Файл: Пермь 300 история и значение Башни Смерти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


"Башней смерти" потому называется, что там находится тюрьма еще сталинских времен под асфальтом, под дорогой, под домами. Говорят [там] до сих пор еще люди сидят. Подземные ходы там… к кладбищу, чтобы трупы закапывать… замученных".

"Раньше в подвалах того здания (во времена коммунизма) коммунисты пытали своих врагов. И туда, где сейчас находится 1-ая часть (тюремная зона), в Разгуляе, от башни смерти вел подземный тоннель. В самой башне смерти находились разные орудия пыток. В ее подвалах были обнаружены остатки замученных до смерти людей".

Распространенный сюжетный мотив рассказов о здании, объясняющий ее название - самоубийство заключенного, бросившегося с башни.

"Башней смерти она называется потому, что в период репрессий с нее сбросился какой-то лейтенант или офицер, я точно не знаю. А вторая версия заключается в том, что с нее сбросился простой человек, решивший покончить жизнь самоубийством".

"Ещё рассказывали легенду, как после в советское время один подследственный бросился из окна башни вниз к ногам своей дивизии. Тогда многие допросов ГПУ не выдерживали, выбрасывались и разбивались. Нехорошее это место"

Не исключено, что в основе этого мотива лежит реальное событие. Рассказчики, которые настаивают на этом, склонны демистифицировать историю башни.

"Есть еще версия. В жаркий летний день на самом последнем этаже башни следователь допрашивал преступника. Окно в комнате было открыто. Преступник взял да и выпрыгнул, следовать успел выстрелить, поэтому преступник упал на землю уже мертвым. Да он все равно бы разбился. Люди видели это и стали называть ее Башней смерти".

"Все, что говорят о том, что здесь пытали в подвалах до смерти - неправда. А реальным поводом может служить такой случай: на втором или третьем этаже здания велся допрос. А дело было летом, жара, поэтому открыли окно. В это окно и выпрыгнул преступник, решивший бежать. Но следователь был начеку и выстрелил в преступника. На землю преступник упал уже мертвый. Люди, увидев это, и стали называть "Башней смерти"".

Генерализация этого мотива приводит к тому, что башня в отдельных рассказах утрачивает связь с советской политической историей и ее название мотивируется уже чисто романтическими обстоятельствами несчастной любви.

Мне моя тетя рассказывала, что она называется "башня смерти влюбленных". С ней связана какая-то любовная история. Девушку заточили в башню, в то время, как возлюбленный умирал. По-моему, она сбросилась с этой башни.


Легендарная история башни стала настолько характерным элементом пермской городской молвы, что в последние годы она получила литературное развитие. В рассказе "Башня смерти" (1997) пермского прозаика Анатолия Субботина башня стала главной площадкой фантасмагорических событий в духе Кафки и популярных антиутопий. Ее описание конкретно и узнаваемо, но подчинено, как и действие в рассказе, легендарной истории здания: "Башня Смерти, куда заключили Старыгина, возвышалась в центре города <…> Стык башни и шпиля образовывал открытую террасу, огражденную железными перилами. Днем и ночью, круглый год по террасе кружил часовой. <…> Башня Смерти представляла собой универсальное заведение правосудия, работающее полный, законченный цикл: суд, тюрьма, казнь"1 . В этом описании свернуто представлена схема повествования: суд, тюрьма, казнь. Легенда о башне продиктовала сюжет. Рассказ в этом смысле написан не только автором, но и Пермью.
В каком же отношении реальное здание УВД находится к «Башне смерти»
В каком же отношении реальное здание УВД находится к «Башне смерти»? Вещественно они совпадают (хотя и не полностью!), но в функциональносмысловом плане, как видим, расходятся очень далеко. Поэтому хотя референциально «Башня смерти» соотнесена с известным сооружением, это лишь ее первичная референция, создающая основу для жизни означающего. Двигаясь же в символическом поле города, «Башня смерти» становится одним из знаков Перми, соперничая в репрезентации города с антонимичной ей башней колокольни Спасо-Преображенского собора.
«Башня смерти» – один из частных примеров, где обнаруживает себя символический слой жизни города. Он представляет особую ипостась реальности, которой и должна заниматься семиотика города. В сферу компетенции локальной семиотики исторические события, вещи и лица, это место наполняющие, входят лишь постольку, поскольку они здесь воспринимаются и обращаются в локальных коммуникациях в качестве означающих этого места. В отличие от истории, семиотику интересует не достоверность и не причинноследственные связи событий и фактов, а их ассоциативные связи и нарративные возможности, то, как они функционируют в текстах. (см. прил. 5)

Услышав один раз невозможно забыть рассказ про башню смерти поэтому в рассказе «Башня смерти» (1997) пермского прозаика Анатолия Субботина этот элемент пермского текста реализовал свой нарративный потенциал. Башня стала главной площадкой фантасмагорических событий в духе Кафки и популярных антиутопий. Ее описание конкретно и узнаваемо, но подчинено, как и действие в рассказе, семиотике этого объекта: «Башня Смерти, куда заключили Старыгина, возвышалась в центре города <…> Стык башни и шпиля образовывал открытую террасу, огражденную железными перилами. Днем и ночью, круглый год по террасе кружил часовой. В целом же Башня Смерти представляла собой универсальное заведение правосудия, работающее полный, законченный цикл: суд, тюрьма, казнь»27. В этом описании, собственно говоря, свернута схема повествования: суд, тюрьма, казнь. Семиотика башни таким образом выступает в своем текстопорождающем качестве. Рассказ Субботина в этом смысле написан не только автором, но и Пермью. Башня смерти в центре современного мирного города – это готовое зерно сюжета. Нужен только автор, который бы расслышал и записал этот сюжет.(см. прил. 6)




Вывод


Мы узнали и упорядочили историю Башни Смерти, проанализировали легенда и мифы и обосновали откуда появились данные легенды. Разобрав всё это можно смело заявить что никаких мистических сил там не было, так же не было возможности расстрела. Со временем люди для подкрепления интереса стали сами добавлять краски в данную историю. Даже люди которые там работают, например Иван Бадин (бывший комендант Башни смерти почти четверть века) опровергает все слухи. Так же он проводил экскурсию по «подземельям» корреспонденту Вести Пермь на 80-тилетие УВД.

(См. прил. 7)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




  • "Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века" В.В.Абашев, с.3;

  • Субботин А. Башня Смерти // Лабиринт: Литературный альманах. №1. Пермь, 2000. С.61.

  • О. Д. Гайсин. Здание Пермского краевого УВД («Башня смерти»)

  • Абашев Владимир Васильевич. ПЕРМСКАЯ БАШНЯ СМЕРТИ: ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДА. Саратовский областной музей краеведения

  • А.П. Субботин, рассказ «Башня Смерти»


Приложения



Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4



Приложение 5



Приложение 6

https://youtu.be/cnKDuHEeNzE

- Вести Пермь, экскурсия по Башне Смерти.

Приложение 7