ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2021

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4





В России первые специалисты по антикризисному управлению появились еще в начале века. И, как утверждают историки, последствии их опыт был востребован для нужд Коминтерна и Внешторга. В частности, при помощи специально спланированной программы действий в двадцатых годах удалось прорвать экономическую блокаду Страны Советов.

В дальнейшем эта практика была забыта и вспомнили о ней только весной 1990 года. Тогда началась операция «Гренада», известная широкой публике как «нефтяная блокада Литвы». По заказy КГБ СССР была разработана программа противодействия сепаратистам, но из-за противодействия «демократических элементов» в высшем руководстве страны реализованы были лишь отдельные ее положения и необходимый эффект достигнут не был.

Примерно в то же время начали работать и специалисты в этой области, ориентированные нa удовлетворение потребностей коммерческих фирм и иных частных заказчиков. При этом главная проблема тех лет остается актуальной и сегодня - убедить заказчика в том, что подобная помощь ему необходима. Российскую специфику антикризисных мероприятий как нельзя лучше характеризует пословица «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». По всем западным канонам к решению проблемы выживания фирмы положено готовиться заранее, разрабатывать красные папки кризисного реагирования», заблаговременно устанавливать контакты со СМИ отдельными журналистами, которые будут освещать события в случае возникновения больших неприятностей, подбирать группу кризисного реагирования (Task Force), предпринимать другие действия, о которых можно прочесть в любом западном учебнике.

На нынешнем уровне развития российского бизнеса практически невозможно уговорить клиента на абонементное обслуживание в соответствующих агентствах. А с другой стороны, наши предприниматели готовы тратить деньги только на то, что можно пощупать руками. В итоге работ с каждым клиентом напоминает тушение пожара, а бригада экспертов - пожарную команду.

Как показывает практика, в России нельзя ограничиваться только созданием положительного общественного мнения по отношению к попавшей в кризисное состояние фирмы. Необходим комплексный подход - решение организационных, управленческих, маркетинговых и каких угодно любых других задач, вплоть до проблем технологии конкретного производства.

Технологически помощь попавшим в кризис отечественным фирмам в настоящее время особой сложности не представляет. Дело в том, что причина, по которой та или иная российская фирма оказывается в сложной ситуации, как правило, одна и та же - неадекватная реакция руководства фирмы на обстановку. Конечно, в будущем задачи будут усложняться. Но пока, как только удается устранить эту самую «неадекватную реакцию» и привести работу компании в соответствие с новыми требованиями (но не личными представлениями, пристрастиями ее руководителей) - все встает на свои места, кризис ликвидируется.


Принципиально иная ситуация ждет тех российских предпринимателей, которые планируют выход на международный рынок. Им придется иметь дело не только с самими конкурентами, но и с их методами борьбы за выживание.

Одним их характерных примеров этих методов может служить недавняя «скрытая торговая война» между американскими и японскими производителями автомобилей.

Несколько месяцев назад информационные агентства сообщили о сенсационном прорыве на японские рынки автомобилестроителей США. А уже в мае достоянием гласности стал факт отзыва японским концерном «Ниссан» из продажи более миллиона своих автомобили по причине конструктивных недостатков в электропроводке, которые могут привести к пожару. В действительности, за всем этим стоит крупная операция американских (а если быть совсем точным, то обслуживающих американские автомобилестроительные концерны) специалистов по кризисным ситуациям против японских конкурентов.

На Западе антикризисное управление является одним из базовых инструментов рынка. А фирмы, специализирующиеся в этой области, имеют в экономике ту же весовую категорию, как банки или фондовые биржи. С одной разницей - это единственная отрасль, которая до сих пор развивается не только без рекламы, но без особой огласки самого факта своего существования и ус­тоявшегося самоназвания.

В США или в Европе действительно невоз­можно найти фирму, которая открыто объявляет в своих проспектах о предоставляемых услугах по полному объему кризис-менеджмента. Более то­го, в этой отрасли до сих пор действуют нефор­мальные «команды», собирающиеся на конкрет­ный заказ. В их узком мире личное имя значит гораздо больше, чем принадлежность к той или иной фирме и даже, что совершенно нехарактерно для Запада, - чем сумма на банковском счете. Впрочем, фирмы-гиганты тоже есть, хотя и они себя совершенно не рекламируют - например, «Рэнд корпорейшн» (входящая, кстати, в число крупнейших корпораций США). Ее услуга­ми, в частности, пользуются американские нефтяные концерны. А минимальная стоимость заказа в «Рэнде» - миллион долларов.

Пока в СССР возводили Mагнитку и пахали целину западные специалисты от обслуживания отдельных предприятий постепенно перешли к рению задач крупных концернов, потом к задачам целых отраслей (топливно-энергетического комплекса, автомобилестроения и пр.), а потом вышли и на общенациональный уровень своих стран. «Кризисная война» ведется и сейчас против России. И российское государство перед западными кризисными программами высокого уровня оказывается беспомощным.

По мнению некоторых экспертов, одна из таких программ разворачивается у всех перед глазами - Чечня. Ведется она, якобы, одной мощной фирмой по заказу крупных нефтяных компаний, которые имеют интересы и каспийских и казахстанских проектах. Суть программы состоит в том, чтобы не допустить транспортировки нефти российской территории и направить ее по контролируемым американскими компаниями трубопроводам в Турции.


В процессе исследования никаких документальных подтверждений этим заявлениям не установлено. Однако анализ развития событий вокруг ни позволил установить, что в них использовались все инструменты, характерные для крупномасшабных кризисных операций. Это создание (через газеты и каналы телевидения, особенно НТВ) общественного мнения в Росссии о «невозможности силового решения» конфликта. И, опираясь на это «мнение», лоббирование в Кремле (например, Б.Березовский и “семья” Ельцина, некоторые члены “команды” Путина) политического решения о переговорах сепаратистами. И влияние на сепаратистов - чтобы выдвигали заведомо невыполнимые требования на переговорах, куда толкают российскую сторону, а параллельно с переговорами продолжали бы потихоньку боевые действия. И снабжение масхадовских (как раньше дудаевских) отрядов деньгами, оружием и снаряжением из-за рубежа. А в результате имеет место затяжной конфликт, не дающий возможности транспортировать нефть через территорию России.

Приведенная выше схема является только иллюстрацией того, как теоретически может действоватъ подобная программа международного уровня.

А фактическим примером «кризисной войны» может служить продолжение изложенной выше истории с концерном «Ниссан». Характерно, что атакованные модели машин были изъяты из продажи только в Японии. Следующим шагом стали обвинения уже в американской прессе японских автомобилестроителей в национальном шовинизме и пренебрежении интересами зарубежных по­купателей. Итог операции - как минимум удар по репутации концерна «Ниссан» как в глазах япон­ских, так и в глазах американских потребителей. Как максимум, при определенных условиях, это может кончиться лоббированием (и введением) эмбарго на ввоз в США определенных моделей «Ниссана» под предлогом их небезопасности.

Почему «может кончиться при определенных условиях»? Потому что японцы тоже имеют ана­логичных профессионалов. И, в отличие от россиян, не беспомощны перед лицом опасности. Их ответ не заставил себя долго ждать: буквально че­рез несколько дней пришла информация о хорошо раскрученном скандале, связанном с отказом в продлении договора на аренду какого-то участка земли и Японии, используемого американской армией. В данном случае связь с американскими aвтомобилестроителями самая прямая. Президент Клинтон представлял демократическую партию, а ее традиционно финансируют обрабатывающие отрасли американской промышленности (и преж­де всего автомобилестроители). В преддверии вы­боров президента США отказ японцев продлить американской армии аренду крошечного клочка земли (но это - хорошо раскрученный в СМИ отказ) был направлен на создание у американских избирателей мнения, будто Клинтон не гак уж и хо­рош, если американской армии наносят такую обидную пощечину. А следовательно - нанесен удар и по экономическим интересам американских автомобилестроителей


Контрход американских «кризисников» также последовал мгновенно: практически сразу же на­чалось лоббирование американцами уже в японском (!) парламенте законопроекта о принудительном продлении аренды земли под американские военные объекты - разумеется, с мотивировкой «обеспечения национальной безопасности Японии».

С «кризисными войнами» международного класса большинство российских фирм пока не сталкивалось. Западные компании еще только присматриваются к России, и серьезных инвестиций сюда не делают, а потому нет еще у нас и подобных операций. Однако знание этой технологии может понадобиться не только в случае столк­новения с западными конкурентами. Если до от­носительно недавнего времени рынок был практи­чески пуст, то сейчас рыночное пространство ока­залось плотно заполненным, а иногда даже пере­полненным. Включились те самые рыночные за­кономерности конкуренции, которые раньше не работали. Последствия очевидны: уже сейчас на­блюдается процесс разорения казавшихся еще со­всем недавно стабильными компаний. Трудности у «Микродина», упал «Сэлдом». Отобраны лицен­зии у десятков, если не сотен, банков.

Ситуация резко усугубится с вступлением России в ВТО.

Российскому антикризисному управлению на то, чтобы достичь международного уровня, отпу­щен весьма короткий срок. Потом столкновение с западными коллегами станет неизбежным.

Похоже, что это судьба России - за считанные годы делать то, на что другие страны тратят век-другой.


По материалам статьи Георгия Афанасьева «Пока гром не грянет, русский бизнесмен не перекрестится» в журнале "Деловые люди" № 67, июнь 1996. С. 110 - 111.



МЫ БЫЛИ ЗАЛОЖНИКАМИ ДЬЯВОЛЬСКОЙ ИГРЫ


На вопросы корреспондента Н.Гладышевой отвечает «силовой» вице-губернатор СПб Андрей Черненко


- В апреле 1989-го, во время траги­ческих событий в Тбилиси, вы находи­лись там. Равно как и ваш нынешний коллега Виктор Лобко, представляв­ший там ЦК КПСС.

- Он не просто коллега, а товарищ. Пути наши пересекались во многих го­рячих точках СССР. И все интриги по поводу наших «сложных отношений в Смольном» - это галиматья. Мы оба информированные люди и знаем, кто, как и ради чего распускает нелепые слухи. Еще раз подчеркну; знаем кто и зачем.

- И зачем же?

- Элементарно: чтобы ослабить, де­зорганизовать губернаторскую команду. А что касается 1989 года... Не хочу выры­вать из контекста события, очевидцем которых мне довелось стать, - в Тбилиси, Баку, Нахичевани, Алма-Ате, Фергане, Тирасполе. Эмоционально я воспринимаю интерпретацию событий в Тбилиси так же болезненно, как и интерпретацию собы­тий в Баку. Поэтому не хотел бы затраги­вать эту тему.

- Кто все-таки ответственен за тра­гедию в Тбилиси?

- Как участник группы, которая име­ла возможность оценить последствия тби­лисской трагедии, могу твердо сказать только одно: ни один из спецназовцев никаких старушек саперными лопатками не лупил. Кстати, Анатолий Собчак (он, будучи председателем комиссии, бесе­довал со мной по этому поводу) был очень осторожен в своих оценках. Скорее, он апеллировал к трусости высшего партийного руководства, допустившего эту провокацию, которая была использо­вана, в первую очередь, для раздувания антироссийских настроений. Именно ан­тироссийских, а не только антисоветских.


- Вы - крупный чиновник союзно­го МВД - были «внутренним очевид­цем» августовского путча. 19 августа вы не подали в отставку, а продолжи­ли выполнять свои обязанности. Были согласны с действиями переворотчиков?

- Я был человеком в погонах, который выполнял приказы в рамках задач, не противоречащих действовавшей Конституции и законам. Не видел в действиях моих непосредственных начальников и подчинен­ных ничего, противоречащего действовав­шему законодательству. У меня самого были очень ограниченные задачи, касав­шиеся поддержания общественного порядка. Никаких команд к проведению «ос­трых мероприятий» ни от кого не поступа­ло. Мы, тысячи людей в погонах, были заложниками дьявольской игры.

Я не исключаю, что часть этой хитро­умной задумки была сконструирована за пределами страны, Вполне может быть, что в одном из серьезных зарубежных аналитических центров 21 августа 1991-го какой-то профессионал с чувством выполненного долга смог побриться, при­нять ванну и лечь спать.

Вообще же я, как и все люди моего поколения, конечно, пережил эти собы­тия как тяжелейшую личную трагедию. Проблема КПСС, помимо концептуаль­ной, состояла в том, что стариканы мерт­вой хваткой вцепились в свои кресла, использовали партию как аппарат для личной власти, обеспечения благососто­яния. Я до сих пор считаю, что потенция коммунистической партии как некоего института наднационального, надэтнического управления не была исчерпана. Но если человек или партия не готовят себе замену, они обречены. Если бы к ру­ководству партии пришли люди 30-35 лет (не паркетный комсомольский истеблишмент, а тот комсомол, что обрел степень высочайшей самостоятельности на БАМе, других знаменитых стройках), то дело обстояло бы сегодня иначе.


Источник: газ. «Дело» № 15 (323), 26.04.04 г.