ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Былина "Илья Муромец и Соловей" относится к русскому эпосу эпохи развития феодальных отношений. Сюжет былины изложен последовательно, описывается путешествие главного героя, включающее три этапа (путь от Карачарово до Чернигова, от Чернигова до Киева и пребывание в Киеве), на каждом этапе события постепенно раскрывают образ героя, его характер, мотивы поступков. В структуре повествования можно выделить элементы традиционной композиции:
Зачин: герой посещает церковную службу и отправляется в путь из родного села.
Завязка: приезд в Чернигов, победа над черной силой как демонстрация «богатырской мощи» героя, получение им известия о злой силе Соловья-разбойника.
Кульминация: встреча с Соловьем-разбойником, его пленение и доставка в Киев. Встреча с князем Владимиром.
Развязка: конец Соловья-разбойника
Мотивировка отправления Ильи в Киев в начале текста отсутствует. Прямое обоснование этого поступка богатыря лежит вне пределов текста, но все оно понятно из дальнейшего содержания былины. Дорога Ильи проходит через город Чернигов, который обложила вражья сила. Илья, если он торопился «к обеденке», мог бы проехать мимо. Для богатырского коня нет помех и при бездорожье. Однако муромский крестьянин-богатырь не может остаться равнодушным судьбе одного из русских городов. 3десь вскрывается еще одна деталь характеристики Ильи: он едет в Киев не как богомолец, а как воин. О сборах Ильи в начале былины не упоминается. Теперь он предстает вооруженным человеком («врага копьем колет»). Дальше при описании встречи с Соловьем-разбойником мы видим, что у богатыря есть лук разрывчатый с запасом каленых стрел.
В былине три основных героя – Илья Муромец, Соловей-разбойник и Князь Владимир.
Илья Муромец в этой былине — герой прежде всего крестьянский. Фактически Илья находится к началу песни не в городе Муроме, а именно в селе Карачарове. Можно предположить, что первоначально местом рождения называли Муром, но вследствие стремления подчеркнуть крестьянское происхождение Ильи город сменился селом Карачаровым, причем одно название не вытеснило другое, а они слились. Отец Ильи — крестьянин «чернопахотный», Иван Тимофеевич. Любимый герой русского народа изображается в этой песне как плоть от плоти и кровь от крови русского крестьянина. Придавая ему такое происхождение, народ еще больше приблизил его образ к себе, выразил свое единство с ним.
Неоднократно по отношению к Илье используется определение «старый казак», оно употребляется, скорей всего, в значении «удалец, вольный человек» или воин, выполняющий определенные поручения князя. Могучий, сильный и храбрый мужчина, в тексте используется такое определение, как дородный. Илья Муромец — воплощение русской доблести, героизма, силы духа, герой благороден, смел и справедлив.
Соловей - отрицательный персонаж, зло, представленное в виде человекообразного существа, напоминающего птицу. Дом Соловья-разбойника находится на дубе и называется «гнездом». Герой обладает сверхспособностью: мощный свист и рык Соловья несут разрушительную силу. Фантастический герой, олицетворяющий зло и угрозу общественному благополучию, — мифологизированный образ врага. Соловей-разбойник хитер и изворотлив.
Об облике и происхождении Соловья-разбойника существуют разные мнения. Его представляют и «невиданным чудищем», и человеком-птицей, а то и просто злым человеком, который причиняет вред окружающим.
Имя собственное «Соловей» могло быть прозвищем или фамилией человека. В различных легендах и вариантах пересказа былинного сюжета у Соловья-разбойника разные отчества. В классическом тексте, на котором основывается данный обзор, он обозначен как «Одихмантьев сын» (то есть отчество Одихматьевич). Встречаются также варианты: Ахматович и Рахматович.
В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» киевский князь герой второстепенный. Его характер проявляется в отношении к главному герою Илье Муромцу. Владимир не верит Илье, что тот смог одолеть Соловья, обвиняет его во лжи, называет пренебрежительно «мужичища-деревенщина», тем самым проявляя сословную кичливость. На фоне Ильи, кладущего крест «по-писаному», кланяющегося «по-ученому», князь выглядит не так благообразно.
Убедившись в правдивости Муромца, Владимир просит разбойника посвистеть. А потом ведет себя несообразно с княжеским достоинством: сам бежит наливать вино Соловью. Смертоносный свист устрашает князя, и он укрывается шубой. Рядом с Ильей князь мелковат, не смел, не очень умен. И разбойник подчиняется не Владимиру, а Илье. Князь изображен в былине несколько предвзято, как нередко в народном творчестве представлялись образы царей.
Дочери и зятья Соловья-разбойника появляются в одном из эпизодов, пытаются помочь отцу и тестю, но оказываются немощными и незначительными перед лицом богатырской доблести. Названы в тексте «любимыми», что намекает на способность Соловья-разбойника к проявлению человеческих чувств и обозначает связь между героями, олицетворяющими «силы зла».
Народ (черниговцы и киевляне) — коллективное действующее лицо, обобщенный образ населения Руси, живущего под княжьей волей и властью князя и под гнетом врагов. Чаяния и надежды людей на защиту и спокойствие обращены не к правителю, а к таким народным героям, как Илья Муромец.
Действие происходит в «неназванном» государстве, но по монархическому государственному образованию (княжеству под управлением князя) и географическим названиям населенных пунктов легко определить Русь.
Былины киевского цикла, к которому относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», объединены местом действия — городом Киевом, столицей древнерусского государства. Помимо Киева, события былины разворачиваются ещё в нескольких реальных городах Древней Руси: городе Муроме и находящемся в его окрестностях селе Карачарово, родине Ильи Муромца, а также городе Чернигове. Основные события происходят на пути между Киевом и Черниговом (то есть на территории современной Украины). В тексте присутствует гидроним — река Смородина, возле которой по сюжету былины и промышляет Соловей-разбойник. Это мифическая река, не соотносится с каким-либо реально существующим водоёмом. Река Смородина упоминается в славянской мифологии как граница «мира живых» и «мира мертвых», считается аналогом Стикса из древнегреческой мифологии.
Былина "Илья Муромец и Калин-царь" повествует о русском народе в борьбе с татаро-монгольским нашествием.
Былина начинается с экспозиции, в которой рассказывается о событиях, предшествующих нашествию татар на Киев. Князь Владимир поссорился с Ильей и посадил его в «погреб холодный», так названа в былине древняя тюрьма, подземелье. Ссора князя с богатырем показывает раскол между народом, интересы и взгляды которого всегда в былине представляет богатырь, и правящей верхушкой. Илью, посаженного князем в подземелье на голодную смерть, спасает его дочь Апракса, которая понимает, что богатырь – защитник и опора Русской земли. Она тайно от Владимира приказывает кормить и беречь Илью.
Завязка сюжета, характерная для былин – приход врага, царя Калина, на Русь, его намерения и та угроза, которую он представляет для всей Русской земли: для Киева, народа, православных церквей, лично для князя.
Развитие действия начинается с отправления царем Калиным послов к князю Владимиру. Он наказывает послу, чтоб тот вел себя решительно и нагло, без должной дипломатии, выказывая неуважение киевскому князю: ногой распахивал дверь, без приглашения входил в палату и первым начинал разговор с князем Владимиром, что противоречило дипломатическому этикету.
Былина вполне исторично изображает самоуверенность и наглость татар, выражающиеся в требованиях безоговорочной капитуляции, которые предъявляет Калин к русскому князю: без боя освобождай улицы Киева и встречай победителей-татар бочками хмельных напитков.
Былина рисует несметное количество воинов противника, и это вполне исторично. В какую бы сторону ни посмотрел Илья с высокой горы, «конца-краю силе насмотреть не мог». Русские летописи сообщают, что в татарском войске прежде всего поражала его многочисленность, и отмечают такую деталь: из-за запаха лошадиного и человеческого пота, исходившего от татарского войска, невозможно было дышать, из-за крика и ржания ничего не было слышно.
Илья едет в поисках русских богатырей. Русские богатыри, оскорбленные и возмущенные тем, что Владимир посадил Илью в подземелье, покидают Киев, не желая больше служить князю. Именно их и разыскивает Илья, понимая, что с таким войском, какое он увидел, по русской пословице, «один в поле не воин», ему нужна помощь всех русских богатырей. Характерное для былины гиперболическое и одновременно лаконичное изображение битвы одного богатыря с целым вражеским войском, которое он бьет, будто траву косит. Такое сравнение чисто народное, оно могло возникнуть в поэтическом воображении крестьянина-труженика.
И приехали они ко силушке татарскоей,
Припустили коней богатырскиих,
Стали бить-то силушку татарскую,
Притоптали тут всю силушку великую.
Кульминация сюжета занимает всего четыре строки. Так лаконично, без лишних подробностей былина говорит о победе русских богатырей над вражеским татарским войском: приехали, стали бить, притоптали силушку великую.
Развязка былины любопытна. В ней историческая действительность как бы выворачивается наизнанку. Не русские платят дань татарам, как это было свыше двух веков, а татары выплачивают дань русскому князю.
Эпическим центром русских былин стал Киев. Его и всю Русскую землю защищает богатырская дружина князя Владимира. По-старому, в мифическом духе зовут его Красным Солнышком.
Одной из генеральных тем героического эпоса — сражении героя с чудовищем. В схватку с чудовищами вступают основные герои киевских былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Первый подвиг Ильи Муромца — победа над Соловьем-разбойником, чудовищем, засевшим в глухомани между Киевом и Черниговом. Соловей — именно чудовище, а не реальный разбойник: он никого не грабит, и уже давно мимо его заставы никто не ездит. Облик Соловья — птичий: он сидит на дубе (а в некоторых вариантах — на девяти дубах), и жилище его зовется гнездышком. Сила Соловья — в его ужасном свисте:
Татарское нашествие отразилось в нескольких былинах, и самая популярная из них — «Илья Муромец и Калин-царь». В начале ее обычно рассказывается о том, как князь Владимир разгневался на Илью и засадил его в глубокий погреб.
В былине об Илье и Калине обычно не объясняется, за что князь разгневался на Илью, но о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром сообщается. Илья обижен: его забыли позвать на пир, т. е. исключили из общего братства — вот он и буйствует, стреляя по маковкам киевских церквей.
На смену мифологическому чудовищу приходит новый враг — войско. Именно с таким войском сражался Илья под Черниговом в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Таково же и татарское войско. Богатырь побеждает обычно легко: он косит врагов, как траву. Но в былине о Калине дело осложняется: Илья попадает в яму и взят в плен. Калин предлагает ему перейти на службу к татарам. Илья хватает за ноги первого встречного и начинает избивать им наседающих врагов. Он посылает русским богатырям знак — и совместными усилиями враги разбиты. Калин взят в плен, он обещает не ходить на Русь и платить дань.