Файл: Технология целеполагания воспитательной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Выходная карта»
(после завершения работы с опорным конспектом заполните таблицу)
Самое интересное положение | Самое спорное положение | Самое сложное положение |
Методика целеполагания как таковая, её тонкости и этапы | Целесообразность столь обширного выведения целей и подцелей в рамках школы | Проведение целеполагания с учениками, так как не все они ещё могут определиться с точной зрения (например, 5-6 классы) |
Практическое занятие
(опорные схемы для фиксации результатов работы на практическом занятии по теме)
Обсуждение опорного конспекта
Практическое задание 1
(выполняется на занятии индивидуально, в парах или тройках)
Целеполагание деятельности студенческой группы
(используются результаты анализа состояния воспитательного процесса в студенческой группе в рамках изучения темы 4 (на основе проведенной диагностики в студенческой группе в рамках изучения темы 3)
Обоснование цели | |
Проблемы в развитии студентов и коллектива группы | |
| Перспективы в развитии студентов и коллектива группы |
Цель | |
| |
Задачи | |
Воспитательные задачи | Организационно-практические задачи |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Планируемые результаты | |
Для студентов | Для коллектива группы |
| |
| |
Практическое задание 2
Организация целеполагания формы воспитательной работы
(выполняется на занятии индивидуально, в парах или тройках)
Вид формы воспитательной работы | Наименование | Методы и приемы целеполагания |
мероприятие | | |
дело | | |
игра | | |
Практическое задание 3
(на основе Приложения 2 «Из опыта работы» или на основе выше обозначенных форм)
Определите цель, задачи и планируемые результаты конкретной формы воспитания
(выполняется на занятии (или как практическое задание) индивидуально, в парах или тройках)
Название формы воспитания | |||
| |||
Возраст участников | | ||
жизненно-практические задачи | |||
| |||
Цель | |||
| |||
воспитательные задачи | организационно-педагогические задачи | ||
| | ||
| |||
| |||
| | ||
| |||
| |||
| | ||
| |||
| |||
Планируемые результаты | |||
Базовый ФГОС | |||
| |||
метапредметные | личностные | ||
| | ||
| |
Проблемные вопросы по результатам изучения темы
Какие рассмотренные в данной теме идеи, методические рекомендации вызвали у Вас интерес и почему? | Что у Вас вызвало сомнение после изучения этой темы и почему? |
| |
Какие идеи, разработки по данной теме Вы будете использовать в своей профессиональной деятельности? | |
|
Практические задания
Дополнительно на 2 балла | Дополнительно на 3 балла | Дополнительно на 4 балла |
Разработайте методику целеполагания формы воспитательной работы в классе (студенческой группе). | Разработайте вариант коллективного целеполагания на определенный период работы. | Предложите и согласуйте с преподавателем свой вариант дополнительного практического задания с учётом Вашей профессиональной деятельности, личных планов и интересов |
Тест для самопроверки
(выполняется на занятии)
-
Целеполагание – это:
а) процесс определения способов решения педагогической ситуации; б) процесс выдвижения и обоснования целей; в) целенаправленный процесс, предопределяющий результаты деятельности и эффективность работы педагога.
-
Сколько этапов включает в себя технология педагогического целеполагания:
а) 4; б) 3; в) 5.
-
Процесс расчленения, разъединения цели на составные части называют
а) анализом; б) декомпозицией; в) композицией.
-
Задачи по отношению к цели рассматриваются как:
а) процесс достижения цели; б) результат достижения цели; в) главные пути достижения цели.
-
Соотнесите вид задачи и ее пример
Жизненно-практические задачи | | развитие коммуникативных способностей личности обучающихся |
Воспитательные задачи | изучить уровень развития творческих способностей обучающихся | |
Организационно-педагогические задачи | наладить взаимодействие между мальчиками и девочками в коллективе |
-
Выделите компоненты педагогической задачи (по В.П. Беспалько):
а) цель; б) содержание; в) результат; г) условие; д) действие.
-
Выделите основные требования к осуществлению целеполагания:
а) идентификация целей; б) систематичность; в) диагностичность; г) направленность на результат; д) беспрерывность.
-
«Всестороннее развитие личности» является:
а) организационно-педагогической задачей образовательной организации; б) с задачей воспитания; в) идеальной целью воспитания.
-
Определите тип целеполагания в предложенной ситуации: «Педагог поставил цель, а детям предложил самостоятельно определить способы ее достижения»:
а) жесткое; б) интегрированное; в) свободное.
-
Данная группа результатов (согласно ФГОС) включает в себя: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий и т.п.:
а) личностные результаты; б) метапредметные результаты; в) предметные результаты.
Приложение 1
Технологии целеполагания
(Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б., Паладьев С.Л., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. − 2 часть. Организация деятельности: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2017. Глава 3)
1.Сущность цели и целеполагания
Большинство современных авторов, прежде всего философов, социологов и психофизиологов, давая определение понятию «цель», связывают её с той или иной формой представления в сознании будущего результата деятельности. Практически во всех определениях цель соотносится с результатами деятельности, которые могут быть получены в будущем и имеют прямое отношение к потребностям, желаниям, намерениям человека.
Можно встретить следующие акценты в определении цели:
а) цель – это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;
б) цель (через целеполагание) – это этап управленческой деятельности (самоуправления), взаимодействия педагога и воспитанника;
в) цель – это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;
г) цель – это то, к чему стремится педагог, родитель, ребёнок и в целом образовательное учреждение.
Обобщая разные аспекты определения цели, мы предлагаем взять за основу следующее. Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимается и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.
В науке и практике определились требования, которые необходимо учитывать при разработке целей учреждения, в частности, З.П. Румянцевой называются следующие требования:
-
чёткие временные рамки, на которые устанавливаются цели (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные); -
конкретность содержания и реальная достижимость целей; -
непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения; -
адресность и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.
Обстоятельно и аргументированно обосновывает требования к целям В.А. Карпов, он называет следующие характеристики «хорошо поставленной» цели:
-
определённость, которая рассматривается как чёткость, однозначность, конкретность формулировки цели; -
реалистичность (достижимость), то есть высокая вероятность достижения в сложившихся конкретных условиях; -
обоснованность, понятность целей для тех, кто их будет реализовывать; -
взаимно-поддерживающий характер целей, то есть их согласованность и непротиворечивость; -
доступность целей проверке, контролю, возможность их измерения.
Администрация учреждения, педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно её определить.
В педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности. Цель становится движущей силой образовательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.
В педагогической науке целеполагание характеризуют как трёхкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата (Н.А.Евдокимова).