Файл: Общая социология. Тема Вопрос Теория среднего уровня. (01. 12. 22) Волков ю г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В литературе существует несколько вариантов классификации отраслей социологии. Например, Зборовский Г.Е. Критерии типологии: природа возникновения отрасли знания и специфика предметной сферы.

1) отрасли, возникающие на стыке социологии и других гуманитарных научных дисциплин –экономическая соц-я, социология права, политики, искусства, религии… 2) отрасли знания, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности – социология труда (внутри - подотрасли, например, промышленная социология), досуга (социология туризма, физ.культуры…), быта и др.

 3) отрасли, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействия между ними (предмет – различные общности) – социология классов и социалных групп; соц-я города, села и др.

4) отрасли, изучающие деятельность социальных институтов – социология управления, организации, семьи, образования, науки и др.

5) отрасли, в центре внимания которых отклоняющееся поведение и аномальные явления – социология девиантного и делинквентного (преступного) поведения.

Причем автор оговаривается, что перечень названных отраслей не полон (остались за его пределами социология молодежи, образа жизни, трудового коллектива, катастроф, риска и многие др. отрасли).

Место в структуре социологического знания: отраслевые социологии – есть разветвления, структурные элементы теоретической социологии.  Отраслевая социология имеет свой теоретический арсенал с полным набором разноуровневых и разномасштабных теорий.

Кравченко

Внутридисциплинарная матрица социологии строится следующим образом: в строках отражаются сквозные (общие) уровни социологического знания — картина мира, общая теория, методология, методика и техника, эмпирическое исследование, частное исследование, прикладное исследование, а в столбцах — отраслевые социологии (социология культуры, социология труда, социология города, социология молодежи, социология политики, социология менеджмента, социология права, социология семьи и другие отрасли) Понятно, что заполнение данной матрицы дало бы полную информацию о содержании каждой отрасли социологии. Поэтому к ней можно вернуться после изучения всего представленного материала, чтобы проверить его усвоение.

Определим исходные термины сквозных уровней социологического знания:


Научная картина мира — совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой.

Общая теория — совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория — логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования.

Эмпирическое (фундаментальное) исследование — непосредственное исследование объекта, проведенное с помощью конкретных социологических методов (опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.) и направленное на проверку частной теории. Основная цель — приращение научных знаний, выявление новых закономерностей и тенденций в исследуемой сфере реальности.

Прикладное исследование — оперативное исследование, проведенное в короткий срок и на одном конкретном объекте (предприятие, банк, деревня) с целью социальной диагностики той или иной ситуации, выявления причин определенного явления (процесса) и подготовки соответствующих практических рекомендаций. Основная цель — решение конкретной практической проблемы.

Методология — учение о системе принципов и способов, правил и нормативов, приемов и операций. В методологию входит ряд вопросов, в частности о том, какова природа научного знания, как устроена научная теория и как она развивается, о том, как строятся гипотезы и происходят их эмпирические подтверждения, как надо концептуализировать и операционализировать понятия, строить выборочную совокупность, делать логический анализ данных и т.д.

Методика и техника — конкретные приемы и процедуры построения выборочной совокупности, разработки анкет, бланков, наблюдения или интервью, сбора и анализа данных и т.д.

Правильно построенная внутридисциплинарная матрица наглядно показывает, что в каждой отрасли социологии можно обнаружить наличие всех семи сквозных элементов, начиная с картины мира и заканчивая методикой и техникой. Так, в социологии семьи есть собственная картина мира, собственные методологические проблемы, собственная общая и частная теория, большое разнообразие апробированных эмпирических и прикладных методов исследования. Те же самые сквозные элементы и в том же количестве имеются и во всех других отраслях, скажем, в социологии труда. Однако эти элементы, присутствующие в каждой отрасли, являются специфичными, соответствующими именно своей отрасли. Иначе говоря, каждой отрасли соответствует оригинальная методика, картина мира, частная теория и т.д. Однако все они при этом должны соответствовать и принципам общей социологии.



Любое знание — теоретическое или эмпирическое — имеет двойное подчинение. Оно получено в рамках той или иной отрасли, но с соблюдением универсальных требований, касающихся методики, методологии или научной теории. Когда социолог строит программу конкретного исследования, оно обязательно должно быть специализированно, т.е. выполняться в рамках, скажем, социологии труда или социологии семьи.

Эмпирического исследования по общей социологии нет и не может быть, как не бывает исследования по социологии в целом. Термин “социология в целом” охватывает всю матрицу, т.е. и столбцы, и строки. В отличие от него термин “общая социология” включает только те знания, которые не принадлежат ни одной отрасли в частности, но являются общими для всех. Сюда входят вопросы методологии и истории, а также темы общей социологической теории, которые относятся ко всем социологическим отраслям. К примеру, социализация и стратификация — это темы общей социологии, они касаются проблем труда, семьи, культуры, менеджмента, города, молодежи и т.п.

Таким образом, термин “социология в целом” является собирательным для всех уровней и отраслей социологии, тогда как термин “общая социология” указывает на совокупность самых общих вопросов, касающихся всех уровней и отраслей социологии. Можно сказать строже: общая социология — это сугубо педагогический срез социологии. В вузах для несоциологов преподают общую социологию, а на социологических факультетах кроме нее существуют еще курсы по отраслевым социологиям, методике и технике, методологии.