ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Итоговый контроль
по дисциплине «______________________________»
ФИО студента | |
Направление подготовки | |
Группа | |
Москва 2022
История мировой медицины Тема: медицина в странах древнего мира
Общие черты развития врачевания:
-
Создание первых медицинских текстов (с конца 3 тыс. до н.э.); -
Представления о причинах болезней (влияние природы, религиозно-мистические); -
Формирование двух направлений врачевания: народного (основано на практическом опыте) и культового (основано на религиозных представлениях); -
Подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в школах при храмах); -
Создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков; -
Классовый подход к врачеванию; -
Формирование основ врачебной этики; -
Взаимное влияние и преемственность в развитии врачевания в древнейших цивилизациях.
Особенность медицины рабовладельческого строя – люди стали говорить о природе мира, природе человека. Люди стали говорить о природе болезней.
Особенности медицины древнего Вавилона и Ассирии: источники изучения – своды законов царя Хаммурапи; болезнь – наказание за грехи; астральное мировоззрение; лечение – жертвоприношение; развита хирургия; высокое общественное положение врачей.
Особенности медицины в Древней Индии: Рабовладельческий строй – 3 тыс. лет до н.э.; источники изучения – археология, письменные источники медицины (Аюрведа – искусство врачевания
, наука жизни, написал хирург Сушрута), Свод законов Ману (содержится большое количество гигиенических наставлений); развитие хирургии, анатомии, обезболивания, военной хирургии и гигиенических специальностей; лечение – диета, лекарственная терапия.
Особенности медицины в Древнем Китае: Народная медицина, в ее основе – материалистическая философия; китайцы считали, что мир познаваем, находится в постоянном движении и состоит из пяти первоэлементов; все в мире существует в двух противоположностях, исходя из этого учения в основе терапии – иглоукалывание, прижигание, массаж; хирургия слабо развита; диагностика сильно развита и на высоком уровне была профилактика; лекарственная терапия. В 502 г. была создана первая в мире фармакопея в 7 книгах, описано 730 видов лекарственных растений - женьшень, чай, камфора, ревень, смола; продукты животного происхождения – панты оленя, печень; минеральные вещества – железо, ртуть, сера; работали учреждения, которые сегодня называются аптеками.
Особенности медицины в Древнем Египте: Источники изучения – папирусы и археология; причины болезней – эндогенные паразиты, нарушение питания и режима; развитие анатомии (мумификация), терапии и фармакологии, гигиены, врачебная специализация, храмовая медицина. Влияние на развитие медицины в Европе; греки считали египтян «изобретателями медицины», особенно профилактической.
Особенности медицины в Древней Греции: Источники изучения – первые медицинские тексты (клинопись, папирусы, произведения «Илиада» и «Одиссея» Гомера), мифы и легенды. Достижения медицины связаны с тем, что медицина меньше находилась под влиянием религии. Философские течения – материалистическое и идеалистическое. Представитель материализма – Демокрит, своему современнику – Гиппократу – писал: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они имеют средства к этому. Невоздержанностью своею противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья своими страстями». Гиппократ: «Хотя здоровье и болезнь «божественны», но происходят по закону природы и находятся в тесной связи с окружающими внешними условиями…». Философы-идеалисты: Платон – учение о пневме – божественной душе; две системы подготовки врачей и два принципа лечения болезней – подготовка в семейных медицинских школах, которые создавались вокруг крупных ученых и подготовка врачей при храмах.
Кротонская школа – представление об организме как единстве противоположностей, здоровье – результат противоположных начал: сухого и влажного, теплого и холодного.
Книдская школа – развитие основ гуморального учения, внедрение понятий о четырех жидкостях организма, развитие учения о признаках болезней (симптомы), развитие учения о методах диагностики.
Коская школа – развитие учения о связи организма с окружающей средой, о четырех типах телосложения и темперамента, разработка принципа лечения у постели больного, разработка медицинской этики.
Различали народную \ профессиональную и храмовую медицину;
Гиппократ – реформатор медицины:
- представитель материализма в медицине, открыл две стороны в строении и деятельности человека – телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад), обе стороны созданы внешней средой, в результате чего природа человека оказывается материальной и единой по происхождению;
- открыл четыре типа жидкости – кровь, желчь, желтая желчь, слизь;
- создал учение о влиянии факторов окружающей среды на конституцию и темперамент и условий образа жизни на здоровье, выделил болезни богатых и бедных;
- считал, что каждая болезнь имеет свои естественные причины (труд «О воздухе, водах и местностях»), утверждал, что природа лечит, а врач ей помогает;
- основоположник клинической медицины – наблюдение у постели больного, индивидуальный подход к больному;
- разработал учение о прогностике заболеваний; сторонник рационального лечения.
Сборник Гиппократа: «Афоризмы» - диетические и врачебные наставления по лечению внутренних, хирургических болезней, родовспоможению: «если тело не очищено, то чем более будешь его питать, тем более будешь ему вредить (при заболевании)»; «когда голод – не должно работать»; «осень – плохое время для чахоточных»; сон и бессонница, если то и другое бывает сверх меры – болезнь»; «Эпидемии» - не о заразных болезнях, а о болезнях эндемических (болотных лихорадках в связи с состоянием погоды); «О воздухе, водах и местностях» - о причинах возникновения болезней, окружающей среде и образе жизни; «Прогностика» - описан прогноз (прогнозирование возникло раньше диагностики, когда диагноз и лечение были симптоматическими), основы
наблюдения и лечения у постели больного; «О страданиях» - не только для врачей, а для широкой публики, причины болезней, описания болезней.
Трактаты по медицинской этике: «Наставления» - о гонорарах; «О благоприличном поведении» - воспитание в себе определенных качеств; «О враче» - внешний вид врача; «Клятва» - преданность к учителям и уважение к коллегам; «Закон» - тому, кто хочет познать медицину, необходимо иметь природное расположение, обучение, любовь к труду и время.
Особенности медицины в Александрии:
Герофил (4 век до н.э.) – родоначальник описательной анатомии, написал первую книгу по анатомии «Анатомика», описал кровеносные сосуды, нервы, сердце, двенадцатиперстную кишку, печень;
Эразистрат – первый обратил внимание на извилины поверхности больших полушарий мозга и понял их связь с развитием умственных способностей животных и человека.
Особенности медицины в Древнем Риме: Источники изучения – археологические раскопки (Помпея и Геркуланум); древние санитарно-технические сооружения – водопроводы или акведуки; высокие требования правил личной гигиены, термы; до 2 в. н.э. не было врачей-профессионалов, первые врачи в Древнем Риме – военнопленные из Египта, Греции, Малой Азии. Со 2 в. н.э. стали работать свободные врачи; создавались медицинские школы, на высоком уровне была развита военная медицина.
Тит Лукреций Кар – автор философского трактата «О природе веще», в котором впервые сказано, что причины массовых болезней в невидимых зародышах «…из которых одни животворны, но и немало таких, что приводят к болезни и смерти», т.е. уже в 1 веке различали патогенные зародыши (т.е. болезнетворные) и непатогенные.
Асклепиад – римский врач, основоположник материалистической медицинской школы.
Соран из Эфеса – акушер и детский врач.
Гален – основоположник научной медицины, основоположник экспериментальной физиологии. Внес вклад в развитие анатомии, физиологии, хирургии, лекарствоведения. Книга «О назначении частей человеческого тела». Дуализм учения Галена: материалистические и идеалистические тенденции. Представление о движении крови по незамкнутому кругу.
Галенизм – одностороннее, искаженное средневоковой схоластикой учение Галена.