Файл: Использование приемов тестопластики в коррекционнопедагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи:
Образовательные:
-знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
-учить соблюдать правила техники безопасности;
-учить стремится к поиску, самостоятельности;
-учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
-развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
-развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
-формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
-формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
Воспитательные:
-воспитывать ответственность при выполнении работ;
-воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
-воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Реабилитационные:
-Снизить у детей эмоциональное и психическое напряжение.
-Повысить уровень самооценки детей.
1.3. Принципы и подходы реализации программы
Программа разработана в соответствии с принципами общей и специальной педагогики и психологии, и принципах дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО
В основу программы положены следующие принципы:
-принципы государственной политики РФ в области образования; (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
-принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
-онтогенетический принцип (с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в развитии);
-принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
-принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
1.4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ обучающихся с ОВЗ.
Занятия посещают обучающиеся со статусом инвалидности от17 до 120 лет со следующей патологией: ДЦП различных форм; Последствия ОНМК с двигательными и речевыми нарушениями; Постинфекционные психические и двигательные нарушения (в результате менингитов, энцефалитов); Вертебральная патология (сколиозы, кифозы, остеохондрозы); Неврозы и неврозоподобные состояния; Задержки в речевом и психоречевом развитии, тяжелые нарушения речи (алалии, дизартрии, афазии, заикание, ОНР 1-3 уровень); Косолапость; Глазная патология (косоглазие, амблиопия, врожденный нистагм, атрофия зрительного нерва, врожденная катаракта до и после операции, миопия, астигматизм и др.) дети с ограниченными возможностями здоровья без статуса инвалидности от 0 до 4 лет.Эти дети входят в разные клинические группы, поэтому они очень разнообразны по своим психическим проявлениям.
1.5. Условия необходимые для реализации программы:
Оборудование: дощечки, стеки, пластилин, мука, соль «Экстра», крахмал, обойный клей, пищевые красители, краски гуашевые, водоэмульсионные белила, салфетки, картон, кисточки, баночки для воды, скалки, бесцветный лак, спичечные коробки, бисер, пуговицы, перья, мисочки, нож, формочки для вырезания теста, природный и бросовый материал, клей ПВА.
Демонстрационный материал, иллюстрации картин, сюжетные картинки, подбор художественной литературы, образцы готовых изделий, картотека игр и упражнений.
Технические средства (магнитофон, телевизор, музыкальные диски).
Наличие места для оборудования.
Наличие места для готовых работ.
1.6. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ (ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ) ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
-иметь представление о пластилине (глине) и его свойствах;
-знать и уметь применять на практике правила техники безопасности при работе с пластилином (глиной);
-отламывать комочки глины от большого куска;
-лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;
-соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
-раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.);
-сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники);
-делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце);
-соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка);
-аккуратно пользоваться материалами
-самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.
-соединять детали из соленого теста различными способами.
-применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.
-правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.
-использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.
-собирать сборные конструкции из соленого теста.
-изготовлять коллективно небольшую картину из соленого теста.
-работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
-анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.
-творчески подходить к выполнению работы.
1.7. ФОРМЫ РАБОТЫ С обучающимисяВ РАМКАХ ПРОГРАММЫ
-Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
-Самостоятельная деятельность детей.
-НОД.
-Загадывание загадок
-Разнообразные виды гимнастик
-Рассматривание фотографий (по теме).
-Беседы по иллюстрациям и картинка
-Чтение рассказов, сказок, стихов
-Дидактическая игра
-Подвижная игра
-Раскрашивание гуашью и красками
1.7. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ
воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия,
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация»
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и
результатов продуктивной деятельности, практическое овладение
воспитанниками нормами речи
«Познание»
сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение
кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование
элементарных математических представлений
«Социализация»
формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского
взаимодействия «взрослый-ребенок» для обогащения содержания области
«Музыка»
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Труд»
формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия в во всех видах
продуктивной деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду,
труду других людей и его результатам
«Чтение художественной литературы»
использование художественных произведений для обогащения содержания области,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие
художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Безопасность»
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных
видах продуктивной деятельности
2. Содержательный раздел.
2.1. ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
Особенность данных детей заключается в том, что ребенок с отклонениями в развитии проходит все те же стадии индивидуального развития, что и здоровый, но только у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) этот процесс протекает медленнее и с другим конечным результатом. Динамика психических и физических способностей очень индивидуальна.
У умственно отсталых детей наблюдается нарушения психомоторики, недостаточность психологической организации движений, в связи с этим фактом в программу внесены методики по корректировке осанки, мелкой моторики рук, а также здоровьесберегающие технологии по организации и проведению подвижных игр.
Содержание программы составлено таким образом, что дети с ОВЗ получают возможность развиваться как обычные дети их возраста. Учет прав особого ребенка на образование, его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики.
Формы и режим занятий.
Занятие проводится в форме совместной игровой, продуктивной деятельности, экспериментирования с материалами и веществами. Занятие проводится индивидуально и с подгруппой детей совместно с родителями. Длительность занятий 10-20 минут. Увеличение времени занятия продиктовано тем, что каждое занятие является интегрированным (используются разные виды детской деятельности), чередование умственной и физической нагрузки исключает переутомление детей, используются различные приёмы активизации и поддержания интереса к деятельности.
Структура занятия
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
Рассматривание и обследование предметов и явлений окружающего мира.
2. Объяснение, показ приемов лепки.