Файл: Задание Кейс Уроки выживания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 2. Кейс «Массовый отлив»

(Текст: Татьяна Юрасова // Журнал «Секрет фирмы», № 40(272), 13.10.2008)
Во время кризиса компании избавляются от балласта и строят новуюкадровую политику.Одних сотрудников приходится увольнять,других —удерживать.

Вход компании "Арбат Престиж" на Воронцовской улице в Москве. В холле и коридоре безлюдно. То ли все на обеде, то ли уже разбежались. Сотрудники начали покидать компанию вскоре после ареста ее владельца Владимира Некрасова в январе этого года — тогда на "Арбат Престиж" с ис- ками навалились кредиторы и поставщики. Пытаясь выжить, компания стала ликвидировать региональную сеть и сокращать персонал. К октябрю 2008 го- да из 4500 человек в компании осталось 1700, а из 93 магазинов — 19 (плюс 16 на Украине). Люди уходят и сами, в результате чего в компании появилась масса вакансий. Если кликнуть на баннер "Нам нужны новые кадры" на сайте "Арбат Престижа", выпадет длинный, примерно в три экрана, список вакан- сий.

Трудные времена сегодня переживают многие компании. Проблемы одних (холдинг "Марта", AiRUnion, ГК МИАН) начались не сейчас, другие ("Пиоглобал эссет менеджмент", банк "КИТ финанс" и т. д.) пострадали от

финансового кризиса. Под давлением обстоятельств все они вынуждены кор- ректировать кадровую политику. Независимо от причин кризиса им прихо- дится, во-первых, удерживать ключевые кадры, без которых не выжить, а во- вторых, быстро и грамотно увольнять людей, не востребованных в новых ус- ловиях.

Любая сложная ситуация — это проверка работодателя. Она показыва- ет, имеет ли он кредит доверия от персонала или нет.

Бесхозные люди

До пресс-службы AiRUnion не дозвониться — никто не снимает труб- ку. Как потом выясняется, все сотрудники этого подразделения уволились. Телефоны справочной службы тоже не
отвечают. Связываемся с пресс- службой авиакомпании "Атлант-Союз", на базе которой планируется созда- ние нового альянса (в него войдет AiRUnion). Пресс-секретарь просит напра- вить вопросы по почте, но так и не отвечает на них. Тогда мы связываемся с оперативным штабом, созданным для управления новым альянсом. Там гово- рят, что о судьбе персонала AiRUnion им ничего не известно, и советуют звонить в "Атлант-Союз". В неофициальных беседах сотрудники УК "ЭйрЮ- нион", которых мы разыскали, сообщили, что им несколько месяцев не пла- тят зарплату. О происходящем с компанией людей не информировали. Не- удивительно, что сразу после августовского кризиса, вызванного отменой рейсов и неплатежами, из УК "ЭйрЮнион" персонал повалил валом. "Мы — абсолютно бесхозные люди,— невесело шутит Анастасия Бурмакина, кото- рая до сих пор числится начальником отдела УК "ЭйрЮнион".— Мы не ви- дели ни одного официального документа о своем увольнении, никто из руко- водства с нами не встречался, и никто не предлагал нам перейти на работу в "Атлант-Союз"". О ситуации в авиакомпании Анастасия узнает преимущест- венно из интернета и из разговоров с коллегами. Многие специалисты, не дожидаясь выплаты зарплаты и выходных пособий, ищут или уже нашли се- бе другую работу. Служащие авиакомпаний, входящих в альянс, похоже, то- же предоставлены сами себе. "С 1 октября наша компания не имеет права осуществлять полеты, но уведомлений о передаче дел или предложений о пе- реходе в "Атлант-Союз" мы не получали",— рассказывает пресс-секретарь авиакомпании "Самара" Александр Ирдуллин. Сотрудники "Самары" (а это около 900 человек) устраиваются как могут. Многим сложно найти новую работу, так как живут они в поселке рядом с аэропортом, а это 50 км от горо- да.

Впрочем, неуправляемого исхода людей можно не допустить, если использо- вать антикризисные HR-технологии.

Язвы напоказ

"Мне нужны деньги, а финансовый кризис накрыл всех моих клиентов"

так риэлтер агентства недвижимости МИАН Оксана объясняет, почему она поместила резюме на HeadHunter.ru. Стагнация на рынке недвижимости

пугает ее гораздо больше ("число покупателей за месяц-два сократилось на 80%"), чем сообщения СМИ о возможном банкротстве ЗАО МИАН. В ста- бильности своего работодателя она не сомневается оклад платят, на обу-

чение отправляют. Хотя на самом деле группа МИАН переживает непростые времена. В 2006 году ЗАО МИАН предъявили обвинение в неуплате налогов на 1,2 млрд руб., летом 2007-го корпорацию покинули генеральный директор ЗАО МИАН Сергей Озеров, генеральный директор "МИАН-девелопмента" Анатолий Морозов и другие топ-менеджеры. Позже навалились кредиторы, требуя выплаты 4 млрд руб. Однако неизбежного в таких случаях массового исхода сотрудников не произошло. "Первое, что нужно делать в сложной си- туации,— понять причину возникновения проблемы, реальное состояние дел, возможные последствия для компании",— делится опытом директор депар- тамента кадровой политики агентства недвижимости МИАН Дмитрий Пол- канов. Людей больше всего тревожит неизвестность, поэтому сотрудникам объяснили, что проблему спровоцировали некоторые журналисты, ошибочно приравнявшие ЗАО МИАН к агентству недвижимости МИАН и к группе МИАН в целом. Обращение председателя совета директоров ГК МИАН Александра Сенаторова с разъяснениями было разослано всему персоналу, а потом опубликовано на внутреннем портале. Менеджеры организовали "го- рячую линию", и каждый сотрудник мог задать свой вопрос — например, что говорить клиентам и партнерам. Как заметила недавно уволившаяся сотруд- ница корпорации, разъяснения о "временном характере" трудностей велись среди сотрудников МИАН почти полтора года.

Чтобы о состоянии дел в компании сотрудники узнавали не из газет, их иногда информируют "на опережение". Так поступили в инвестбанке "КИТ финанс", который из-за проблем с ликвидностью не смог выполнить свои обязательства и был продан. "Как только руководство приняло решение о проведении переговоров со стратегическим инвестором, мы сразу довели эту информацию до сведения всех сотрудников, чем сняли возможные вопро- сы",— рассказывает директор
департамента по работе с персоналом ИБ "КИТ финанс" Андрей Щербаков.

Впрочем, иногда компании считают: лучше не оповещать персонал о том, что с ее акционерами происходит что-то нехорошее, чтобы не накалять обстановку. Так, владелец сети обувных магазинов "Терволина" Вадим Сте- панов недавно был арестован по обвинению в махинациях с земельными уча- стками. "Мы работаем и не думаем на эту тему,— заявила сотрудница служ- бы персонала "Терволины".— Это личное дело собственника". И попросила не проводить аналогии с арестом Владимира Некрасова из "Арбат Прести- жа". Тогда, по ее логике, персонал из компании не побежит.

Не в письмах счастье

Когда 30 сентября сотрудники УК "Пиоглобал эссет менеджмент" пришли на работу, десятерых из них ждали "письма счастья" — уведомле- ния, что с 1 октября они уволены. Еще 20 специалистам было предложено перейти на работу в брокерскую компанию NetTrader. Генеральный директор "Пиоглобал" Денис Матафонов объяснил, что оптимизирует бизнес в соот- ветствии с указаниями акционера Ивана Тырышкина. Экс-глава компании "Атон-лайн" приобрел "Пиоглобал эссет менеджмент" у группы "Антанта Пиоглобал" в середине сентября. По словам Матафонова, сотрудники будут

уволены "по соглашению сторон". Стороны наверняка договорятся, но обида на работодателя останется. "Так не поступают",— говорили сотрудники "Пи- оглобал".

О сокращениях персонала компании объявляют почти каждый день. По информации "Коммерсанта", Банк Москвы сокращает 700-800 сотрудников региональных подразделений. По неофициальным данным, Хоум кредит энд финанс банк планирует "оптимизировать" примерно 20% штата. "В послед- ний месяц все больше сотрудников банков, инвесткомпаний и девелоперских фирм интересуются вакансиями на свободном рынке,— говорит генеральный директор Русской кадровой ассоциации Анна Барсукова.— Недавно один клиент прислал нам список резюме своих сотрудников с отличными реко-
мендациями — хочет расстаться с людьми по-хорошему".

В кризисные времена сокращения неизбежны. Высший пилотаж сделать так, чтобы уволенные сотрудники не разносили "негативный шлейф" по рынку, и при этом не сильно потратиться на компенсации.

Например, по информации руководителя отдела рекрутмента компании "Анкор Розница и гостеприимство" Анастасии Свешниковой, перед службой персонала сети "Гроссмарт" была поставлена задача как можно больше со- трудников уволить по собственному желанию. Однако специалисты "Гросс- марта" консультируют людей, как искать новую работу. Подобная помощь позволяет компаниям не только сохранять лицо, но и порой прилично сэко- номить на выходных выплатах. "Увольнение сотрудника по сокращению штата обходится работодателю как минимум на четыре оклада дороже, чем увольнение по собственному желанию или "по соглашению сторон"",— объ- ясняет адвокат Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Марина Барабанова. В холдинге "Марта", куда входит "Гроссмарт", от комментариев отказались.

В "Арбат Престиже" с людьми расставались и по "соглашению сторон", и по сокращению штата. "Мы старались сделать это по-человечески",— го- ворит директор департамента по управлению персоналом УК "Арбат Пре- стиж" Марина Ляховченко. Около десяти бывших сотрудников ритейлера подтвердили: компенсацию они получили. Другой вопрос, откуда у завален- ной исками кредиторов компании деньги на выплату пособий? "Для меня со- трудники — это должники первой очереди",— пожимает плечами Роман Хо- менко, который еще недавно занимал должность генерального директора "Арбат Престижа". В частности, на выплату компенсаций была потрачена часть денег от продажи недвижимости.

Операция на удержание

Спасать "Арбат Престиж" Роман Хоменко пришел в мае 2008 года, и из старой команды расстался лишь с финдиректором — "этот человек престу- пил грань добра и зла". Остальным топ-менеджерам он ничего не обещал, лишь изложил план действий и оценку рисков. "Главное — не врать,"— рас-