Файл: Использование приемов тестопластики в коррекционнопедагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Лепка детьми и родителями.

4. Физкультурная пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание и обыгрывание  готовых работ.

Методические рекомендации по организации игровых занятий.

При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3.Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.

5. Поддерживать инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Этапы работы:

1этап

  1. Учить детей лепить простейшие предметы окружающей действительности, состоящие из округлых и цилиндрических форм, располагая их на дощечке.

  2. Учить детей соединять две одинаковые формы, но разной величины (матрешка, пирамидка), а к концу года - соединять две разные формы – цилиндр и диск (грибок).

  3. Учить узнавать и находить сходства своей лепной работы с предметами окружающей действительности.

2этап

  1. Учить лепить простые предметы окружающей действительности; передавая форму, строение, располагая изделия на дощечке.

  2. Продолжать учить лепить предметы, состоящие из 2-3 частей, одинаковых по форме, но разных по величине, учить лепить разные по форме и по величине предметы (соединяется шар, цилиндр, диск, конус). Учить плотно соединять части  (без примазывания).

  3. Учить лепить фигурки, передавая некоторые характерные признаки образа (замечать особенности формы клюва, ушей, хвоста у животных).

3этап

  1. Учить лепить, образно отражая действительность, правильно передавая форму, величину, строение, пропорции частей, относительно основной части, передавая отдельные характерные признаки предмета, располагая их на дощечке.

  2. Подводить к правильному изображению персонажей в действии, обращая внимание на позу (кошка лежит, сидит, птица пьет, поет, летит).

  3. Учить замечать выразительность формы и передавать это в лепке. (туловище не круглое, а в виде овала, у собаки есть морда, у яблока - углубление и.т.д.).

4этап

  1. Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавая форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; учить передавать несложные движения.

  2. Учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки - танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни.

  3. Учить переносить выразительные средства со скульптуры малых форм при рассматривании на свои лепные работы (форма, пластика, фактура материала и т.п.).

  4. Учить планировать свою работу.

  5. Учить работать с пластилином на занятиях.


5этап

1.Учить лепить однородные предметы, предавая их индивидуальные особенности (яблоко крымское – овальной формы, антоновское - круглое).
2.   Учить лепить животных жарких стран (лепка по представлению). 
3. Учить передавать  движения персонажей пластическим способом(кусок глины разу ставится в основное положение). 
4.Учить лепить по мотивам народных игрушек. 
5.   Учить детей лепить посуду различными способами, в том числе из колец, выбиранием глины стекой и др. 
6. Учить лепить декоративные пластины, создавая эскизы, оформляя их выпуклым рельефом.

Первый этап – знакомство с изобразительным материалом.

Второй – действия по показу и по началу воспитателя.

Третий этап – создание изобразительных образов по показу и в самостоятельных действиях по желанию.

Психолого-педагогические требования к проведению совместных занятий:

-«ритуальность» (наличие обязательных действий, которые начинают и заканчивают занятие на протяжении всего года);

-максимальная эмоциональная включённость взрослых;

-искренность и открытость в выражении чувств и эмоций;

-активность в осуществлении эмоционального контакта взрослого и ребёнка;

-обеспечение атмосферы доверия, партнёрства, сотрудничества, взаимопомощи.

Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе  детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Использование тестопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с задержкой психического развития.   

Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. 

Возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны, педагоги и родители имеют замечательную возможность сделать эти занятия еще более увлекательными и запоминающимися. При этом важно соблюдать непременное условие на занятиях — создавать атмосферу доверия и заинтересованного общения между ребенком и взрослым, учитывать индивидуальные возможности и темп психического развития каждого ребенка.

  Основной целью дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия с использованием приемов тестопластики необходимо считать усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья; закрепление приобретенных знаний, умений и навыков;  восполнение имеющихся пробелов в развитии; создание необходимых условий развития, позволяющих в полной мере реализовать возможности и потенциал каждого ребенка; использование специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; формирование предпосылок для полноценного развития школьно-значимых психофизиологических функций, подготовка к обучению в школе.  

Обобщенный опыт работы соответствует принципам новизны, актуальности, перспективности, стабильности результатов и может быть рекомендован к использованию в работе дефектологов, логопедов, воспитателей, а также родителям с целью оптимизации психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.  Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат

задуманной работы.
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.  Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.


Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой.
Развивать у детей познавательный интерес к природеСовершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. 
Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. 
Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.