Файл: Игра как ведущий вид деятельности ребенкадошкольника. 2 сл. Игра имеет социальную основу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.
2 сл.
-
Игра имеет социальную основу. -
В игре находят отражение сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. -
Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. -
Игра социальна и по способам ее осуществления. -
Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым. -
Усваивая в общении со взрослым технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации.
3 сл
-
В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника:
-
стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; -
потребность в познании окружающего мира; -
потребность в активных движениях; -
потребность в общении.
В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности.
-
По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности.
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.
Важное свойство детского воображения – это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями.
Благодаря этой способности дети используют в игрепредметы-заместители, символические действия.
4 сл.
-
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи. -
Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. -
Взрослым важно реализовать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.
5 сл.
Задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.
Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решить.
Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе, и задачи, которые касаются отдельных детей.
Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.
Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника.
6 сл.
Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.
Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности.
Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.
7-8 со слайда
9 сл.
С. Л. Новоселовой предложено свое понимание проблемы дифференциации детских игр. Ею выделено три класса игр:
-
1. игры, возникающие по инициативе ребенка, самодеятельные игры. К ним относятся игры-экспериментирование, самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). -
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, использующего их с образовательной и воспитательной целью. Это игры дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и др. -
3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса. Это традиционные или народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
10 сл.
В. П. Кондрашов, дополняя классификацию С. Л. Новоселовой, вводит еще два вида игр:
-
профориентационные сюжетно-ролевые игры, в которых имитируется производственная ситуация, профессиональная социальная среда. -
профориентационные сюжетно-дидактические игры, направленные на усвоение отдельных несложных профессиональных умений.
11 сл.
-
А. В. Черная выделяет следующие группы игр:
1. Игры, традиции которых не утрачивают своей актуальности на протяжении нескольких веков, оставаясь практически неизменными.
К ним относятся:
-
игры с правилами; -
предметные игры с правилами; -
спортивные игры; -
сюжетно-ролевые игры; -
игры-экспериментирования; -
игры-забавы.
Как видно из представленных классификаций, наблюдаются достаточно разнообразные подходы к определению видов игр.
Это показывает широту отображаемых детьми явлений и событий окружающей бытовой и социальной жизни, которые не всегда вписываются в строгие научные рамки, переплетаясь и воздействуя друг на друга.
Надо заметить, что внутри каждого вида игр выделяется собственная классификация, уточняющая его разновидности.
12 сл.
Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности.
В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, появились исследования, характеризующую их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр.
13 сл.
Основное отличие режиссерской игры состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.
Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий.
В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка, а также знания, полученные ребенком из окружающего его информационного поля.
Для режиссерской игры в ее развитой форме свойственны комбинирование впечатлений, сочетание реального и вымышленного.
14 сл.
Речь – главный компонент.
Помимо описательных высказываний, присутствуют и оценочные.
Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа.
Часто используется много персонажей, но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех.
15 сл.
В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая.
Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события.