Файл: Технология целеполагания воспитательной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Выходная карта»

(после завершения работы с опорным конспектом заполните таблицу)

Самое интересное положение

Самое спорное положение

Самое сложное положение

Методика целеполагания как таковая, её тонкости и этапы

Целесообразность столь обширного выведения целей и подцелей в рамках школы

Проведение целеполагания с учениками, так как не все они ещё могут определиться с точной зрения (например, 5-6 классы)



Практическое занятие

(опорные схемы для фиксации результатов работы на практическом занятии по теме)
Обсуждение опорного конспекта
Практическое задание 1

(выполняется на занятии индивидуально, в парах или тройках)
Целеполагание деятельности студенческой группы

(используются результаты анализа состояния воспитательного процесса в студенческой группе в рамках изучения темы 4 (на основе проведенной диагностики в студенческой группе в рамках изучения темы 3)


Обоснование цели

Проблемы в развитии студентов и коллектива группы







Перспективы в развитии студентов и коллектива группы

Цель




Задачи

Воспитательные задачи

Организационно-практические задачи

















































Планируемые результаты

Для студентов

Для коллектива группы















Практическое задание 2
Организация целеполагания формы воспитательной работы

(выполняется на занятии индивидуально, в парах или тройках)


Вид формы воспитательной работы

Наименование

Методы и приемы целеполагания

мероприятие







дело







игра








Практическое задание 3

(на основе Приложения 2 «Из опыта работы» или на основе выше обозначенных форм)
Определите цель, задачи и планируемые результаты конкретной формы воспитания

(выполняется на занятии (или как практическое задание) индивидуально, в парах или тройках)


Название формы воспитания




Возраст участников




жизненно-практические задачи




Цель




воспитательные задачи

организационно-педагогические задачи






































Планируемые результаты

Базовый ФГОС




метапредметные

личностные













Проблемные вопросы по результатам изучения темы


Какие рассмотренные в данной теме идеи, методические рекомендации вызвали у Вас интерес и почему?

Что у Вас вызвало сомнение после изучения этой темы и почему?






Какие идеи, разработки по данной теме Вы будете использовать в своей профессиональной деятельности?




Практические задания


Дополнительно на 2 балла

Дополнительно на 3 балла

Дополнительно на 4 балла

Разработайте методику целеполагания формы воспитательной работы в классе (студенческой группе).

Разработайте вариант коллективного целеполагания на определенный период работы.

Предложите и согласуйте с преподавателем свой вариант дополнительного практического задания с учётом Вашей профессиональной деятельности, личных планов и интересов


Тест для самопроверки

(выполняется на занятии)


  1. Целеполагание – это:

а) процесс определения способов решения педагогической ситуации; б) процесс выдвижения и обоснования целей; в) целенаправленный процесс, предопределяющий результаты деятельности и эффективность работы педагога.

  1. Сколько этапов включает в себя технология педагогического целеполагания:

а) 4; б) 3; в) 5.

  1. Процесс расчленения, разъединения цели на составные части называют

а) анализом; б) декомпозицией; в) композицией.

  1. Задачи по отношению к цели рассматриваются как:

а) процесс достижения цели; б) результат достижения цели; в) главные пути достижения цели.

  1. Соотнесите вид задачи и ее пример

Жизненно-практические задачи




развитие коммуникативных способностей личности обучающихся

Воспитательные задачи

изучить уровень развития творческих способностей обучающихся

Организационно-педагогические задачи

наладить взаимодействие между мальчиками и девочками в коллективе




  1. Выделите компоненты педагогической задачи (по В.П. Беспалько):

а) цель; б) содержание; в) результат; г) условие; д) действие.

  1. Выделите основные требования к осуществлению целеполагания:

а) идентификация целей; б) систематичность; в) диагностичность; г) направленность на результат; д) беспрерывность.

  1. «Всестороннее развитие личности» является:

а) организационно-педагогической задачей образовательной организации; б) с задачей воспитания; в) идеальной целью воспитания.

  1. Определите тип целеполагания в предложенной ситуации: «Педагог поставил цель, а детям предложил самостоятельно определить способы ее достижения»:

а) жесткое; б) интегрированное; в) свободное.

  1. Данная группа результатов (согласно ФГОС) включает в себя: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий и т.п.:

а) личностные результаты; б) метапредметные результаты; в) предметные результаты.

Приложение 1

Технологии целеполагания

(Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б., Паладьев С.Л., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. − 2 часть. Организация деятельности: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2017. Глава 3)
1.Сущность цели и целеполагания

Большинство современных авторов, прежде всего философов, социологов и психофизиологов, давая определение понятию «цель», связывают её с той или иной формой представления в сознании будущего результата деятельности. Практически во всех определениях цель соотносится с результатами деятельности, которые могут быть получены в будущем и имеют прямое отношение к потребностям, желаниям, намерениям человека.

Можно встретить следующие акценты в определении цели:

а) цель – это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель (через целеполагание) – это этап управленческой деятельности (самоуправления), взаимодействия педагога и воспитанника;

в) цель – это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;


г) цель – это то, к чему стремится педагог, родитель, ребёнок и в целом образовательное учреждение.

Обобщая разные аспекты определения цели, мы предлагаем взять за основу следующее. Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимается и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В науке и практике определились требования, которые необходимо учитывать при разработке целей учреждения, в частности, З.П. Румянцевой называются следующие требования:

  • чёткие временные рамки, на которые устанавливаются цели (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные);

  • конкретность содержания и реальная достижимость целей;

  • непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;

  • адресность и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.

Обстоятельно и аргументированно обосновывает требования к целям В.А. Карпов, он называет следующие характеристики «хорошо поставленной» цели:

  • определённость, которая рассматривается как чёткость, однозначность, конкретность формулировки цели;

  • реалистичность (достижимость), то есть высокая вероятность достижения в сложившихся конкретных условиях;

  • обоснованность, понятность целей для тех, кто их будет реализовывать;

  • взаимно-поддерживающий характер целей, то есть их согласованность и непротиворечивость;

  • доступность целей проверке, контролю, возможность их измерения.

Администрация учреждения, педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно её определить.

В педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности. Цель становится движущей силой образовательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трёхкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата (Н.А.Евдокимова).