Файл: Реферат по дисциплине Философия анализ работы Зигмунда Фрейда Тотем и табу.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дает ему объяснение, связывая анимистскую фазу с нарциссизмом.
В завершении можно отметить особенности четвертой стать Фрейда: «Инфантильное возвращение тотемизма». Она рассматривает теории возникновения человечества от Ч.Дарвина до Р.Смита. Фрейд сразу оговаривается, что тотемами были в подавляющем большинстве животные, а растения как тотем встречаются редко. Член клана примитивного общества знал, что им запрещено приносить смерть тотемному животному, так как такое животное покровительствовало клану. К тому же, был запрет на сексуальные отношения с членами клана. Такой феномен называется экзогамией.
В соответствии с воззрениями Дарвина первобытные люди существовали в группе, которую возглавлял вождь и который имел право собственности на всех женщин в группе. В отличие от Дарвина, Смит уделял особое внимание тотемной пище, для которой приносят в жертву тотемное животное.
Фрейд в такой позиции становится над ранее принятыми теоретическими воззрениями и проводит компаративные исследования, опираясь на свою собственную практику психоанализа. Он формирует параллельные связи между страхами первобытных людей и детскими запретами, зачастую сопровождающиеся болезненными страхами.
В этом плане символична история маленького Ганса, история маленького Арпада, который отождествлял себя с курами и проявлял радость при виде их смерти, очень любил петушиные бои.
Фрейд представляет Арпада, как яркий пример чувства амбивалентности, впрочем, как и Ганса. Он задается вопросом: а в чем же проявляется взаимозависимость между детьми, у которых фобия к животным и непосредственно самим животным-тотемом. Фрейд видит в последнем образ отца. Тотемическая система исходит из таких же условий, что и комплекс Эдипа. Поэтому Фрейд делает вывод о том, что фобия животных основывается на амбивалентности чувств.
В конце концов, рассматривая социальную теорию Дарвина, Фрейд обращается к примеру, когда отец клана, распалил ненависть своих сыновей и был убит ими и съеден. Именно это убийство становится источником чувства амбивалентности, которое приводит к возбуждению сыновей и которое находит свое проявление практически у каждого ребенка в виде проявления противоречивых чувств к своему отцу.
Фрейд подчеркивает, что «в этом случае, братья в фазе возбуждения испытывали к своему отцу противоречивые чувства, ставшие основой амбивалентного содержания родительского комплекса у каждого из наших детей и наших больных навязчивым неврозом».
Сила и власть отца была значительна и священна: «то, чему отец в свое время ставил препоны, теперь и его потомки также оставляют под запретом» . Так называемый вид этого послушания можно отнести к обожествлению. В конечном итоге, сыновья осуждали себя за то, что они сделали запрещением смерти тотема, который был символом убитого отца, соответственно отказывая себе в проявлении активной сексуальности к женщинам клана, к которым ранее проявляли влечения и добивались их.
Таким образом, как отмечает Фрейд «чувство вины сына стало источником двух фундаментальных табу тотемизма, которые должны были соединиться с подавленными желаниями Эдипова комплекса – влечением к матери и исключением отца. Не говорит ли это о том, что ненависть к отцу и любовь к матери составляют изначальный скелет цивилизационного развития?
С течением времени тотем трансформируется в Бога. Убийство отца оставляет незабываемый след в истории развития человечества и религии, а само чувство амбивалентности приходит к нам из тех далеких времен, передаваясь в поколениях. Негативное наследство, отождествляемое с этим преступлением, незримо существует с современным человеком, хотя лично он к этому преступлению не имеет никакого отношения. То есть ответственность незримо существует с нами, продуцируя комплекс вины.
Итак, в комплексе Эдипа можно выделить одновременно истоки морали, религии, искусства, общества, и это согласуется с фактической базой психоанализа, который выявил в этом комплексе источник невротического состояния.
В завершение можно отметить, что Фрейд часто сравнивает поведение в обществах первобытных людей с невротическим поведением потому, что при невротическом состоянии появляется образ ребенка, у которого происходит наложение действия и желания.
Таким образом, Зигмунд Фрейд взял за основу схемы Эдипова комплекса поведение людей примитивного сообщества и расширил ее до поведенческих характеристик современных невротиков.
Выйдя в свет работа Фрейда «Тотем и табу» не вызвала серьезной критики со стороны коллег и специалистов, хотя некоторые противники, особенно среди антропологов ставили в вину Фрейду слабо обоснованные с научной точки зрения методы исследования.
Тем не менее, в настоящее время эта работа Фрейда, являясь спорной по ряду научных аспектов, считается наиболее важной его работой, особенно в части блестящего изложения амбивалентности чувств, как краеугольного камня нашей духовной жизни.
Из-за того, что данная работа является спорной, вследствие различных дискуссий и исследования выдвигаются новые гипотезы по околонаучным проблемам, что говорит о несомненной пользе самого существования данного произведения.
Библиографический список
В завершении можно отметить особенности четвертой стать Фрейда: «Инфантильное возвращение тотемизма». Она рассматривает теории возникновения человечества от Ч.Дарвина до Р.Смита. Фрейд сразу оговаривается, что тотемами были в подавляющем большинстве животные, а растения как тотем встречаются редко. Член клана примитивного общества знал, что им запрещено приносить смерть тотемному животному, так как такое животное покровительствовало клану. К тому же, был запрет на сексуальные отношения с членами клана. Такой феномен называется экзогамией.
В соответствии с воззрениями Дарвина первобытные люди существовали в группе, которую возглавлял вождь и который имел право собственности на всех женщин в группе. В отличие от Дарвина, Смит уделял особое внимание тотемной пище, для которой приносят в жертву тотемное животное.
Фрейд в такой позиции становится над ранее принятыми теоретическими воззрениями и проводит компаративные исследования, опираясь на свою собственную практику психоанализа. Он формирует параллельные связи между страхами первобытных людей и детскими запретами, зачастую сопровождающиеся болезненными страхами.
В этом плане символична история маленького Ганса, история маленького Арпада, который отождествлял себя с курами и проявлял радость при виде их смерти, очень любил петушиные бои.
Фрейд представляет Арпада, как яркий пример чувства амбивалентности, впрочем, как и Ганса. Он задается вопросом: а в чем же проявляется взаимозависимость между детьми, у которых фобия к животным и непосредственно самим животным-тотемом. Фрейд видит в последнем образ отца. Тотемическая система исходит из таких же условий, что и комплекс Эдипа. Поэтому Фрейд делает вывод о том, что фобия животных основывается на амбивалентности чувств.
В конце концов, рассматривая социальную теорию Дарвина, Фрейд обращается к примеру, когда отец клана, распалил ненависть своих сыновей и был убит ими и съеден. Именно это убийство становится источником чувства амбивалентности, которое приводит к возбуждению сыновей и которое находит свое проявление практически у каждого ребенка в виде проявления противоречивых чувств к своему отцу.
Фрейд подчеркивает, что «в этом случае, братья в фазе возбуждения испытывали к своему отцу противоречивые чувства, ставшие основой амбивалентного содержания родительского комплекса у каждого из наших детей и наших больных навязчивым неврозом».
Сила и власть отца была значительна и священна: «то, чему отец в свое время ставил препоны, теперь и его потомки также оставляют под запретом» . Так называемый вид этого послушания можно отнести к обожествлению. В конечном итоге, сыновья осуждали себя за то, что они сделали запрещением смерти тотема, который был символом убитого отца, соответственно отказывая себе в проявлении активной сексуальности к женщинам клана, к которым ранее проявляли влечения и добивались их.
Таким образом, как отмечает Фрейд «чувство вины сына стало источником двух фундаментальных табу тотемизма, которые должны были соединиться с подавленными желаниями Эдипова комплекса – влечением к матери и исключением отца. Не говорит ли это о том, что ненависть к отцу и любовь к матери составляют изначальный скелет цивилизационного развития?
С течением времени тотем трансформируется в Бога. Убийство отца оставляет незабываемый след в истории развития человечества и религии, а само чувство амбивалентности приходит к нам из тех далеких времен, передаваясь в поколениях. Негативное наследство, отождествляемое с этим преступлением, незримо существует с современным человеком, хотя лично он к этому преступлению не имеет никакого отношения. То есть ответственность незримо существует с нами, продуцируя комплекс вины.
Итак, в комплексе Эдипа можно выделить одновременно истоки морали, религии, искусства, общества, и это согласуется с фактической базой психоанализа, который выявил в этом комплексе источник невротического состояния.
В завершение можно отметить, что Фрейд часто сравнивает поведение в обществах первобытных людей с невротическим поведением потому, что при невротическом состоянии появляется образ ребенка, у которого происходит наложение действия и желания.
Таким образом, Зигмунд Фрейд взял за основу схемы Эдипова комплекса поведение людей примитивного сообщества и расширил ее до поведенческих характеристик современных невротиков.
Выйдя в свет работа Фрейда «Тотем и табу» не вызвала серьезной критики со стороны коллег и специалистов, хотя некоторые противники, особенно среди антропологов ставили в вину Фрейду слабо обоснованные с научной точки зрения методы исследования.
Тем не менее, в настоящее время эта работа Фрейда, являясь спорной по ряду научных аспектов, считается наиболее важной его работой, особенно в части блестящего изложения амбивалентности чувств, как краеугольного камня нашей духовной жизни.
Из-за того, что данная работа является спорной, вследствие различных дискуссий и исследования выдвигаются новые гипотезы по околонаучным проблемам, что говорит о несомненной пользе самого существования данного произведения.
Библиографический список
-
https://www.100bestbooks.ru/files/Freid_Totem_i_tabu_Psihologiya_pervobytnoi_kultury_i_religii.pdf -
https://cyberleninka.ru/article/n/glavnyy-mif-psihoanaliza-k-stoletiyu-izdaniya-totem-i-tabu-z-freyda -
https://www.b17.ru/article/108476/