ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 2. Кейс «Массовый отлив»
(Текст: Татьяна Юрасова // Журнал «Секрет фирмы», № 40(272), 13.10.2008)
Во время кризиса компании избавляются от балласта и строят новуюкадровую политику.Одних сотрудников приходится увольнять,других —удерживать.
Вход компании "Арбат Престиж" на Воронцовской улице в Москве. В холле и коридоре безлюдно. То ли все на обеде, то ли уже разбежались. Сотрудники начали покидать компанию вскоре после ареста ее владельца Владимира Некрасова в январе этого года — тогда на "Арбат Престиж" с ис- ками навалились кредиторы и поставщики. Пытаясь выжить, компания стала ликвидировать региональную сеть и сокращать персонал. К октябрю 2008 го- да из 4500 человек в компании осталось 1700, а из 93 магазинов — 19 (плюс 16 на Украине). Люди уходят и сами, в результате чего в компании появилась масса вакансий. Если кликнуть на баннер "Нам нужны новые кадры" на сайте "Арбат Престижа", выпадет длинный, примерно в три экрана, список вакан- сий.
Трудные времена сегодня переживают многие компании. Проблемы одних (холдинг "Марта", AiRUnion, ГК МИАН) начались не сейчас, другие ("Пиоглобал эссет менеджмент", банк "КИТ финанс" и т. д.) пострадали от
финансового кризиса. Под давлением обстоятельств все они вынуждены кор- ректировать кадровую политику. Независимо от причин кризиса им прихо- дится, во-первых, удерживать ключевые кадры, без которых не выжить, а во- вторых, быстро и грамотно увольнять людей, не востребованных в новых ус- ловиях.
Любая сложная ситуация — это проверка работодателя. Она показыва- ет, имеет ли он кредит доверия от персонала или нет.
Бесхозные люди
До пресс-службы AiRUnion не дозвониться — никто не снимает труб- ку. Как потом выясняется, все сотрудники этого подразделения уволились. Телефоны справочной службы тоже не
отвечают. Связываемся с пресс- службой авиакомпании "Атлант-Союз", на базе которой планируется созда- ние нового альянса (в него войдет AiRUnion). Пресс-секретарь просит напра- вить вопросы по почте, но так и не отвечает на них. Тогда мы связываемся с оперативным штабом, созданным для управления новым альянсом. Там гово- рят, что о судьбе персонала AiRUnion им ничего не известно, и советуют звонить в "Атлант-Союз". В неофициальных беседах сотрудники УК "ЭйрЮ- нион", которых мы разыскали, сообщили, что им несколько месяцев не пла- тят зарплату. О происходящем с компанией людей не информировали. Не- удивительно, что сразу после августовского кризиса, вызванного отменой рейсов и неплатежами, из УК "ЭйрЮнион" персонал повалил валом. "Мы — абсолютно бесхозные люди,— невесело шутит Анастасия Бурмакина, кото- рая до сих пор числится начальником отдела УК "ЭйрЮнион".— Мы не ви- дели ни одного официального документа о своем увольнении, никто из руко- водства с нами не встречался, и никто не предлагал нам перейти на работу в "Атлант-Союз"". О ситуации в авиакомпании Анастасия узнает преимущест- венно из интернета и из разговоров с коллегами. Многие специалисты, не дожидаясь выплаты зарплаты и выходных пособий, ищут или уже нашли се- бе другую работу. Служащие авиакомпаний, входящих в альянс, похоже, то- же предоставлены сами себе. "С 1 октября наша компания не имеет права осуществлять полеты, но уведомлений о передаче дел или предложений о пе- реходе в "Атлант-Союз" мы не получали",— рассказывает пресс-секретарь авиакомпании "Самара" Александр Ирдуллин. Сотрудники "Самары" (а это около 900 человек) устраиваются как могут. Многим сложно найти новую работу, так как живут они в поселке рядом с аэропортом, а это 50 км от горо- да.
Впрочем, неуправляемого исхода людей можно не допустить, если использо- вать антикризисные HR-технологии.
Язвы напоказ
"Мне нужны деньги, а финансовый кризис накрыл всех моих клиентов"
— так риэлтер агентства недвижимости МИАН Оксана объясняет, почему она поместила резюме на HeadHunter.ru. Стагнация на рынке недвижимости
пугает ее гораздо больше ("число покупателей за месяц-два сократилось на 80%"), чем сообщения СМИ о возможном банкротстве ЗАО МИАН. В ста- бильности своего работодателя она не сомневается — оклад платят, на обу-
чение отправляют. Хотя на самом деле группа МИАН переживает непростые времена. В 2006 году ЗАО МИАН предъявили обвинение в неуплате налогов на 1,2 млрд руб., летом 2007-го корпорацию покинули генеральный директор ЗАО МИАН Сергей Озеров, генеральный директор "МИАН-девелопмента" Анатолий Морозов и другие топ-менеджеры. Позже навалились кредиторы, требуя выплаты 4 млрд руб. Однако неизбежного в таких случаях массового исхода сотрудников не произошло. "Первое, что нужно делать в сложной си- туации,— понять причину возникновения проблемы, реальное состояние дел, возможные последствия для компании",— делится опытом директор депар- тамента кадровой политики агентства недвижимости МИАН Дмитрий Пол- канов. Людей больше всего тревожит неизвестность, поэтому сотрудникам объяснили, что проблему спровоцировали некоторые журналисты, ошибочно приравнявшие ЗАО МИАН к агентству недвижимости МИАН и к группе МИАН в целом. Обращение председателя совета директоров ГК МИАН Александра Сенаторова с разъяснениями было разослано всему персоналу, а потом опубликовано на внутреннем портале. Менеджеры организовали "го- рячую линию", и каждый сотрудник мог задать свой вопрос — например, что говорить клиентам и партнерам. Как заметила недавно уволившаяся сотруд- ница корпорации, разъяснения о "временном характере" трудностей велись среди сотрудников МИАН почти полтора года.
Чтобы о состоянии дел в компании сотрудники узнавали не из газет, их иногда информируют "на опережение". Так поступили в инвестбанке "КИТ финанс", который из-за проблем с ликвидностью не смог выполнить свои обязательства и был продан. "Как только руководство приняло решение о проведении переговоров со стратегическим инвестором, мы сразу довели эту информацию до сведения всех сотрудников, чем сняли возможные вопро- сы",— рассказывает директор
департамента по работе с персоналом ИБ "КИТ финанс" Андрей Щербаков.
Впрочем, иногда компании считают: лучше не оповещать персонал о том, что с ее акционерами происходит что-то нехорошее, чтобы не накалять обстановку. Так, владелец сети обувных магазинов "Терволина" Вадим Сте- панов недавно был арестован по обвинению в махинациях с земельными уча- стками. "Мы работаем и не думаем на эту тему,— заявила сотрудница служ- бы персонала "Терволины".— Это личное дело собственника". И попросила не проводить аналогии с арестом Владимира Некрасова из "Арбат Прести- жа". Тогда, по ее логике, персонал из компании не побежит.
Не в письмах счастье
Когда 30 сентября сотрудники УК "Пиоглобал эссет менеджмент" пришли на работу, десятерых из них ждали "письма счастья" — уведомле- ния, что с 1 октября они уволены. Еще 20 специалистам было предложено перейти на работу в брокерскую компанию NetTrader. Генеральный директор "Пиоглобал" Денис Матафонов объяснил, что оптимизирует бизнес в соот- ветствии с указаниями акционера Ивана Тырышкина. Экс-глава компании "Атон-лайн" приобрел "Пиоглобал эссет менеджмент" у группы "Антанта Пиоглобал" в середине сентября. По словам Матафонова, сотрудники будут
уволены "по соглашению сторон". Стороны наверняка договорятся, но обида на работодателя останется. "Так не поступают",— говорили сотрудники "Пи- оглобал".
О сокращениях персонала компании объявляют почти каждый день. По информации "Коммерсанта", Банк Москвы сокращает 700-800 сотрудников региональных подразделений. По неофициальным данным, Хоум кредит энд финанс банк планирует "оптимизировать" примерно 20% штата. "В послед- ний месяц все больше сотрудников банков, инвесткомпаний и девелоперских фирм интересуются вакансиями на свободном рынке,— говорит генеральный директор Русской кадровой ассоциации Анна Барсукова.— Недавно один клиент прислал нам список резюме своих сотрудников с отличными реко-
мендациями — хочет расстаться с людьми по-хорошему".
В кризисные времена сокращения неизбежны. Высший пилотаж — сделать так, чтобы уволенные сотрудники не разносили "негативный шлейф" по рынку, и при этом не сильно потратиться на компенсации.
Например, по информации руководителя отдела рекрутмента компании "Анкор Розница и гостеприимство" Анастасии Свешниковой, перед службой персонала сети "Гроссмарт" была поставлена задача как можно больше со- трудников уволить по собственному желанию. Однако специалисты "Гросс- марта" консультируют людей, как искать новую работу. Подобная помощь позволяет компаниям не только сохранять лицо, но и порой прилично сэко- номить на выходных выплатах. "Увольнение сотрудника по сокращению штата обходится работодателю как минимум на четыре оклада дороже, чем увольнение по собственному желанию или "по соглашению сторон"",— объ- ясняет адвокат Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Марина Барабанова. В холдинге "Марта", куда входит "Гроссмарт", от комментариев отказались.
В "Арбат Престиже" с людьми расставались и по "соглашению сторон", и по сокращению штата. "Мы старались сделать это по-человечески",— го- ворит директор департамента по управлению персоналом УК "Арбат Пре- стиж" Марина Ляховченко. Около десяти бывших сотрудников ритейлера подтвердили: компенсацию они получили. Другой вопрос, откуда у завален- ной исками кредиторов компании деньги на выплату пособий? "Для меня со- трудники — это должники первой очереди",— пожимает плечами Роман Хо- менко, который еще недавно занимал должность генерального директора "Арбат Престижа". В частности, на выплату компенсаций была потрачена часть денег от продажи недвижимости.
Операция на удержание
Спасать "Арбат Престиж" Роман Хоменко пришел в мае 2008 года, и из старой команды расстался лишь с финдиректором — "этот человек престу- пил грань добра и зла". Остальным топ-менеджерам он ничего не обещал, лишь изложил план действий и оценку рисков. "Главное — не врать,"— рас-