Файл: С целью обеспечения доставки грузов в наиболее отдаленные регионы необходимо было Северным морским путем пройти расстояние от Европы до Чукотки за сравнительно небольшой промежуток времени.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С целью обеспечения доставки грузов в наиболее отдаленные регионы необходимо было Северным морским путем пройти расстояние от Европы до Чукотки за сравнительно небольшой промежуток времени. Первым подобную экспедицию совершил ледокол «Сибиряков» в 1932 году. Но нужно сказать о том, что у ледоколов были небольшие возможности в плане перевозки больших грузов. А для того, чтобы осуществлять грузовые перевозки, которые были необходимы для обеспечения отдаленных районов, требовались большие суда с высокой нагрузкой, которые были бы приспособлены к плаванию в суровых условиях Севера. В итоге советское руководство пришло к мысли о том, что для решения подобных задач вполне может подойти пароход «Челюскин». Он был построен в Дании в 1933 году специально по заказу советских внешнеторговых структур.

Изначально судно носило другое название – «Лена». Пароход имел водоизмещение 7,5 тыс.тонн и был спущен на воду в начале лета 1933 года. В Ленинград корабль прибыл 5 июня, там ему было присвоено новое название – «Челюскин», в честь советского исследователя севера и мореплавателя С.Челюскина.

Нужно сказать, что все проходило более-менее успешно вплоть до Новой Земли. Однако затем «Челюскину» предстояло пройти Карское море, которое практически сразу же показало, насколько беззащитным является пароход перед льдами. Уже 13 августа 1933 года образовалась большая течь и серьезная деформация корпуса. Тогда даже возникали предложения вернуться обратно, однако командование приняло решение двигаться дальше. Но дальше было только хуже. В Восточно-Сибирском море кораблю пришлось столкнуться с тяжелыми льдами. 9-10 сентября были получены новые вмятины по левому и правому борту, кроме того, течь судна усилилась, и лопнул один из шпангоутов. Более того, поскольку преодолеть северное море осенью очень сложно, а зимой и вовсе практически невозможно, то нет ничего странного в том, что пароход вмерз в лед и стал дрейфовать. Тем не менее, благодаря удачному дрейфу 4 ноября 1933 году корабль сумел войти в Берингов пролив, и до чистых вод оставалось не так много. Но все усилия, которые предпринимала команда, не принесли результатов, потому как в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и пароход вновь оказался в Чукотском море. А поскольку «Челюскин», зажатый льдами, не мог самостоятельно передвигаться, то дальнейшая судьба корабля зависела исключительно от ледовой обстановки. Как результат – 13 февраля 1934
года пароход затонул, унеся с собой жизнь одного человека. Еще 104 члена экипажа вынуждены были высадиться на океанские льды. Часть продовольствия и грузов с судна удалось снять до его затопления.

На протяжении двух месяцев, с 13 февраля до 13 апреля 1934 года члены экипажа боролись за свою жизнь, пытались обустроить организованную жизнь на льдах, построить аэродром, который постоянно покрывался трещинами и разламывался, заносился снегом.

Как только люди оказались на льду, правительство создало специальную комиссию для их спасения. Пресса постоянно сообщала обо всех ее действиях. Однако многие специалисты не верили в то, что челюскинцев можно спасти, а западные печатные издания писали о том, что экипаж обречен, и вселять в людей надежду на спасение не гуманно.

На тот период времени еще не существовало ледоколов, способных передвигаться в условиях Северного Ледовитого океана, поэтому основные надежды были связаны с авиацией. По инициативе правительственной комиссии на спасение людей было отправлено 3 группы самолетов, в том числе зарубежные «Флейстеры» и «Юнкерс». Согласно официальным данным, один из экипажей (пилот – А.Ляпидевский) сделал всего один рейс, за который сумел вывезти 12 человек; второй (В.Молоков) – сумел сделать 9 рейсов и вывезти 39 человек; третий (Каманин) – совершил 9 рейсов и вывез 34 человека; четвертый (М.Водопьянов) – за 3 рейса вывез десять человек; пятый (М.Слепнев) – за 1 рейс вывез 5 человек; М.Бабушкин и И.Доронин совершили по 1 рейсу, при этом каждый вывез по два человека.

Триумфально возвращение членов экипажа корабля и участников экспедиции являлось логическим продолжением того огромного внимания, с которым освещались все подробности спасательной операции. А апофеозом всего этого стал парад на красной площади, куда челюскинцев привезли прямо с поезда. Большинство летчиков, которые принимали участие в спасении людей, были удостоены звания «Герой Советского Союза» и награждены орденом Ленина. А участники экспедиции получили «Орден Красного Знамени».