Файл: Занятие Концепция "Философского Бога".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ввиду этого приоритета, отданного метафизике, Маритен защищает эпистемологию, которую он называет «критическим реализмом». Эпистемология Маритена не является «критической» в смысле Канта, который считал, что человек может знать что-либо только после тщательной критики своих когнитивных способностей. Скорее, он критичен в том смысле, что это не наивный или нефилософский реализм, а тот, который защищается разумом. Против критического проекта Канта Маритен утверждает, что эпистемология рефлексивна; вы можете защищать теорию познания только в свете уже полученных вами знаний. Следовательно, критический вопрос - это не вопрос современной философии - как нам перейти от того, что воспринимается, к тому, что есть. Скорее, "Поскольку разум с самого начала,проявляет себя как подтвержденную в своей достоверности вещами и измеряемую эссенезависимо от себя, как мы можем судить, если, как, на каких условиях и в какой степени это так, как в принципе, так и в различные моменты познания? "

Напротив, идеализм неизбежно приходит к противоречию, так как он не признает универсальный масштаб первых принципов тождества, противоречия и окончательности. Они становятся просто законами мысли или языка, но не бытия, что открывает путь к воплощению противоречий в реальности.

Метафизика Маритен восходит от этого объяснения бытия к критике философских аспектов современной науки через аналогию с описанием существования и природы Бога, как это известно философски и через мистический опыт.

Этика

Маритен был ярым защитником этики естественного права. Он считал, что этические нормы уходят корнями в человеческую природу. Для Маритен естественный закон известен прежде всего не через философские аргументы и доказательства, а скорее через «естественность». Естественное знание - это своего рода познание путем знакомства. Мы знаем естественный закон благодаря непосредственному знакомству с ним в нашем человеческом опыте. Центральное значение имеет аргумент Маритена о том, что естественные права уходят корнями в естественное право. Это было ключом к его участию в разработке Всеобщей декларации прав человека ООН .

Другим важным аспектом его этики было то, что он настаивал на том, чтобы моральная философия проводилась в богословском контексте. В то время как христианин мог заниматься спекулятивными размышлениями о природе или метафизике чисто рациональным образом и развивать адекватную философию природы метафизики, это невозможно с этикой. Моральная философия должна обращать внимание на фактическое состояние человеческой личности, а это личность в состоянии благодати. Таким образом, «адекватно рассмотренная моральная философия» должна должным образом учитывать богословские истины. Например, было бы невозможно разработать адекватную моральную философию без должного рассмотрения богословских фактов, таких как первородный грех и сверхъестественный конец человеческой личности в блаженстве.Любая моральная философия, которая не принимает во внимание эти реальности,
известные только через веру, была бы в корне неполной.[12]

Политическая теория

Маритен переписывалась и была другом [13] организатора американского радикального сообщества СолаАлински [14] и премьер-министра Франции Роберта Шумана . [15]

В исследовании «Радикальное видение Саула Алинского» автор П. Дэвид Финкс отметил, что «в течение многих лет Жак Маритен одобрительно отзывался с Монтини о демократических общественных организациях, созданных Саулом Алинским». Соответственно, в 1958 году Маритен организовал серию встреч между Алинским и архиепископом Монтини в Милане. Перед встречами Маритен написала Алинскому: «Новый кардинал читал книги Саула и скоро свяжется с ним». [16]

В интервью 2016 года Папа Франциск похвалил Маритен среди небольшого списка французских либеральных мыслителей. [17]

Маритен защищал то, что он называл «интегральным гуманизмом» (или «интегральным христианским гуманизмом» ). [18] Он утверждал, что светские формы гуманизма неизбежно были античеловеческими в том смысле, что они отказывались признавать личность в целом. Как только духовное измерение человеческой природы отвергается, у нас больше нет целостного, а просто частичного гуманизма, который отвергает фундаментальный аспект человеческой личности. Соответственно, в Интегральном гуманизме он исследует перспективы нового христианского мира., основанный на его философском плюрализме, чтобы найти способы, которыми христианство могло бы влиять наполитический дискурс и политику в эпоху плюрализма. В этом отчете он развивает теорию сотрудничества, чтобы показать, как люди с разными интеллектуальными позициями могут, тем не менее, сотрудничать для достижения общих практических целей. Политическая теория Маритен была чрезвычайно влиятельной и была основным источником христианско-демократического движения .

Критика

Основные критические замечания в адрес Maritain включали:

  1. Чрезмерная зависимость от поздних схоластических комментаторов за счет верности собственному тексту Фомы Аквинского. Однако Маритен часто развивает собственную мысль для решения современных проблем. Его работа - это работа философа, который использует исторические источники для разработки своих собственных позиций, а не историка философии. 

  2. Политическую теорию Маритена критиковали за демократический плюрализм, который апеллирует к чему-то очень похожему на концепцию пересекающегося консенсуса разумных взглядов более позднего либерального философа Джона Ролза . Утверждается, что такая точка зрения незаконно предполагает необходимость плюралистических концепций человеческого блага. [21]


Высказывания

  • "VaemihisinonThomistizavero" [Горе мне, если я не томистизирую]. [22]

  • "Jen'adorequeDieu" [я поклоняюсь только Богу].

  • «Художник изливает свой творческий дух в произведение; философ измеряет свой познающий дух реальным».

  • «Я не знаю, знает ли Саул Алинский Бога. Но я уверяю вас, что Бог знает Саула Алинского».

  • «Нам не нужна истина, чтобы служить нам, нам нужна истина, которой мы можем служить»

    3. "Интегральный гуманизм" Ж. Маритена.

Философия человеческой личности и свободы Ж. Маритена - это часть его концепции, тесно связанная с философией истории. В свою очередь философия истории Маритена играла значительную роль в предпринятых философом попытках обновления католической мысли, которые вначале были приняты в штыки богословами-догматиками. Но впоследствии, уже в 50-60-х годах, созданная Маритеном программа "интегрального гуманизма" была встречена с сочувствием. "Линия "обновления" Иоанна XXIII и Павла VI по своей направленности совпадала с общим духом исканий этого католического философа, что нашло свое отражение и в документах Второго ватиканского собора. Не случайно "Обращение Вселенского собора к мыслителям и ученым" было вручено Павлом VI именно Маритену. В 1967 г. в энциклике "О прогрессе народов" Павел VI писал о стремлении католической церкви к реализации идеала "интегрального гуманизма". И сегодня взгляды Маритена на перспективы эволюции европейской истории разделяются очень многими католическими философами, находят ревностных сторонников".

Но продолжались и споры между католическими авторами по вопросу о том, какую роль сыграли церковь и религиозная мысль в развитии европейского гуманизма. Мыслители-традиционалисты старались, соблюдая "чистоту" католической доктрины, подчеркнуть уникальность именно христианского гуманизма. Маритен же стремился "интегрировать" именно изначальные религиозные, как он полагал, основания ("трансцендентные основания") и многоразличные феномены европейского гуманизма. Вместе с тем, он отмечал, что интеграция не предполагает некритического отношения к традициям гуманистической мысли и культуры. Маритен высоко оценивал реабилитацию личностного начала, "естественных законов" в жизнедеятельности человека, как они были заданы гуманистической культурой со времени Ренессанса. Но откровенный индивидуализм и "антропоцентризм" европейского гуманизма Маритен объявил неприемлемыми. Главное было в том, что светский, т.е. "антропоцентрический гуманизм", смещал акценты - о "трансцендентных основаниях" забывали или принижали их; на первый план выступали наука, техника, которым придавалось самостоятельное значение. На начальном этапе развития антропоцентризма, в XVI-XVII вв. начался, а на втором этапе, в XVIII- XIX столетиях, завершился процесс оттеснения на задний план или перечеркивания религиозных оснований европейского гуманизма. Плата за это - всесторонний кризис, который в XX в. (в третьем периоде развития истории нового времени) охватил бытие и культуру человечества. Выход Маритен видел в утверждении геоцентрического гуманизма.


Маритен призывал современников и потомков глубоко, ответственно осмыслить разрушительные последствия гуманизма без Бога и с помощью специальных мер терпеливо двигаться к "интегральному гуманизму", восстанавливая или вновь закладывая "трансцендентные основания" жизни и культуры. Он призывал преодолеть "злопамятство против христианского мира", которое связано с противоречиями христианской истории, а не с самим христианским идеалом.

Концепция интегрального гуманизма Маритена органично вплетена в ткань более широкого религиозно-философского видения культуры и целостной философии истории. Культура понимается как одна из вершин, достигаемых человеком на пути его совершенствования. Творческая деятельность, воплощающаяся в творении культуры, носит на себе отпечаток "трансценденталий божественного бытия - Истины, Красоты и Блага".

Как отмечают исследователи, Маритен был одним из первых неотомистских авторов, осознавших "необходимость поворота к реалиям культурно-исторического мира. При этом, на его взгляд, необходимо было избежать крайностей, представленных протестантской либеральной теологией, растворившей "сакральное" в феномене мирской истории, и неортодоксального бартианства, утверждавшего полную измеримость Бога и культуры. Для осуществления намеченной программы Маритену пришлось не только прислушаться к голосам представителей светской мысли Запада, но и внимательно отнестись к философии тех представителей католического модернизма, чья социокультурная ангажированность вызывала его симпатии. Так сложился его плодотворный контакт с Э. Мунье и другими деятелями персоналистского движения. Нельзя не учитывать и того влияния, которое оказало на динамику становления его взглядов общение с Н.А. Бердяевым, предложившим оригинальный вариант христианско-гуманистического видения истории".

Одним из важных элементов гуманистической доктрины Маритена явилась ее антифашистская направленность. Фашизм точно анализировался Маритеном как деградация культуры, цивилизации европейского человечества, как тяжкая плата и кара за присущую им противоречивость, двойственность, внутреннюю надломленность.

В своей антифашистской борьбе Ж. Маритен был не одинок. К чести многих религиозных институтов и наиболее известных религиозных мыслителей надо отметить, что они мужественно и достойно пронесли ценности христианства через исторические испытания 30- 40-х годов. В фашистской Германии мощный удар национал-социализма приняло на себя католичество. Примером того, как католические мыслители боролись с фашизмом, может служить деятельность в 30-40-х годах католического философа и писателя-публициста (итальянца по происхождению, жившего и работавшего в Германии) Романо Гвардини (1885-1968), который вообще представляет интерес как оригинальный мыслитель. (Об антифашистской деятельности протестантских мыслителей будет сказано в разделе, посвященном философии протестантизма.)


Романо Гвардини родился в 1885 г. в Вероне, в 1886 г. с семьей переселился в Германию, в Майнц. Учился Гвардини в Тюбингене, Мюнхене, Берлине - сначала химии, потом экономическим наукам; в конце концов он решил заняться теологией и стать пастором. Теологию он постигал во Фрайбурге и Тюбингене. После защиты диссертации в 1915 г. во Фрайбурге Гвардини вернулся в Майнц, где был капелланом. С 1923 г. Гвардини стал профессором религиозной философии и католического мировоззрения в Бреслау, с обязанностью читать лекции и вести занятия в Берлинском университете. Из первых публикаций Гвардини выросло сочинение, опубликованное в 1925 г.:

"Противоположность. Опыт философии жизненно-конкретного". Гвардини занимался теологией Бонавентуры, которой были посвящены обе его диссертации. В 1932 г. Гвардини опубликовал книгу, посвященную Достоевскому. Будучи профессором Берлинского университета, Гвардини в 20-х и начале 30-х годов собрал вокруг себя интеллектуальную молодежь католического вероисповедания. Так был образован один из немецких духовных центров - объединение "Квикборн" ("Живой родник"). О прогрессивности идей движения "Квикборн" и резком неприятии им национал-социалистской идеологии свидетельствует, например, книга Гвардини "Христианин перед лицом нацизма". Она была издана в 1939 г. Хотя философ выпустил ее под псевдонимом, то был смелый шаг, ибо раскрыть авторство Гвардини для нацистов не составляло труда. Гитлеровцы отстранили популярного профессора от преподавания, запретили ему публиковать книги и осуществлять какую бы то ни было общественную деятельность. После разгрома гитлеризма Гвардини стал одним из наиболее известных и высокочтимых католических авторов. Его книга 1950 г. "Конец нового времени. Попытка ориентирования" имела большое влияние. В ней католический философ размышляет над важнейшим вопросом о судьбах человеческих ценностей, об их историческом, переменчивом характере, о крахе многих символов веры, прежде казавшихся такими устойчивыми, - и о влиянии всего этого на судьбы человечества. Гвардини призвал создать новую ценностно-нравственную систему, которая и положила бы в основу свободы права отдельной личности, и в то же время позволила бы превратить человечество в "товарищество по существованию".