Файл: кубанский государственный аграрный университет имени и. Т. Трубилина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из таблицы 2.6 видно, что изменение количества больничных мест в целом имеет тенденцию к снижению, соответственно все основные направления специализации больничных мест также снижаются.

Наибольшую долю среди больничных мест имеют такие направления как: терапевтический профиль — 213,9 тыс. больничных мест; хирургический профиль — 192,5 тыс. больничных мест; инфекционный профиль — 166,1 тыс. больничных мест, для психически больных-132,3 тыс. больничных мест . Наименьшую долю среди всех направлений имеет направление для дермато-венерологических пациентов — 9,9 тыс. больничных мест.

Резюмируя выводы по состоянию сферы здравоохранения как категории общественного блага можно говорить о том, что в нашей стране значительно преобладает предоставление услуг медицинскими учреждениями государственного характера, а частный сектор медицинских услуг постепенно снижает свою долю.
2.3 Анализ предоставления общественных благ в сфере

охраны окружающей среды в РФ
Следующей категорией общественного блага, которую следует проанализировать, является сфера охраны окружающей среды. Охрана окружающей среды среди всех категорий общественных благ является наиболее чистой, так как от работы в данной сфере выгоду получает абсолютно все общество, включая его неполноценных членов, которые не всегда могут рассчитывать на остальные категории общественных благ. В первую очередь для анализа сферы охраны окружающей среды необходимо привести данные о совокупности затрат на неё. Эти данные представлены в таблице 2.7.


Таблица 2.7 - Структура затрат на охрану окружающей среды в РФ,

млн руб.


Годы

2019

2020

2021

2021 г. в % к 2019 г.

2021 г. в % к 2020 г.

Объем затрат на охрану окружающей среды


374411

393691

425021

113, 6

107, 9

в том числе по направлениям природоохранной деятельности:

















охрана атмосферного воздуха и предотвращение изменений климата


63760

63971

69766

109, 4

109, 1

сбор и очистка сточных вод


174921

181471

187765

107, 3

103, 4

обращение с отходами


102396

113524

128918

125, 9

113, 6

защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод


16348

16354

17545

107, 3

107, 3

сохранение биоразнообразия и охрана природных территорий

639

737

1023

160, 1

138, 8

прочие

7506

8093

10019

133, 5

123, 8



Из таблицы 2.7 видно, что наибольшую долю среди затрат в рамках охраны и сохранения окружающей среды занимает такое направление как сбор и очистка сточных вод, затраты на которую составили в 2021 году 187765 млн руб. Наименьшие затраты пришлись на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий и составили всего 1023 млн руб.

Далее следует провести анализ структуры инвестиций в охрану окружающей среды по направлениям защиты. Эти данные будут представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Направления инвестирования в различные сферы

охраны окружающей среды в РФ, млн руб.


Годы

2019

2020

2021

2021 г. в % к 2019 г.

2021 г. в % к 2020 г.

Всего

175029

195962

299408

171, 1

152, 8

из них на охрану:
















атмосферного воздуха

70250

69560

130300

185, 5

187, 3

водных ресурсов

71805

91275

92511

128, 8

101, 3

земель

12158

15303

47473

390, 5

310, 2


Из данных таблицы 2.8 видно, что охрана окружающей среды постепенно увеличивается, так за период 2019-2021 гг. инвестиции в охрану окружающей среды увеличились с 175029 млн руб. до 299408 млн. руб. Наибольшую долю в структуре инвестиций среди всех направлений по охране окружающей среды заняла охрана атмосферного воздуха и составила 130300 млн руб. в 2021 г. Наименьшая доля инвестиций по охране окружающей среды пришлась в сфере защиты и восстановления земельных ресурсов, которая в 2021 году составила 47473 млн. руб. Причинами такого распределения инвестиций можно назвать то, что современное Российское законодательство более всего заставляет предприятия следить за выбросами в воду и в атмосферу, нежели в земельные участки. Из-за этого чаще всего в нашей стране отмечается загрязнение крупных территорий почвы, наряду с гораздо меньшими аналогичными показателями в водной и воздушной среде



Подводя итоги по охране окружающей среды как категории общественного блага, можно сделать выводы о том, что затраты в этой сфере в основном производятся частными организациями, но в основном в связи с законодательным регулированием со стороны государства. Наибольшие затраты в охране окружающей среды приходятся на сохранение и охрану водных ресурсов, чуть меньшие на охрану атмосферного воздуха, а наименьшие на охрану земельных ресурсов.


3. Роль государства в предоставлении общественных благ

3.1 Форма государственного участия
Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага - национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ - уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна - производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы «безбилетника».

Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах. С одной стороны, для них, по определению, практически непреодолима неисключаемость, а значит, заведомо отсутствует возможность заменить издержки принуждения, даже если они очень велики, затратами, которые позволили бы создать механизм ограничения доступа к данному благу для «безбилетников». С другой стороны, практически беспредельное несоперничество не позволяет ни полностью свести общественное благо к «пучку» частных благ, ни сфокусировать коллективные действия в границах компактных устойчивых групп. [15]

Если находится группа, желающая удовлетворить потребности своих членов в чистом общественном благе на основе добровольного сотрудничества, она сталкивается с проблемой положительных внешних эффектов. В подобной ситуации трудно достичь оптимальных масштабов поставки благ, а у группы в целом появляется стремление выступить в роли «безбилетника» либо попытаться заменить чистое общественное благо групповым, удовлетворяющим ту же потребность, пусть и в меньшей степени.

Например, если государство не способно осуществлять призыв на военную службу и собирать налоги на содержание армии, сравнительно маловероятно, что спонтанно возникнет добровольно пополняемое и финансируемое общенациональное ополчение. Скорее всего в первую очередь появятся разрозненные вооруженные формирования наиболее сплоченных компактных групп. Коль скоро они пожелают и смогут избежать соперничества и добиться взаимовыгодной интеграции, им придется пойти на введение принудительного подчинения единому командованию и окажется выгодным зафиксировать четкие, принудительно выполняемые обязательства по финансированию вооруженных сил не только членами этих групп, но и другими гражданами.


Приведенный пример (в котором могли бы фигурировать и другие блага) помогает понять, что, во-первых, различные сообщества, в которые входит индивид, способны выступать по отношению к нему в роли конкурирующих производителей взаимозаменяемых общественных благ, причем те сообщества, которые демонстрируют неконкурентоспособность, оказываются перед угрозой распада на более мелкие или поглощения более крупными. Во-вторых, эффективное производство чистых общественных благ предполагает коллективные действия в сообществах наибольшего масштаба. В-третьих, чем масштабнее коллективные действия, тем, при прочих равных условиях, выше издержки их обеспечения (в частности, тем вероятнее необходимость прямо или косвенно использовать принуждение, иными словами, прибегать к содействию государства). В-четвертых, абсолютный рост издержек может отставать от увеличения достигаемых результатов за счет опережающего повышения численности потребителей, для которых доступно общественное благо, и его полезности для каждого из них. В-пятых, введение принуждения и подчинение ему могут быть добровольными. Так, избиратели склонны одобрять налогообложение, если им ясны конкретные цели, достижению которых оно служит, реализация этих целей отвечает их интересам и вместе с тем отсутствует более эффективный способ решения тех же задач.

Нельзя категорически утверждать, что чистые общественные блага не могут производиться без участия государства. В частности, перевороты в науке и культурные инновации, которые в конечном итоге меняли к лучшему жизнь миллионов людей, нередко осуществлялись за счет добровольных усилий и средств отдельных лиц или небольших групп. В подобных случаях индивидуальная инициатива заменяла коллективные действия лишь потому, что индивид имел возможность и желание мириться с наличием многочисленных «безбилетников». Для этого требуется, чтобы уровень издержек был посилен для одного или нескольких индивидов и у них имелась исключительно стойкая мотивация. Как правило, создание чистого общественного блага в оптимальном количестве предполагает объединение средств всех или почти всех его потенциальных пользователей, а это обычно достигается с помощью государства, которое определяет размеры индивидуальных вкладов и налагает санкции на неплательщиков.