Файл: Студенческий спорт и его организационные особенности.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 3938
Скачиваний: 82
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» |
Кафедра физической воспитания и спорта
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Физическая культура и спорт»
на тему: Студенческий спорт и его организационные особенности.
Выполнил обучающийся
Яшкина Анита Васильевна
1 курса очно-заочная форма обучения с применением ДОТ
Новосибирск
2022
Содержание
-
Введение -
Проблемы достижения высоких спортивных результатов в период обучения в вузе -
Образ жизни студента и спорт -
Спорт как активный отдых в учебном и профессиональном труде -
Заключение -
Список литературы
Введение
Одним из основных обобщающих показателей, характеризующих уровень и изменения в состоянии здоровья населения, является физическое развитие.
Слово спорт пришло в русский язык из английского (Sport), которое, в свою очередь, является вольным сокращением первоначального слова disport – игра, развлечение.
Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их друг с другом, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает такие навыки, как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам окружающей среды. Часто это приносит людям массу положительных эмоций, например, когда выигрывает любимая команда или когда человек добивается в ней какого-то результата
Молодёжный спорт — это основа основ национального здоровья. Это понимают все цивилизованные страны и вкладывают в него огромные деньги. Строят стадионы, бассейны, лыжные трассы, футбольные поля и т. д. В каждой стране финансирование таких объектов идет по-разному, в зависимости от государственного устройства. Чем больше уровень местного самоуправления, тем больше участия регионов. Развитие массового спорта в современном российском обществе — это актуальный вопрос чрезвычайной важности.
Проблемы достижения высоких спортивных результатов в период обучения в вузе
Современная подготовка спортсменов суперкласса требует больших ежедневных временных затрат. Совмещение активных занятий в сфере большого спорта с полноценной учебной в высшем учебном заведении неизбежно сталкивается с проблемой времени.
Статистические данные по вузам страны показывают, что регулярно тренируются не только в специальные часы в вузе, но и в свободное время, а также участвуют в соревнованиях 15 – 20% студентов. Это типичные представители массового студенческого спорта.
В одном из российских вузов было проведено исследование по проблеме взаимозависимости активных занятий спортом и успешного обучения. Приведем только один из выводов, сделанный на основе данного исследования: студенты-спортсмены, имеющие массовые спортивные разряды (III— I), учатся в целом лучше, чем средний студент вуза. Кандидаты в мастера спорта и мастера спорта, затрачивающие на тренировки и соревнования более 20 ч в неделю и выезжающие на соревнования и сборы более 1,5—2 месяцев в течение учебного года, начинают учиться хуже, чем средний студент. Все это говорит о том, что наиболее уязвимый момент в попытке совмещать активное функционирование студента в большом спорте и профессиональное становление в вузе — катастрофическая нехватка времени.
Образ жизни студента и спорт
Каким специалистом станет сегодняшний студент, зависит не только от того, как он учится, но и от всей целостности его бытия, уровня гражданской сформированности личности. Образ жизни - это социальное лицо студента. Любые высоконравственные принципы, самые современные знания останутся мертвым грузом, если они не реализуются в образе жизни человека - интегральной характеристике личности.
Повседневная учебная работа, зачётно – экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики – всё это требует от учащихся и студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психо – физической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных заведений показало
, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, но факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоёмкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учёбе.
Студент должен знать возможности своего возраста, свои силы и способности, чтобы оптимально организовать свою жизнь, труд, учебу, отдых. Студенческому возрасту свойственна некоторая дисгармония. Желания и стремления у молодых людей развиваются раньше, чем воля и сила характера. Им не хватает социальной зрелости. Наиболее важными чертами студенческого возраста являются: самопознание, самоутверждение, самостоятельность, самоопределение, максимализм, коллективизм, самовоспитание.
В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Этот период - “пик” развития физиологических потенциалов.
Спорт как активный отдых в учебном и профессиональном труде
Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» воспринимает их как активный отдых, как разрядку от однообразного аудиторного учебного труда. И чем выше заинтересованность студента в этих занятиях, тем выше и сам разносторонний психофизический эффект такой физической нагрузки. Право студента на выбор различных видов спорта на каждый предстоящий учебный год (а в некоторых вузах и семестр) только поддержит его интерес к таким занятиям, ведь его мотивация – отдых. Перерастает ли этот интерес в более серьёзное увлечение определённым видом спорта – решать только ему, но хотелось бы, чтобы он понимал сущность воздействия такого активного отдыха на физическую и умственную работоспособность, на продуктивность учебного и профессионального труда.
Известно, что способность человека к длительному и интенсивному труду во многом ограничивается его индивидуальными физическими возможностями. Однако физический потенциал человека, его физиологическая граница интенсивности труда весьма эластичны и могут быть изменены под влиянием направленного применения средств физической культуры и спорта. Такие занятия повышают уровень функциональных возможностей, физическую и эмоциональную устойчивость, снижают заболеваемость, обеспечивают ускорение процесса врабатываемости на рабочем месте, способность к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и тем самым обеспечивают высокую интенсивность и индивидуальную производительность труда.
Все это еще раз подчеркивает необходимость и важность для будущего специалиста уже в годы обучения позаботиться об обеспечении своей физической и психической готовности к напряженному профессиональному труду. Естественно, что достижение хорошей общей физической подготовленности, знания о рациональном применении средств физической культуры в режиме труда, занятия спортом, и не только спортом вообще, а еще лучше — профессионально-прикладными для будущей профессии видами, будут всемерно способствовать выполнению этой задачи.
Спортивные соревнования — одна из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной и спортивной работы. Соревнования выступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивной подготовки студентов. Спортивные результаты — это показатель качества и эффективности психофизической подготовки студента, проводимой на учебно- тренировочных занятиях. В условиях состязаний студенты более полно демонстрируют свои физические возможности. Именно поэтому прием нормативов по общей физической подготовке на учебных занятиях осуществляется в соревновательной обстановке на зачетных соревнованиях в учебной группе или на учебном потоке. Таким образом, спортивные соревнования могут выступать и как средство подготовки, и как метод контроля эффективности учебно-тренировочного процесса.
Спортивные соревнования являются одной из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. В нашей стране существует определенная организация спортивных соревнований. Все крупнейшие соревнования можно разделить на три группы. Первая группа - комплексные соревнования с зачетом по многим видам спорта. К ним относятся: спартакиады народов России (летние, зимние), 7 всероссийские студенческие спортивные игры. Вторая группа - соревнования на первенство России (чемпионаты России) по всем культивируемым видам спорта. По некоторым видам дополнительно проводятся соревнования на кубок России. Третья группа - соревнования всероссийского масштаба, посвященные юбилейным датам в жизни нашей страны, а также на призы, учрежденные различными организациями. На эти спортивные соревнования могут приглашаться зарубежные спортсмены. Все эти соревнования проводятся в три этапа, что дает возможность каждому гражданину России, прошедшему соответствующую подготовку (тренировку) и допущенному врачом, принять в них участие. Первый этап - соревнования в коллективах физической культуры средних школ, средних специальных и высших учебных заведений,
промышленных предприятий, учреждений. На этом этапе достигается наибольшая массовость участия населения России в спортивных соревнованиях
Заключение
Говоря о роли спорта в подготовке к жизни и будущей профессии, вероятно, нельзя ограничиваться только решением задач развития и совершенствования различных функций организма, а надо ещё раз обратить внимание на повышение психологической подготовленности. Ведь очень часто молодые специалисты сетуют на то, что их многому научили за годы профессиональной подготовки в специальном учебном заведении, только не научили работать с людьми, не вооружили психологической уверенностью и устойчивостью при руководстве коллективом. И вот здесь следует особо отметить роль спорта в формировании людей с сильной волей и твёрдым характером, что напрямую связано с постоянной необходимостью переносить разнообразные физические и психические напряжения не только в соревнованиях, но и в процессе регулярных тренировок.
Эти нагрузки, часто более высокие, чем в обычной жизни и профессиональной работе, значительно влияют на формирование и становление личности человека. Спортивная подготовка «через метод приучения к практическим действиям и поведению» обеспечивает воспитание необходимых качеств – самодисциплины, настойчивости, упорства в преодолении трудностей, уверенности в себе, решительности и способности проявлять максимальные усилия и в спортивной, и в трудовой, и в общественной деятельности.
И здесь хочется ещё раз привести слова о том, что «нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанных качеств». В такие условия молодого человека многократно ставит спорт.
Список литературы:
1. «Для студентов вузов физического воспитания и спорта» Энока Р.М., 2000 г.
2. «Лечебная физкультура и спортивная медицина» Епифанов, изд. Медицина
3. «Основы психологии спорта и физической культуры» Уэйнберг ,изд. Олимпийская литература
4. «Студенческий спорт и жизнь» В.И. Ильинич, изд. АО Аспект пресс, Москва 1995 г.
5. «Теория и методика физической культуры» Курамшин