиток находится лишь в передней части спинной стороны. Окраска самцов коричневая, длина их около 2,5 мм. У голодной самки тело тоже коричневое, но по мере насыщения цвет изменяется до красновато-коричневого. Длина голодной самки около 4 мм, сытой - до 11 мм.

Таежный клещ (Ixodes persulcatus) - энцефалита.

Морфофйзиологические особенности сходны с та­ковыми собачьего клеща. Вирус энцефалита передается самкой клеща трансовариально.

Профилактика. Личная профилактика заключается в предохра­нении от укуса клещей. Общественная. Культурное освоение тайги и уничтожение клещей.

+ Семейство аргазовые (Argasidae).

Поселковый клещ (Ornithodorus papillipes) - переносчик воз­будителей возвратного тифа.

Поселковый клещ темно-серый. Длина самки - 8 мм, самца - 5 мм. Глаз нет. Взрослые клещи могут голодать до 13 лет.

Профилактика. Необходимо оберегать себя от нападения клещей, не спать и не лежать в пещерах, применять отпугивающие средства. Общественная профилактика заключается в унич­тожении клещей и грызунов.

+ Семейство гамазовые (Gamasoidea)

Постоянные и временные паразиты. Передают человеку возбудителей сыпного тифа. Некоторые краснотелковые клещи вызывают японскую речную лихорадку.

+ Постоянный паразит человека - чесоточный зудень (Sarcoptes scabiei). Возбудитель чесотки.

Внутрикожный паразит. Размеры мик­роскопические: длина самки - 0,4 мм, самца - 0,3 мм. В пробуравленных ходах самки откладывают яйца. При расчесах вскрываются ходы клещей. Клещи, личинки и нимфы расселяются по окружающим предметам. Заражение происходит при непосредственном контакте с больным чесоткой или его ве­щами.


Профилактика. Лич­ная - поддерживание чистоты тела, белья, жилища. Общественная - сани­тарный надзор за общежития­ми, банями, санитарное просве­щение.
Задача

Часть матрицы- нити молекулы ДНК - состоит из следующих
нуклеотидов ААТАГГТТТАЦЦАААТАГ....

Какова последовательность нуклеотидов в комплементарной ей части молекулы иРНК? Какие аминокислоты закодированы этим участком иРНК?


Билет 36


  1. Теории старения.

  1. Эндокринная теория (Ш. Броун-Сенар) – это теория о том, что происходит снижение функций эндокринных желез.

  2. Нервная теория (И. П. Павлов) у человека происходят стрессы, поэтому он стареет.

  3. Теория ортобиоза (И. И. Мечников) «Жизнь без излишеств».

  4. Теория нарушения межтканевых системных отношений (А. А. Богомолец) организм имеет возраст соединительной ткани

  5. Энергетическая теория (М. Рубнер) любой организм имеет свой энергетический запас, который с возрастом уменьшается

  6. Теория затухания самообновления белков (А. В. Нагорный) синтез белков снижается

  7. Мутационная теория – с возрастом возникают мутации, которые приводят к различного рода опухолям

  8. Адаптационно-регуляторная теория – с возрастом способности к адаптации снижаются.




  1. Генеалогический метод. Его цели, задачи. Этапы выполнения и их характеристика.

Генеалогический метод – наиболее часто используемый метод врачами всех специальностей. Это метод составления родословных.

Цель семейно-генеалогического метода – составление прогноза рождения больных детей в отдельно взятой семье, установление наследственности или ненаследственности конкретного заболевания

Задачи генеалогического метода:

  1. с его помощью можно установить: исследуемый признак наследственный или ненаследственный

  2. определение типа и варианта наследования признака

  3. прогнозирование вероятности рождения больных детей в семье

  4. с помощью этого метода составляют карту хромосом

Этапы семейно-генеалогического исследования

  • врач-генетик собирает сведения о членах родословной, введено понятие «пробанд» - это человек, с чьих слов составляется родословная

  • с помощью специальных символов рисуется родословная

  • анализ родословной и выводы. При анализе родословной врач-генетик устанавливает: