Файл: Роль и сущность контроллинга в процессе управления организацией 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- в создании системы управленческого учета;

- в разработке комплексной системы по стратегическому и оперативному планированию.

Напрашивается вывод относительно того, что в России имеет место существенный потенциал к развитию концепции и методов по контроллингу, и, самое основное, имеют место возможности к его практическому использованию.



1.2 Содержание, задач и методов контроллинга



По причине того, что концепции контроллинга попадали из одной страны в другие, постоянно усовершенствуясь и адаптируясь под потребности каждой страны, в которую попадала, получилось, что в разных странах у менеджеров, которые занимаются контроллингом происходило формирование различного мнения относительно того, что же это на самом деле. Таким образом, как пример, в США имел место значительный уклон в процессы бюджетирования, управления страхованием, управления налоговой стороной. В Германии большее развитие наблюдалось в управлении затратами и их планировании [12].

Контроллинг выступает системой по управлению, которая занимается координацией усилий разных частей организации, а также взаимодействием между различными системами менеджмента и контролем их эффективности при достижении организацией своих целей. Так как все цели организации бывают краткосрочными и долгосрочными, то и контроллинг состоит из двух аспектов: стратегического и оперативного.

Цель стратегического контроллинга заключается в обеспечении выживаемости предприятия и «отслеживании» движения предприятия к поставленной стратегической цели развития. Стратегический контроллинг ответственнен за обоснованность стратегического плана. Цель оперативного контроллинга - обеспечить прибыльность и ликвидность предприятия. При этом, целевая задача всего контроллинга заключается в построении на предприятии эффективной системы по принятию, реализации, контролю и анализу управленческих решений.

Тем не менее, для полного и завершительного раскрытия сути контроллинга этого слишком мало, и, если разобираться лучше, то становится видно, что контроллинг может объединить в себе две части: инструмент (1) и философия (2).

1. Контроллинг в качестве инструмента является ориентированной на достижение целей комплексной системой информационно-аналитической и методической поддержкой руководителей при разных функциональных областях финансово-хозяйственной деятельности компании (организация, предприятие, корпорация, орган государственной власти), которая включает в себя помощь при планировании, контроле, анализе и принятии управленческих решений

, которая необходима для координации взаимодействия между используемыми в организации системами менеджмента и контролем их эффективности.

Контроллинг в качестве инструмента используют:

- при определении целей, поставленных перед компанией;

- при отражении данных целей в системе эффективных и сбалансированных показателей (KPI);

- при регулярном осуществлении контроля и измерения фактических значений показателей;

- при проведении анализа и определении причин отклонений в фактических значениях показателей от плановых;

- при принятии на данной основе управленческих решений для минимизации отклонений.

2. Контроллинг - в качестве философии и образа мышления руководителей - нацелен на эффективное пользование ресурсами и развитие предприятия (организации) в продолжительной перспективе.

Ключевые постулаты нынешней философии контроллинга звучат так:

1) Главенство рентабельности (объем выпуска, число филиалов и клиентов, разнообразие продукции, сумма баланса и пр., второстепенны в сравнении с уровнем эффективности работы предприятия в общем и его подразделений).

2) Повышение объемов бизнеса предприятия (организации) является оправданным только при сохранении старого уровня или повышении эффективности.

3) Мероприятия, направленные на обеспечение повышения доходности не должны приводить к повышению допустимых для определенных условий функционирования предприятия уровней рисков.

Ключевые задачи, которые чаще всего ставят перед контроллингом, в соответствии с учебниками, заключаются:

- в планировании;

- в осуществлении контроля;

- в проведении анализа;

- в оказании помощи при принятии управленческих решений;

- в координации применяемых в организации систем менеджмента.

Задачи контроллинга представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Задачи контроллинга
В ходе рассмотрения задач по контроллингу необходимо уделить внимание нескольким важным вещам, которые состоят в учете затрат, в обслуживании области инвестиций, в обеспечении мотивации персонала к повышению эффективности работы компании, в автоматизации управления компанией. В последние годы все более частыми становятся задачи с управлением страховой деятельностью предприятий, с работой обширной системы по информационному снабжению предприятия, с оповещением через управление системой основных финансовых индикаторов, в том числе с управлением системой по реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и системой по менеджменту качества.


Методы контроллинга определяет характер задач, которые были поставлены перед ним, после декомпозиции указанного ранее, по этой причине методов контроллинг имеет довольно много.

При всем разнообразии методов по контроллингу облегчение понимания их разновидностей возможно благодаря классификации. В экономической литературе разделяют методы контроллинга на три основных группы [13]:

1. Методы, являющиеся общими для всех наук – присущи для любой науки; они представлены: наблюдением, сравнением, историей развития, анализом, синтезом, систематизацией, выявлением закономерностей, прогнозированием и пр.

2. Методы отдельных наук – пользуются планированием, учетом, анализом, управлением, статистикой, кибернетикой, информатикой.

3. Методы специфические – пользуются нормированием, моделированием, планированием и бюджетированием, учетом по центрам ответственности, анализом отклонений, методом сумм покрытия, анализом безубыточности предприятия.

В общем только при решении задачи по учету затрат имеет место отдельная классификация методов:

1. Относительно объектов учета:

- относительно видов затрат;

- относительно центров затрат;

- дифференцированный относительно баз распределения затрат.

2. Относительно полноты включения затрат к себестоимости:

- относительно полной себестоимости;

- относительно усеченной себестоимости.

3. Относительно интерпретации понятия затрат:

- относительно фактической себестоимости;

- относительно нормативной себестоимости;

- относительно плановой себестоимости.

4. Относительно характера данных:

- относительно прошлого;

- относительно настоящего;

- относительно будущего.

5. Относительно целей формирования данных:

- контроль;

- оперативное управление;

- планирование.

Самые частые в используемыи и самые известные методы по контроллингу:

AC (absorption costing) - метод по учету полных затрат.

ABB (Activity Based Budgeting) - функционально-стоимостное бюджетирование (процессно-ориентированоое бюджетирование).

ABC (Activity Based Costing) - проведение функционально-стоимостного анализа, метод по определению стоимости.

ABM (Activity Based Management) - метод по функционально-стоимостному управлению.

BPI (Business Process Improvement), (Kaizen) - концепция вовлеченности работников в постоянный процесс по усовершенствованию.

BPM (Business Process Management) - управлениебизнес-процессами.


BSC (Balanced Scorecard) - система со сбалансированными показателями.

Betta-testing - проведение бетта –тестирования.

Benchmarking - система по учету информации относительно конкурентов.

CK (cost-killing) - метод по управлению затратами для их сведения к минимуму.

CVP (Cost Value Profit) - проведение анализа взаимоотношений между издержками, доходами и прибылью.

CRM – (Маркетинг отношений с клиентом) - система по учету и управлению взаимоотношениями с потребителями.

CSRP (Customer Synchronized Resourсe Planning) - осуществление планирования ресурсов при учете запросов рынка. Процесс с управлением предприятием включает в себя маркетинг отношений (CRM), что делает возможным интегрирование взаимоотношений «потребитель-предприятие» в рамки внутренних бизнес-процессов предприятия. Процесс планирования деятельности предприятия начинает не проведение анализа возможностей предприятия к производству товаров или услуг, а изучение спросов рынка в них. Иначе говоря, этапы производственной деятельности (представленные проектированием будущего изделия, гарантийным и сервисным обслуживанием) должны быть спланированы при учете специфических требований заказчика.

CFROI (Cash Flow Return on Investment) - скорректированные денежные притоки (cash in) в нынешних ценах / скорректированные денежные оттоки (cash out) в нынешних ценах.

«Standard-costing» – Учет относительно плановой себестоимости.

«Direct -costing» - Учет относительно усеченной себестоимости.

«Target -costing» – Учет себестоимости и цены товара, которая была сформирована на базе маркетинговых расчетов.

EAD (Expense-Activity Dependence) – матрица соотношения между деятельностью и расходами.

EVA (Economic Value Added) - добавленная экономическая стоимость, оценка уровня процесса при создании стоимости компании.

ERP (Enterprise Resource Planning) - процесс автоматизации и оптимизации внутренних бизнес-процессов, планирования материальных и финансовых ресурсов в рамках предприятия, как пример: приёма заказов, планирования производства, поставок, самого производства, доставки и администрирования.

ERP II - Enterprise Resource and Relationship Processing - процесс с управлениме внутренними ресурсами и внешними связями предприятия (совмещает ERP, CRM, SCM).

eEPC - графическое моделирование.

IDEF (IDEF=ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing) DEFinition). графический язык, осуществление построения графических моделей бизнес-процессов.

IDEA (In-Department Evaluation of Activity) - внутрифирменноеоцениваниедеятельности.