Файл: кубанский государственный аграрный университет имени и. Т. Трубилина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7. В зависимости от национальной принадлежности ресурсов, направленных на производство.

8. В зависимости от объема необходимых ресурсов, требующихся для производства.

9. В зависимости от дифференциации границ производства и потребления (по охвату потребителей).

10. По уровню субъекта, осуществляющего управление воспроизводственным процессом, (по уровню субъекта, несущего ответственность за воспроизводственный процесс).

11. По субъектно-объектному характеру (признаку) (по характеру производства).

12. По степени выраженности положительного внешнего эффекта.

13. В зависимости от деления экономики на сферы деятельности.

14. В зависимости от функциональной классификации бюджетных расходов государства. [6]

По полноте (чистоте, степени, четкости) выраженности свойств все общественные блага можно подразделить на чистые и смешанные общественные блага.

Общественное благо признается чистым, если оно в высокой степени обладает двумя основными свойствами: свойством неконкурентности (несоперничества) в потреблении, т.е. при увеличении потребителей данного блага полезность от него для каждого из них не снижается, а также свойством неисключения в потреблении, т.е. практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага (отсутствие барьеров). Такой вид благ встречается в реальности достаточно редко, поскольку является больше теоретической моделью, чем практической. К чистым общественным благам относят национальную оборону и безопасность, экологические государственные программы, законодательство и некоторые другие блага.

Под смешанным общественным благом понимают благо, у которого хотя бы одно из указанных основных свойств выражено в умеренной степени. Смешанные блага можно подразделить на следующие: перегружаемые (переполняемые), исключаемые (клубные или общественные блага с ограниченным доступом) и прочие. Перегружаемыми общественными благами признаются такие, у которых свойство неконкурентности в потреблении выполняется только до определенного момента. Самым ярким примером такого блага может выступать автомобильная дорога. Поскольку свойство неконкурентности в потреблении характеризуется сравнительно одинаковой степенью полезности данного блага для каждого потребителя при увеличении участников, а полезностью в случае с автомобильной дорогой выступает, к примеру,
скорость передвижения, то увеличение количества участников дорожного движения приводит к возникновению экстерналий - пробок, что, в свою очередь, ведет к убыванию полезности от потребления данного блага для всех пользователей. Также к перегружаемым общественным благам можно отнести пресную воду, чистый воздух, мосты, тоннели и др. [13]

Под исключаемыми общественными благами понимают блага, которые при определенных условиях в очень ограниченной степени обладают свойством неисключения в потреблении. То есть перед потребителями таких благ встают различные барьеры, ограничивающие доступ к этим благам. Примерами могут служить следующие блага: парк, на вход в который установлена плата; высшее образование: наличие ограниченного количества бюджетных мест и их сокращение; телевизионные передачи, за которые установлена плата, и др.

Под прочими смешанными общественными благами понимают блага, которые не подпадают под категорию перегружаемых или исключаемых благ. Такие блага сочетают в себе различные вариации степеней выраженности свойств общественных благ.

Важным моментом является понимание того, что границы между различными типами общественных благ в данной группировке достаточно расплывчатые. Трудности с отнесением определенного блага к тому или иному типу возникают в связи с невозможностью выделить какие бы то ни было числовые критерии. Единственным критерием может выступать только сравнение с другими типами данной группировки.

Общественные блага в зависимости от признака делимости в потреблении можно рассматривать в двух аспектах: как неделимые или делимые. Под делимостью понимается возможность выбора индивидом объема потребления общественного блага.

Важным моментом в данной группировке общественных благ является то, что неделимость рассматривается только с позиции потребления, а не производства.

Неделимыми признаются блага, которые в процессе потребления невозможно разделить на части. К данному типу относятся практически все общественные блага: национальная оборона, чистый воздух, вода, нравственность, регулирование уличного движения и др. К примеру, потребитель такого общественного блага как национальная оборона не может выбирать какие армии, ракеты или самолеты будут защищать именно его.

Данное благо предоставляется нераздельно для всех жителей определенной территории. [14]



Общество может определять лишь необходимые параметры производства данного блага - национальной обороны (численность войск, объемы финансирования, уровень оснащения и проч.) и тем самым влиять на объемы его предоставления.

К делимым общественным благам относят блага, которые можно поделить на части. При потреблении таких благ у индивида появляется право выбора. Тем самым делимые общественные блага очень близки к частным благам, поскольку последние всегда можно разделить на части. Среди ученых-экономистов существуют мнения, что делимых общественных благ не существует, поскольку это характеристика частного блага. В нашей работе мы придерживаемся мнения, что делимые общественные блага существуют, но их - ограниченное количество. Доказательством делимости общественных благ могут служить следующие примеры: парк, поделенный на зоны; музей, состоящий из различных выставок, и некоторые другие.


По способу финансирования затрат (в зависимости от системы оплаты) общественные блага можно рассматривать как блага с прямым и косвенным финансированием.

Исходя из определения общественного блага, его предоставление государством должно осуществляться на бесплатной основе. В противном случае будет нарушаться свойство неисключения в потреблении, что может вызвать социальное напряжение в обществе. С другой стороны, установление четкой платы за пользование в некоторых случаях может положительно сказаться на потреблении данного блага, стоит вспомнить пробки на дорогах. Однако для уменьшения социального напряжения, вызванного установлением платы за проезд по дороге, для остальных потребителей, не способных или не желающих платить, должна быть создана альтернатива, которая в большинстве случаев будет хуже.

С точки зрения финансов, государству выгодно сочетать прямой и косвенный способы финансирования затрат, что приводит к возникновению дополнительного источника денежных средств

Прямой способ финансирования затрат осуществляется путем установления четкой платы за пользование объектом. Однако в большинстве случаев плата за использование общественных благ не может быть установлена, что и является главной причиной невыгодности их производства для частного сектора экономики.

Наличие у чистых общественных благ ярко выраженных свойств неконкурентности и неисключения делают невозможным использование прямого способа финансирования затрат на производство и распространение. Таким образом, прямой способ финансирования затрат касается только смешанных общественных благ.

В зависимости от государственного участия в производстве общественные блага можно рассматривать в трех аспектах:

1. Финансируемые за счет государственных (бюджетных) средств;

2. Финансируемые за счет негосударственных средств: добровольные пожертвования коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лиц;

3. Финансируемые за счет сочетания государственных и негосударственных средств.

Государство является организатором производства общественных благ, однако это совсем не указывает на то, что исключительно государство будет осуществлять их производство. Государственное финансирование скорее носит
характер поддержки частного сектора экономики, который не справляется с производством общественных благ (провалы рынка). В некоторых случаях производство, а соответственно и финансирование общественного блага может осуществлять частная компания, общественная организация или физические лица, которые либо высоко оценивают положительные внешние эффекты от производства или потребления конкретного блага, либо хотят извлечь выгоду нематериального характера - улучшить имидж. Примерами негосударственного финансирования может служить производство следующих благ: выставки в музее, фейерверки, проведение освещения на улицах и др.

Возможны случаи, когда производство общественных товаров и услуг финансируется за счет сочетания государственных и негосударственных средств. [12]

В зависимости от производителя (по способу производства) общественные блага подразделяются на производимые государством, частным сектором, а также совместно. Основным производителем общественных благ является государство, осуществляющее выпуск товаров и услуг через унитарные предприятия.

Под частными предприятиями понимаются как коммерческие, так и некоммерческие фирмы. Частные предприятия осуществляют производство общественных благ по своей инициативе, а также по инициативе государства. В последнем случае частное предприятие получает вознаграждение со стороны государства.

Также возможен вариант сочетания производства общественного блага как государственными предприятиями, так и частными. В этом случае происходит разделение обязанностей: одну часть работы осуществляет государство, другую - частная фирма.

По способу зависимости благ друг от друга (по способу взаимодействия) общественные блага можно подразделить на следующие группы.

Вспомогательные блага. Данные общественные блага производятся в дополнение к основному благу, т.е. в определенных ситуациях от них можно отказаться.

В этой группировке возможны три комбинации взаимодействия благ:

1. Общественное благо, вспомогательное общественному благу.

2. Общественное благо, вспомогательное частному благу.

3. Частное благо, вспомогательное общественному благу.

Возможен и четвертый вариант взаимодействия: основное частное благо и вспомогательное частное, однако он не касается классификации общественных благ.