Добавлен: 20.10.2018
Просмотров: 739
Скачиваний: 19
Тема 5. Реляционная модель данных (практика)
Пример. База данных «Расписание занятий»
Рассмотрим построение базы данных, представляющей расписание
учебного заведения. Построение начинается с создания инфологической
модели, описывающей БД в терминах таких понятий, как «сущность», «набор
объектов», «связи сущностей и наборов объектов».
На следующем шаге инфологическая модель трансформируется в схему
реляционной БД, использующей понятие отношения. Полученная схема
используется для заполнения БД информацией – построения экземпляра БД.
Модель «сущность – связь».
Сущности и их атрибуты:
Преподаватель (Фамилия, Должность, Год_рождения);
Студент (Фамилия, Год_рождения);
Группа (Номер);
Дисциплина (Наименование);
Время (День_недели, Часы).
В условиях учебного заведения названным сущностям сопоставляются
следующие наборы объектов (экземпляров сущностей):
Преподаватели, Студенты, Группы, Дисциплины, Времена.
Связи сущностей и наборов объектов:
«Входит_в_группу» между наборами объектов Студенты и Группы.
Связь типа «многие к одному» от Студентов к Группам.
«Расписание_занятий» между наборами объектов Преподаватели,
Группы, Дисциплины, Времена. Связь типа многие к одному» от
Преподаватели, Времена, Дисциплины к Группам.
Связи сущностей удобно представлять в виде диаграмм (рис. 5.1).
Реляционная модель.
Инфологическая модель БД естественно представляется следующими
схемами отношений реляционной модели:
Преподаватели (Фамилия_преп., Должность, Год_рождения);
Студенты (Фамилия_студ., Год_рождения);
Состав_группы (Номер_группы, Фамилия_студ.);
Расписание (Номер_группы, День_недели, Часы, Фамилия_преп.,
Наименование_дисц.,).
Предложенная схема несколько отличается от инфологической модели:
некоторые атрибуты имеют другие имена, наборы объектов Группы,
Дисциплины, Времена не поддерживаются соответствующими таблицами.
Сделанные изменения не принципиальны и направлены на упрощение
схемы.
Схема реляционной БД определяет состав и формат ее таблиц. Заполнив
таблицы подходящими данными, получим экземпляр БД, подобный
приведенным ниже таблицам.
Преподаватели:
Студенты:
Фамилия преп. Должность
Год рождения
Иванов И.И.
доцент
1978
…
…
…
Студенты
Группы
Входит_
в_группу
Преподаватели
Времена
Дисциплины
Расписание_
занятий
Группы
Рис.5.1.Связи сущностей.
Состав группы:
Номер группы
Фамилия студ.
ИВТ-111
Иванов И.И.
…
…
Расписание:
Номер группы День недели Часы Фамилия преп. Предмет
ИВТ-111
Пн.
10.00 Иванов И.И.
Письмо
…
…
…
…
…
Практические задания для самостоятельного выполнения
Построить базу данных «Отдел кадров предприятия», содержащую
сведения о сотрудниках организации.
Задание 1. Создать инфологическую модель, описывающую БД в
терминах таких понятий, как «сущность», «набор объектов», «связи сущностей
и наборов объектов».
Задание 2. Трансформировать инфологическую модель в схему
реляционной БД, использующей понятие отношения. Полученная схема
используется для заполнения БД информацией – построения экземпляра БД.
Фамилия студ.
Год рождения
Иванов И.И.
1993
…
…