Файл: Уважительное отношение к языку своего народа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значимость проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения подтверждается направленностью большинства государственных инициатив в области образования.

В Национальной доктрине образования до 2025 г. обозначены задачи патриотического воспитания: «Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права, свободы личности и обладающих высокой нравственностью».

Целевые ориентиры работы по патриотическому воспитанию детей определяются Федеральным государственным образовательным стандартом. Согласно ФГОС, патриотическое воспитание школьников реализуется посредством формирования у них представлений о культурных традициях народа, праздниках, представлений о малой Родине, истории страны.

В толковом словаре отечественного филолога С.И.  Ожегова понятие «патриотизм» означает «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу», в философском словаре И.Т. Фролова дано определение «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины», в нормативно-правовых актах термин определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите».

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

  - чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;


- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патрио́т — человек кто любящий своё отечество, преданный своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины, заботящийся о своей стране и стремящийся сделать ее лучше.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Основными задачами патриотического воспитания являются :

1.Формирование у подрастающего поколения любви к своей «малой родине», готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

2. Воспитание чувства патриотизма на примере истории воинской доблести и солдатской славы.

3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края, проведение мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества.

4.Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

5.Формирование расовой ,национальной религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

6.Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной жизни.

7.Формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;

Проблемы в сфере патриотического воспитания:

  • отсутствие патриотических чувств;

  • снижение жизненного уровня, которое привело к расслоению общества;

  • обострение национального вопроса, утрата толерантности, перерастание патриотизма в национализм;

  • незнание своих корней;

  • разрушение семейных и коллективных традиций в молодёжной среде;

  • Недостаточно адекватное понимание роли и места России, своего региона, родного города в историческом и культурном развитии общества и государства, своей роли в обеспечении защиты Отечества.


Уроки истории и обществознания открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции.

На уроках истории необходимо создать условия для формирования у обучающихся патриотической компетенции. Это находит свое выражение в следующем:

  1. Формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества;(военные, переломные моменты)

Основой формирования патриотической компетенции является урок. Наиболее подходящим материалом для формирования патриотической компетенции служат военные темы.

Воспитание историей осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши предки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко представлены борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю русскую, на примерах которых должны воспитываться идеалы служения Отечеству.

Очень важен эмоциональный настрой при изучении тем. Этот настрой можно создать используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал, стихотворения , воспоминания, фотохронику. 

Использование грамзаписи песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи : И сразу звучит в грамзаписи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются грамзаписи : “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. их беспримерного подвига во имя Родины, используются грамзаписи мелодии “ Нам нужна одна победа ” и “ Реквиема ”, на фоне которого читаются строки из одноименного произведения Р. Рождественского и т.д.)

  1. Изучение истории страны через историю своей семьи:

  • «Генеалогическое древо семьи»(родословная) позволяет узнать происхождение своей семьи. Целью данного задания является приобщение старшеклассников и старшеклассниц к истории своего рода: кем были их прабабушки и прадедушки, чем занимались, чем прославились. Данная работа закладывает фундамент в воспитании патриотизма, поскольку учащиеся вначале испытывают интерес, затем, испытывают причастность к прошлому и ответственность пред предками, родственниками. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов детей, мини-семинара, путешествия по семейной фото га­лерее.

  • Эссе на тему: «Моя бабушка/дедушка - участник войны» Здесь помощь учащимся могут оказать родственники, возможно есть родственники являющиеся детьми войны).

  • Участие в акциях приуроченных к памятным датам Великой Отечественной войны.


  1. Выполнение задач по предмету «История» патриотическим содержанием:

  • Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны.

  • Создание календаря памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

  • Соревнования на знание истории страны. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой.

  • - индивидуализации работы с одаренными детьми - организации исследовательской и творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов:

- составление портретной галереи героев нашего Отечества. В результате ученики не только воочию запомнят героев войны, но и проникнуться духом гордости за их отважную деятельность.

- тематическая фотовыставка;

- проект «Достопримечательности своего края» дают возможность старшеклассникам узнать о памятных местах родного края, узнать о событиях, происходивших в их городе, поселке. Они начинают смотреть на давно знакомые места другими глазами, проявлять трепетное отношение к родным местам.

Таким образом, уроки истории занимают основополагающее место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания школьников, где гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого; .Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны и только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией.