Файл: Презентация по дисциплине Клиническая психология на тему Искаженное психическое развитие.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет» (КГУ) Институт педагогики, психологии и физической культуры Кафедра педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Клиническая психология» на тему: «Искаженное психическое развитие» Выполнила: Костоусова Н.Л. группа: ПФЗ-4420118

Искаженное развитие


При искаженном развитии наблюдается наиболее выраженная асинхрония: сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований.

Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира и проявляющаяся в:

выраженной недостаточности или полном отсутствии потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодности или безразличии к близким ("аффективная блокада", по L. Kanner);

страхе новизны, любой перемены в окружающей обстановке;

болезненной приверженности к рутинному порядку;

расстройствах речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.

однообразном поведении со склонностью к стереотипным движениям;

Причины РДА

Влияние резидуально-органического фактора (последствия патологии беременности, родов, черепно-мозговых травм и инфекций).

Следствие недоразвития нейронных структур, необходимых для переработки информации.

Наследственно обусловленное недоразвитие ощущений.

Врожденная дисфункция мозга.

Некоторая врожденная эмоциональная хрупкость, плохая переносимость фрустраций, низкий порог возникновения тревоги.

Классификация детей с РДА (О.С.Никольская)

Первая группа
    • Полностью отрешены от внешнего мира (полевое поведение)
    • Дети частично не реагируют на голод, холод и не проявляют чувство удовольствия
    • Лицо анимично
    • Зрительные и тактильные впечатления имеют для них аффективное значение.
    • Не испытывают потребности в контак­тах и не осуществляют даже самого элементарного общения.
    • Почти не владеют навыками самообслуживания.
    • Они не обучаются навыкам поведения в обществе


Вторая группа
    • Для них характерно аутистическое отвержение окружающей среды
    • Могут устанавливать избирательные контакты с окружающими
    • Появляются переживания удовольствия, страха, слезы и крик
    • В их поведении наблюдаются различные штампы, речевые и двигательные
    • Из-за страха ко всему новому они агрессивно реагируют на любое нарушение привычного в их обиходе (аутостимулирующие приемы)
    • Поведение носит манерный характер, движения многочисленны, у детей наблюдаются причудливые гримасы и позы
    • Обычно они мало контактируют с окружающими, молчат или отвечают односложно.

Четвертая группа
    • Этим детям присущи прежде всего неврозоподобные расстройства
    • Они ранимы, пугливы, робки. У них обострено чувство собственной несостоятельности
    • Контакты с окружающими ограничены и приводят к формированию патологической зависимости от близких
    • Они педантичны и имеют определенные ритуалы в поведении
    • Иногда у этих детей наблюдается задержка речевого, моторного и интеллектуального развития

Третья группа
    • Дети, которые замещают внешнюю среду
    • Для этих детей характерны уже более сложные формы аффективной защиты, которые могут проявляться в формировании патологических влечений, фантазиях, иногда агрессивных
    • Речь таких детей обычно развернутая
    • Контакт с окружающим миром ограничен лишь их влечениями, все свое поведение они соотносят только с ним.
    • Они могут владеть формами аффективной речи и свободно выражать собственные побуждения в монологе, но не в диалоге.

Классификация детей с РДА (О.С.Никольская)

Виды аутизма

Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
    • Ребёнок не способен находиться в зрительном контакте с людьми, будь то родители или незнакомцы;
    • Его действия имеют определённую последовательность с постоянным повторением монотонных движений;
    • Отсутствует понимание об угрозе и опасности, а также способность к оцениванию обстановки;
    • Эхолалия – лепет, повторяющийся многократно; вместо обычной речи – подражание её звучанию;
    • Агрессивное поведение в отношении близких или незнакомых людей, если они пытаются с ним контактировать;
    • Переиначивание игр под своё видение, игнорирование принятых правил и придумывание собственных, из-за чего ребёнок не способен играть со сверстниками;
    • Ребенок общается с предметами и при этом не желает общаться с людьми;
    • Мутизм, который считается одним из главных симптомов – ребёнок упрямо молчит и не откликается, когда к нему обращаются или пытаются поговорить.


Виды аутизма

Синдром Аспергера (Аутистическая психопатия)
    • Ребенок по-особому реагирует на мир, имеет свой особый круг интересов, который полностью отличает его от ровесников
    • В поведении его отличается явная агрессивность, импульсивность, частые аффекты, возникают странные желания
    • Проявлении всепоглощающего интереса в какой-либо одной сфере (роботы, динозавры, космос и т.п., причем ребенок будет много говорить об этом с увлечением).
    • Дети начинают с раннего возраста понимать себя не так, как другие. Возникает особая, странная связь с реальностью.
    • Речевой аппарат развит нормально, существенная задержка не наблюдается.
    • Внешний вид своеобразен и выделяется отрешенное выражение лица
    • Мимика медленная, взор обращен как бы через предметы, вдаль.
    • Повышенной неловкости движений, несоответствующей возрасту (неуклюжести при передвижении, манипулировании с предметами, сохранении определенной позы и т.д.);
    • Повышенной склонности к последовательным и повторяющимся движениям (конечностями или всем телом) и действиям (в том числе к стереотипному порядку их выполнения, к примеру, постоянному маршруту в школу и т.п.

Ранний детский аутизм (синдром Каннера)

Аутистическая психопатия (синдром Аспергера)

Первые отклонения

Обычно на первых месяцах жизни

Значительные отклонения, которые начинаются с 3-х лет

Зрительная связь с другими людьми

Поначалу обычно отворачивается, позже начинает устанавливать контакт, но в редких случаях; уклончивая и кратковременная реакция.

Взрослый не замечается.

В редких случаях и кратковременно.

Взрослый - помеха

Речевые навыки

Говорить начинает поздно, речь развита плохо (около 50% больных детей). Сильная задержка речевого развития

Наблюдается эхолалия (коммуникативная функция речи нарушена)

Речевой навык развивается рано

Рано развивается правильная и грамотная речь

Речь используется для коммуникации, но нарушения всё равно есть – речь спонтанна

Умственные способности

Специфическая структура интеллекта, способности значительно снижены

В большинстве случаев интеллект на высоком уровне, либо выше среднего

Двигательные навыки

Нарушений нет, если не наблюдается сопутствующей болезни

Проблемы с двигательной моторикой – нарушения координации, неловкость, неуклюжесть

Встречаемость

Может наблюдаться (хотя и реже) и у девочек

Почти исключительно и у мальчиков

Прогноз

Чаще всего переход в пограничную интеллектуальную недостаточность или атипичную форму умственной отсталости

Более благоприятный (РДА как особый вариант начального этапа формирования аутистической (шизоидной) психопатии)


Сравнительная характеристика

синдром Каннера и синдрома Аспергера

При нерезко выраженных проявлениях аутизма нередко используют термин параутизм.

Так, синдром параутизма может нередко наблюдаться при синдроме Дауна. Кроме того, он может иметь место при таких заболеваниях ЦНС, как: мукополисахаридозы, или гаргоилизм.

Синдром Леша — Нихана — наследственное заболевание, включающее умственную отсталость, нарушения моторики в виде насильственных движений — хореоатетоза, аутоагрессию, спастические церебральные параличи.

Синдром Ульриха — Нунана. Синдром является наследственным, передается как менделирующий аутосомно-доминантныи признак.

Синдром Ретта — психоневрологическое заболевание, которое встречается исключительно у девочек с частотой 1:12 500. Заболевание проявляется с 12—18 мес, когда девочка, до тех пор нормально развивавшаяся, начинает терять только что сформировавшиеся речевые, двигательные и предметно-манипулятивные навыки. Характерным признаком данного состояния является появление стереотипных (однообразных) движений рук в виде их потирания, заламывания, «мытья» на фоне потери целенаправленных ручных навыков.

Виды аутизма

Ранняя детская шизофрения. При ранней детской шизофрении преобладает тип непрерывного течения заболевания. При этом часто бывает трудно определить его начало, так как шизофрения возникает обычно на фоне аутизма. По мере течения заболевания психика ребенка все более разлаживается, более отчетливо проявляется диссоциация всех психических процессов, и прежде всего мышления, нарастают изменения личности по типу аутизма и эмоционального снижения и нарушения психической активности. Нарастает стереотипность в поведении, возникают своеобразные бредоподобные деперсонализации, когда ребенок перевоплощается в образы своих сверхценных фантазий и увлечений, возникает патологическое фантазирование.

Аутизм у детей с церебральным параличом, слабовидящих и слепых, при сложном дефекте — слепоглухоте и других отклонениях в развитии.
Проявления аутизма у детей с органическим поражением ЦНС имеют менее выраженный и непостоянный характер, у них сохраняется потребность в общении с окружающими, они не избегают зрительного контакта, во всех случаях более недостаточными оказываются наиболее поздно формирующиеся нервно-психические функции.

Виды аутизма
  • Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. — СПб., 2001.
  • Каган В, Е. Аутизм у детей. — М, 1981.
  • Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. — М., 1985.
  • Лебединская К. С, Никольская О. Н. Диагностика раннего детского аутизма. - М., 1991.
  • Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М., 1997.
  • Никольская О С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. - 1995. —№ 1.

Литература: