Файл: Технологическая часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- снимают эксцентрик привода топливоподкачивающих насосов, разогнув предварительно усики замковых пластин и вывернув болты;

- вынимают распределительный вал, для чего вывертывают болты крепления упорного фланца распределительного вала к блоку цилин­дров и извлекают распределительный вал в сборе с шестернями и упорным фланцем;

- вывернув болты крепления кронштейна маслозакачивающего на­соса, снимают кронштейн. Снимают крышки люка воздушного подогре­ва и прокладки;

- вывертывают болты, крепления корпуса привода топливного на­соса высо-
кого давления и снимают корпус привода;

- вывернув болты крепления торцового листа, снимают торцо­вый лист и прокладку;

- выпрессовывают, начиная с задней оси толкателей, последовательно снимая с них толкатели и втулки. Из блока цилиндров вывертывают пробки масляных каналов;

- поворачивают двигатель на стенде вниз;

- вынимают из кольцевых пазов коренных опор коленчатого вала пружинные упорные кольца роликовых подшипников. Вынимают из ко­ренных опор коленчатого вала наружные кольца роликовых подшипни­ков;

- вывертывают из блока шпильки крепления головок цилиндров;

- снимают блок цилиндров со стенда.

Детали после разборки двигателя моют, очищают от нагара и на­правляют на участок контроля и дефектации.

Комплектование деталей для сборки двигателя и его узлов произво­дят на участке комплектации тремя группами деталей: годными (по техни­ческим условиям на дефектацию), отремонтированными и новыми. При этом производят качественное комплектование, которое обеспечивает требования к сопряжению деталей при сборке, то есть повышает качество сборки двигателя, его узлов и агрегатов.

2.3 НАЗНАЧЕНИЕ, АНАЛИЗ УСЛОВИЙ РАБОТЫ МАХОВИКА

Маховик или так называемое маховое колесо, представляет собой устройство из массивного диска (тяжелое колесо), расположенное на валу двигателя. Основное назначение маховика заключается в накапливании кинетической энергии движения. С помощью этой накопленной энергии он выводит поршни из мертвых точек и создает равномерность вращения коленчатого вала.

Маховики отливают из серых (от СЧ 18-СЧ 30 до СЧ 35-СЧ 45) и специальных чугунов; если маховик имеет поверхности, подвергающиеся изнашиванию, то

металл должен иметь перлитную структуру. Конструкция диска и обода определяется устройствами для съема мощности и пуска двигателя. Наиболее часто для съема мощности используют диск маховика.На обод маховика напрессовывают зубчатый венец (изготовленный из стали), который вращается вместе с маховиком и используется при пуске двигатля от шестерни стартера. Габариты маховика определяют допустимыми отклонениями от номинальной частоты вращения кинетической энергии, которую маховик должен отдать машине в заданное время. Энергия, которая аккумулируется маховиком, соответствует пропорциям его массе и квадрату скорости её вращения. Так как скорость больше, чем больше удаление массы от оси вращения маховика, ему обычно придают форму колеса с массивным ободом.

По характеру работы маховики – сравнительно высоконагруженные детали. Это объясняется тем, что они, обладая высоким маховым моментом, испытывают значительные динамические нагрузки в плоскости вращения при резких изменениях режима работы двигателя. Кроме этого, торцовая поверхность маховика выполняет функцию ведущего диска сцепления, работающего в условиях сухого трения. Это приводит в момент выключения сцепления, особенно при частых манипуляциях, к нагреву рабочей поверхности и ее изнашиванию.

Отрицательное влияние на работоспособность сопрягаемых поверхностей маховиков оказывает так же вибрация двигателя.

Основное назначение маховика - обеспечить необходимую равномерность вращения вала двигателя. Вследствие этого уменьшается амплитуда изменения угловой скорости вала. Маховики выполняют и вспомогательные функции. Так как они имеют большие размеры, то для прокручивания вала двигателя при регулировках или пуске двигателя с помощью маховика требуется относительно небольшое усилие; энергия, накопленная в маховике при прокручивании вала перед пуском двигателя, позволяет осуществить вспомогательные такты рабочего цикла в процессе пуска. Маховики обычно используют для присоединения устройств отбора мощности двигателя; на нем наносят метки в.м.т.

Маховик аккумулирует избыточную энергию в периоды времени, когда Мд > Мщ; в периоды времени, когда Мл < Мп маховик отдает накопленную кинетическую энергию.

На маховике крепится зубчатый венец, с которым при пуске входит в зацепление шестерня пускового устройства.

Маховики с ободом крепятся на конусе с помощью шпонки, гайки или винта со стопорящим замком.



Все дисковые маховики крепятся на фланце вала или непосредственно на конце вала и н.м.т., фаз газораспределения, моментов зажигания или начала впрыска топлива. В двигателях с воздушным охлаждением на маховике часто монтируют вентилятор. В карбюраторных двухтактных двигателях в маховике нередко устанавливают устройства для получения электрического тока для освещения и зажигания.

При больших окружных скоростях маховики отливают или штампуют из малоуглеродистых сталей. Для упрощения балансировки обрабатывают все поверхности маховиков. Маховики быстроходных двигателей подвергают балансировке вместе с валом и другими вращающимися деталями, установленными на валу или маховике. Для создания достаточного момента инерции при минимальной массе маховик выполняют в виде обода, связанного со ступицей тонким диском, или в форме одного диска. Для съема мощности в стационарных и судовых двигателях к диску крепят на болтах детали муфты. В современных автомобильных и тракторных двигателях мощность снимается, как правило, с помощью плоской фрикционной муфты, и одна из поверхностей маховика в форме диска используется как ведущая поверхность трения. Зубчатые венцы сваривают из среднеуглеродистого стального проката необходимого сечения, затем надевают (охладив маховик или подогрев венцы), либо напрессовывают с небольшим натягом, после чего стопорят штифтами или винтами. Коленчатые валы тракторных двигателей нередко подключают к трансмиссии под нагрузкой. Поэтому их маховики выполняют в виде толстых дисков, обеспечивающих не только большой момент

инерции, но и интенсивный отвод теплоты от трущихся поверхностей дисков сцепления в металл маховика, способствуя этим увеличению работоспособности сцеплений.
При использовании маховика в качестве вентилятора в двигателях воздушного охлаждения обод со ступицей соединяют спицами, которым придают форму лопастей.

В многоцилиндровых двигателях, работающих с гидродинамическими передачами на электрогенераторы и гребные валы, маховики отсутствуют, так как моменты инерции колес насосов, роторов генераторов, валов с винтами и деталей соединительных муфт оказываются достаточными для достижения необходимой равномерности вращения вала двигателя. Зубчатое колесо валоповоротного устройства в таких случаях выполняют на фланце
ведущей части соединительной муфты. Конструкции крепления маховиков на валу определяются формой маховика.

Конус обеспечивает плотность посадки и центрирование даже при многократных снятиях маховика, разгружает шпонку, однако применение конуса не целесообразно в тех случаях, когда необходима точная фиксация маховика вдоль вала с центрированием по цилиндрической расточке с натягом. В последнем случае конец вала в картере можно уплотнить с помощью неразъемных манжетных сальников. Предотвращение сдвига маховика вдоль оси вала обеспечивается упором и креплением маховика болтами или центральным винтом со стопорением; окружное усилие воспринимается штифтами или призонными болтами.

2.4 ОСНОВНЫЕ ДЕФЕКТЫ МАХОВИКА

1.Износ и (или) повреждение зубьев на зубчатом венце маховика.

Причины:

- износ и (или) повреждения стартера и/или его узлов и деталей;

- попадание посторонних частиц в картер маховика;

- нарушение технологии сборочных работ;

- длительная работа двигателя (естественный износ).

2.Биение маховика.

Причины:

- износ или повреждения сцепления;

- буксование сцепления;

- длительная работа двигателя (естественный износ);

- нарушение технологии сборочных работ.

3.Повреждения рабочей поверхности под ведомый диск сцепления.

Причины:

- те же, что указаны в пункте 2.

4.Повреждения посадочного места под фланец коленвала.

Причины:

- длительная работа двигателя (естественный износ);

- нарушение технологии сборочных работ.

5.Повреждение и износ резьбы в отверстиях под крепежные болты.

Причины:

- нарушение технологии сборочных работ;

- длительная работа двигателя (естественный износ).

Дефектацию производят с помощью жестких предельных калибров и универсальных инструментов. При этом контролируемые поверхности деталей следующие: зубья венца; отверстия под подшипник и фланец коленчатого вала; посадочное место под венец резьбовые отверстия; поверхность трения; отверстия под установочные штифты и болты крепления.

Дефекты зубьев венца (смятие, выкрашивание и др.) определяют визуально, износ зубьев венца- штангенциркулем и штангензубомером; диаметр отверстий под болты, установочные штифты, подшипник и фланец коленчатого вала- предельными калибрами и нутромером. Диаметр посадочной поверхности под венец контролируют скобами. Характерный признак нарушения посадки под венец- образование видимого зазора в стыке торцовой поверхности венца и буртика


маховика. Задиры, риски, износ рабочей поверхности маховика определяют визуально. После дефектации маховики поступают на восстановление по одному из маршрутов. Устранение таких дефектов, как риски, задиры, износ рабочей поверхности, повреждение и износ резьбовых отверстий, замена зубчатого венца, обеспечивают незначительными ремонтными и подгоночными операциями,

выполнение некоторых не представляет технологических трудностей.

2.5 ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОГО СПОСОБА ВОСТАНОВЛЕНИЯ

Существуют следующие способы восстановления:

- постановка дополнительных ремонтных деталей;

- лужением;

- газотермическое порошковое напыление.

Способ дoпoлнительных ремонтных деталей (ДРД) применяют для вoсстaнoвления резьбовых и глaдких oтверстий в кoрпусных детaлях, шеек вaлoв и осей, зубчатых зацеплений, изношенных плoскoстей.

При вoсстaнoвлении детали изнoшеннaя пoверхнoсть oбрaбaтывaется под больший (отверстие) или меньший (вал) размер и на нее устaнaвливaется специaльнo изгoтoвленнaя ДРД: ввертыш, втулка, нaсaдкa, кoмпенсирующaя шaйбa или плaнкa. Крепление ДРД нa oснoвнoй детaли прoизвoдится нaпрессoвкoй с гaрaнтирoвaнным нaтягoм, привaркoй, стoпoрными винтaми, клеевыми кoмпoзициями, нa резьбе.

При выбoре мaтериaлa для дoпoлнительных детaлей следует учитывaть услoвия их рaбoты и oбеспечивaть срoк службы дo oчереднoгo ремoнтa. Пoсле устaнoвки рaбoчие пoверхнoсти дoпoлнительных детaлей oбрaбaтывaются пoд нoминaльный рaзмер с сoблюдением требуемoй тoчнoсти и шерoхoвaтoсти.

Лужение — это покрытие металлических изделий оловом для защиты поверхности от окисления, действия воздуха, щелочей, влаги и пр. Тонкий слой олова на железе или меди называется полудой.

В целях экономии к олову для лужения прибавляется свинец — обыкновен-

ный сплав для полуды состоит из 5 ч. олова и 3 ч. свинца. Прибавленный в состав полуды висмут делает ее более блестящей и вместе с тем более плавкой. Для лужения посуды примеси свинца и ядовитых солей не допускаются.

Лужение хорошо ложится лишь на абсолютно чистые металлические предметы, поверхность которых перед лужением необходимо тщательно очистить. Для лужения чугунной и медной посуды ее сначала протравляют слабым раствором кислоты, затем прогревают до температуры плавления олова, натирают