Файл: Министерство просвещения науки и высшего образования российской федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для развития скоростно-силовых качеств нами были использованы несколько упражнений, которые применяются при подготовке спортсменов единоборцев, они были включены в вариативную часть уроков физической культуры в экспериментальном классе.
Таблица 1
Упражнения, включенные в занятия в ходе эксперимента
№ п/п | Содержание упражнения | Вид единоборства | Дозировка | Организационно-методические указания | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | Толчковый и боковой удар ногой по мишени | Карате | 2 подхода по 2 минуты |
| |
2 | Пятнашки ногами. Цель наступить как можно больше на а ногу своего оппонента двигаясь в стойке боксера. | Бокс | 4 подхода по 2 минуты | Имитацияа боксерского боя. На ноги одеваются утяжелители. | |
3 | Удар ногой полумесяцем и назад | Тхэквондо | 2 подхода по 2 минуты | Удар ногой назад наносится по мишени расположенной сзади, пяткой любой ноги. Можно наносить удар маховым или толчковым движением. Если задать корпусу вращение, то можно бить и по мишени, стоящей перед спортсменом | |
4 | Упражнение с резиной Растягивания и стягивания резины | Самбо | 3 подхода по 10 раз в каждую сторону | Растягивание влево 10 раз вправо 10 раз по 3 подхода. | |
1 | | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Удары | | Айкидо | 2 подхода по 2 минуты | Выполнение максимального количества ударов руками в прыжке вверх на месте. |
При совершенствовании скоростных качеств важно помнить о следующих методических условиях:
-
упражнение необходимо выполнять на предельной скорости; -
время выполнения упражнения должно быть таким, чтобы спортсмен не снижал скорости в конце упражнения, а интервалы отдыха должны позволять каждую следующую попытку выполнять не хуже предыдущей; -
средства и методы, направленные на повышение скоростных качеств школьников, варьируются, чтобы избежать образования «скоростного барьера».
3.2 Оценка эффективности способов развития скоростно-силовых качеств подростков 14-15 лет средствами единоборств
На этапе предварительного эксперимента с целью определения оптимальной дозировки скоростно-силовых упражнений были проведены исследования, в ходе которых выполнялись пять уровней нагрузки в различные тренировочные дни. А также были проведены измерения скоростно-силовых качеств в обеих группах, данные которых представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Измерения скоростно-силовых качеств школьников контрольного класса
-
№
п\п
Контрольные упражнения, единицы измерения
Средние показатели
Мальчики
Девочки
1
2
3
4
1.
Прыжок с места, см
210
180
2.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)
30
19
3.
Бег 30 метров, с
5,6
5,8
4.
Бег 2000 метров, м
10:05
12:05
Таблица 3
Измерения скоростно-силовых качеств школьников экспериментального класса
-
№
п\п
Контрольные упражнения, единицы измерения
Средние показатели
Мальчики
Девочки
1
2
3
4
1.
Прыжок с места, см
211
179
2.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания), раз
31
18
3.
Бег 30 метров, с
5,3
5,5
4.
Бег 2000 м
10:05
12:05
Как видно из данных таблиц, упражнения выполнены школьниками контрольного и экспериментального классов в пределах установленных нормативов и на примерно одинаковом уровне.
В качестве тестов для проверки развития скоростно-силовых качеств были использованы следующие задания: прыжок с места; отжимания; бег 30 метров; бег 2000 метров.
Показатель «Прыжок в длину с места» дал следующие результаты:
несмотря на то, что мальчики экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента показали практически одинаковые результаты 211±0,38 см у экспериментальной группы и 210±,38 - у контрольной группы, в конце эксперимента их показатели стали существенно различаться 216±0,15 см и
212±0, 56 см соответственно (рис. 1).
Рис. 1. Динамика результата прыжок в длину с места у мальчиков 9 классов, см.
Таким образом, прирост составил 5±0,38 см и 2±024 см соответственно
У девочек показатель «Прыжки в длину с места» в начале эксперимента в экспериментальной группе равнялся - 155±0,38 см, в контрольной группе 156±0,34 см.
А в конце эксперимента этот показатель в экспериментальной группе был равен – 163±0,27 см, в контрольной группе - 161±0,38 см (рис. 2).
Прирост показателей равен: 8±0,03см и 5±0,27 см соответственно.
Рис. 2. Динамика результата прыжок в длину с места у девочек 9 классов, см.
Следующим критерием стал показатель сгибание и разгибание рук упоре лежа (отжимания), которое мальчики 9 «А» класса в начале эксперимента выполнили 31±0,21 раз, а мальчики 9 «Б» класса - 30±0,18 раз. А в конце эксперимента в экспериментальном классе этот показатель увеличился до 38±0,34 раз, в контрольном классе – до 33+0,19 раз. Прирост в экспериментальном классе составил - 7±0,12 отжиманий; в контрольном классе - 3±0,31 отжиманий (рис. 3).
Рис. 3. Динамика результата сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) у мальчиков 9 классов, количество раз.
В экспериментальном классе девочки в данном упражнении в начале эксперимента показали результаты равные - 19±0,21 раз; а девочки контрольного класса - 18±0,34 раза. В конце эксперимента показатели экспериментальной группы составили – 24±0,38 раз, а в контрольном классе – 20±0,25 раз.
Прирост показателей в результате внедрения разработанной методики составил в классе экспериментальном - 6±0,45; а в контрольном - 2±0,16 раз (рис. 4).
Рис. 4. Динамика результата сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) у девочек 9 классов, количество раз.
При исследовании показателя бег на 30 метров показатели в начале эксперимента представляли собой следующие значения: у мальчиков контрольного класса – 5,6±0,15с, у мальчиков экспериментального класса – 5,3±0,18 с.
В конце эксперимента показатели стали следующими: у мальчиков контрольного класса – 5,4±0,19 с, у мальчиков экспериментального класса – 4,6±0,18 с прирост составил в экспериментальном классе – 0,7±0,14 с, в контрольном классе – 0,2±0,12 с (рис. 5).
Рис. 5. Динамика результата бега на 30 м у мальчиков 9 классов, с.
У девочек показатели равнялись следующим значениям в начале эксперимента: в контрольном классе – 5,8±0,43 с, а в экспериментальном классе – 5,5±0,14 с.
В конце эксперимента показатели у девочек изменились: в контрольном классе – 5,5±0,13 с, а в экспериментальном классе – 5,0±0,29 с; прирост составил в контрольном классе – 0,3±0,56 с, а в экспериментальном классе 0,5±0,14 с (рис. 6).
Рис. 6. Динамика результата бега на 30 м у девочек 9 классов, с.
Несмотря на то, что при исследовании параметра бег 2000 м в начале эксперимента были получены следующие результаты: у мальчиков экспериментального класса и контрольного класса показатель был равен 10:05±0:22 мин.
В конце эксперимента показатели изменились следующим образом: мальчики экспериментального класса показали результат – 8:10±0:22 мин, а в контрольном классе показатели изменились не столь серьезно: 9:40±0:18 мин. Прирост в экспериментальном классе составил – 1:50±0,11 м, в контрольном классе – 0,25±0,37 мин (рис. 7).
Рис. 7. Динамика изменений результата бега на 2000 метров у мальчиков 9 классов, мин.
У девочек в экспериментальном классе этот параметр в начале эксперимента составил – 12:05±0:25 мин., а в контрольном классе – 12:05±0:11 мин.
Девочки в конце эксперимента показали следующие результаты: в экспериментальном классе – 10:00±0:22 мин (прирост – 2:00±0:22), а в контрольном классе – 11:52±0:17 мин (прирост – 0,25±0:25) (рис. 8).
Рис. 8. Динамика изменений результата бега на 2000 метров у девочек 9 классов, мин.
Анализируя показатели прироста скоростно-силовых качеств (таб. 4, 5) следует отметить значительное улучшение показателей в экспериментальной группе.
Таблица 4
Данные прироста скоростно-силовых качеств в контрольном классе
№ п\п | Контрольные упражнения, единицы измерения | Средние показатели прироста | |
Мальчики | Девочки | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Прыжок с места, см | 2 | 5 |
2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) | 3 | 2 |
3. | Бег 30 метров, с | 0,2 | 0,3 |
4. | Бег 2000 метров, м | 0;25 | 0:25 |
|
Таблица 5
Данные прироста скоростно-силовых качеств в экспериментальном классе
№ п\п | Контрольные упражнения, единицы измерения | Средние показатели прироста | |
Мальчики | Девочки | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Прыжок с места, см | 5 | 8 |
2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) | 7 | 6 |
3. | Бег 30 метров, с | 0,7 | 0,5 |
4. | Бег 2000 метров, м | 1:50 | 2:00 |
|
Согласно представленным выше данным, можно отметить улучшение скоростно-силовых качеств учащихся экспериментальной группы. Таким образом, экспериментальным путем нами была доказана эффективность включения средств единоборств для развития скоростно-силовых качеств школьников 14-15 лет.