Файл: Методические рекомендации по прохождению практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2021

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ»




Кафедра менеджмента и маркетинга







Методические указания

по прохождению производственной и преддипломной

практики студентами 4-5 курса очного, очно-заочного, заочного факультета.


Специальность: «Менеджмент организации»

Специализация «Международный менеджмент» и «Стратегический менеджмент»










СПб, 2011


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


  1. Производственная практика является важной составной частью процесса подготовки квалифицированных специалистов в области менеджмента и проводится на предприятия, учреждениях и организациях различных форм собственности в соответствии с учебными планами и графиками.

  2. Целью практики является закрепление студентами полученных теоретических знаний на основе практического участия в деятельности предприятий, организаций, учреждений; приобретение ими профессиональных навыков и опыта самостоятельной работы; сбор, анализ и обобщение материалов для написания бакалаврской, дипломной работы.

  3. Содержание практики определяется программой, разработанной кафедрой, Положением об организации практики студентов, индивидуальными заданиями.


В программе практики определяется:

    • цели и задачи практики с учетом особенности специальности;

    • порядок прохождения и распределения рабочего времени;

    • содержание практики, состав, последовательность изучения и размещения в отчете вопросов практики;

    • сроки и методы контроля, порядок защиты отчета.

    Программа практики согласовывается с предприятиями, учреждениями и организациями.


    1. Для руководства практикой студентов в структурных подразделениях института приказом ректора утверждается руководитель практики из числа штатных преподавателей выпускающей кафедры, ответственных за ее проведение в соответствии с учебным планом по специальности и направлении.

    2. Для руководства практикой студентов в организации (на предприятии, в учреждении) назначается руководитель практики от организации. Практика в организациях осуществляется как на основе договоров, так и без их заключения.

    3. Студенты, заключившие трудовой договор с предприятиями (учреждениями и организациями) на их трудоустройства, как правило, производственную практику проходят в этих организациях.

    4. С момента зачисления студентов на оплачиваемые рабочие места и должности в период практики на них распространяется общее трудовое законодательство, правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие на данном предприятии.

    5. Проезд студентов – практикантов к месту практики и обратно, связанный с выездом за пределы Санкт-Петербурга, а также пользованием средствами городского, пригородного транспорта независимо от расстояния оплачивается студентами за свой счет.

    6. Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при проведении итогов общей успеваемости студентов.

    7. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку за практику, могут быть отчислены из института как имеющие академическую задолженность в порядке.



    1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ


    Общее руководство практикой осуществляет ректорат АНО ВПО «МБИ» в лице проректора по учебной работе.

    1. Организационно-методическое руководство практикой возлагается на заведующего кафедрой.

    Учебно-методическое руководство возлагается на начальника учебно-методического управления Центра занятости.

    Ответственность за организацию и проведение практики на факультетах несет декан факультета.

    1. Учебно-методическое и организационное руководство практикой на кафедре ММ осуществляет заведующий кафедрой, который:

    • Обеспечивает современную разработку кафедральных методических указаний по практике, программ практики в соответствии с направлением и специальностью кафедры;

    • Проводит по согласованию с деканатами организационные собрания студентов;

    • Назначает из числа наиболее опытных преподавателей ответственных за организацию и проведение практики на кафедре, а также преподавателей-руководителей практики и выпускных квалификационных работ студентов, инструктируют их и оказывают им необходимую помощь в период проведения практики;

    • Утверждает комиссии по приему отчетов студентов по результатам практики и организует их работу;

    • По завершению практики представляет на утверждение декана факультета отчеты по итогам практики;

    • Обеспечивает взаимосвязь аналитических результатов практики с дипломной работой;

    • Организует использование результатов практики в учебном процессе с применением активных методов обучения;

    • Разрабатывает мероприятия по совершенствованию проведения практики и принимает меры по реализации этих мероприятий;

    • До начала практики представляет в деканат сведения о распределении студентов по местам практики и закреплении за ними руководителей от кафедры и руководителей от предприятия.

    Ответственный за организацию и проведение практики обеспечивает выполнение всей текущей работы по организации и проведению практики студентов:

    • Участвует в разработке программы практики и методических указаний по ее выполнению в составе методической комиссии кафедры;

    • Принимает участие в проведении организационных собраний студентов по практике;

    • Собирает информацию о распределении студентов по местам и преподавателям – руководителям практики от кафедры и предприятия, контролирует соответствие мест практики направлению подготовки бакалавров и специалистов;

    • Обеспечивает студентов и преподавателей- руководителей практики от кафедры необходимой документацией по практике (программой, бланками направлений на практику, индивидуальных заданий, личного листка);

    • По согласованию с преподавателями – руководителями практики разрабатывает для студентов графики консультаций по вопросам практики;

    • Участвует в работе кафедральных комиссии по приему отчетов по практике;

    • Предоставляет в установленные сроки необходимую промежуточную и отчетную информацию о прохождении практики декану факультета, заведующему кафедрой, методическому совету факультета, Центру занятости;

    • Подготавливает отчет кафедры по итогам практики с последующим представлением его в деканат и в Центр занятости в установленные сроки;

    • Организует на кафедре хранение отчетов по практике в бумажном виде (3 года).


    Преподаватель – руководитель практики от кафедры ММ проводит следующую работу:

    • Разрабатывает тематику индивидуального задания, которое учитывает предполагаемые темы бакалаврских и дипломных работ, а также тематику докладов научных конференций;

    • Контактирует с руководителем практики от организации, согласует с ним индивидуальное задание с учетом профиля деятельности организации – места практики, особенностей хозяйствующего субъекта и его возможностей обеспечить студента необходимой информацией;

    • Оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной квалификационной работе;

    • Принимает участие в распределении студентов по местам практики;

    • Доводит до студентов календарные сроки поэтапного сбора информации, порядок предоставления отчета по практике;

    • Отслеживает своевременное прибытие студентов на места практики;

    • Осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием, предоставляет информацию о студентах ответственным за практику на кафедре обо всех изменениях, связанных с практикой студентов (смене места практики, смене руководителя от организации, форс-мажорных обстоятельствах);

    • Проводит по графику обязательные консультации с целью обработки собранного материала в рамках модуля, его использование в отчете и выпускной квалификационной работе;

    • Принимает защиту отчетов студентов по практике в составе комиссии;

    • Оценивает на основании предоставленного отчета результаты практики, аттестует студента и выставляет оценку в зачетную книжку;

    • Сдает отчеты студентов по практике ответственным за организацию практики на кафедре.

    1. Основные обязанности руководителя практики от предприятия (организации, учреждения):

    • Организует практику студентов в соответствии с программой практики, заключенным договором и с данным Положением об организации практики студентов;

    • Создает необходимые условия для выполнения программы практики, определяет студентам рабочее место, обязанности и круг выполняемых задач в период практики, не допускает использования студентов – практикантов на должностях, не предусмотренных программой практики и не соответствующих специальностям студентов;

    • Взаимодействует с руководителем практики от кафедры и согласует программу практики и индивидуальные задания студентов;

    • Обеспечивает студентам условия безопасной работы на каждом рабочем месте;

    • Предоставляет 15% рабочего времени студенту – практиканту для сбора материалов выпускной (квалификационной) работы и написания отчета;

    • Составляет по окончании практики характеристику на студента.


    1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ

    Студенты имеют право:

    • Самостоятельно осуществлять поиск предприятия или организации, в которой они будут проходить практику, либо использовать в качестве места практики организацию, в которой они уже работают на условиях частичной занятости;

    • Обращаться за помощью с целью содействия в поиске места практики в деканат, на кафедры, в Центр занятости в случае отсутствия в установленный срок подходящего места практики;

    • Получать консультации по вопросам практики у ответственных за практику на кафедрах, у преподавателей – руководителей практики, руководителей выпускных квалификационных работ;

    • Выбирать тему предстоящей выпускной квалификационной работы с учетом предполагаемого места практики;

    • Получать направления от имени университета на практику и стажировку.


    Студенты при прохождении практики обязаны:

    • Пройти практику в указанные учебным графиком сроки в соответствии с приказом ректора;

    • Своевременно, точно и полностью выполнять задачи, предусмотренные индивидуальным заданием по практике, выданным преподавателем – руководителем практики и программой практики;

    • Выполнять поручения руководителя практики по месту ее прохождения, подчиняться действующим в организации правилам внутреннего распорядка, соблюдать технику безопасности, требования охраны труда, правила эксплуатации оборудования и другие условия работы;

    • Своевременно представлять руководителю практики от кафедры промежуточные письменные отчеты о выполнении всех промежуточных заданий в рамках модулей по установленной форме, выполняя индивидуальное задание;

    • Изучать и строго соблюдать технику безопасности и другие условия работы на предприятии;

    • Соблюдать режим работы организации, являющейся местом практики, либо график, установленный руководителем практики от предприятия;

    • Собрать необходимые материалы для написания отчета по практике и подготовить отчет к окончанию срока прохождения практики;

    • После завершения практики студенты предоставить на кафедру по утвержденной форме отчет и характеристику, подтверждающую прохождение практики за подписью руководителя практики от предприятия.


    ПРОГРАММА ПРАКТИКИ


    Целью прохождения практики является общее ознакомление с деятельностью предприятия, (учреждения, организации); изучение работы экономических служб базы практики; приобретение более глубоких практических навыков по специальности менеджмент и профилю будущей работы; сбор данных для написания выпускной работы.

    Процесс организации и проведения производственной практики состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного (рабочего) и заключительного.

    На подготовительном этапе производственной практики студенты, закрепленные за кафедрой ММ, либо самостоятельно подыскивают себе базу практики, либо обращаются в центр занятости или на кафедру.

    Ответственный по кафедре за организацию производственной практики определяет каждому студенту руководителя практики от кафедры, осуществляющему учебно-методическое руководство практикой. Руководитель преддипломной практики от кафедры является одновременно научным руководителем выпускной работы.

    На заключительном этапе практики студенты в течении 5 дней после официальной даты ее окончания представляют отчет по практике и характеристику (отзывы) с места практики и руководителя от кафедры.

    Результатом заключительного этапа является защита отчета перед комиссией на кафедре в назначенные сроки.

    Окончанием практики считается положительный результат защиты отчета, зафиксированной в ведомости и зачетной книжке студента.


    Основной этап включает в себя следующие модули (этапы выполнения индивидуального задания) и их результаты.

    Общий модуль предусматривает ознакомление студента с общей характеристикой предприятия или организации:

      1. Название предприятия и история развития.

      2. Основные направления деятельности и виды выпускаемой продукции (работ, услуг).

      3. Организационно-правовая форма предприятия.

      4. Организационная структура предприятия.

      5. Система управления предприятием.

      6. Миссия и стратегические цели предприятия.

      7. Рыночная доля и положение в отрасли.

      8. Экономическая и социальная значимость.

      Специальный модуль предусматривает определение места специальности в организационной структуре и содержательной деятельности предприятия или организации и выполнения индивидуального задания.

      Перечень рекомендуемых к рассмотрению задач:

      1. выявить неформальные структуры на предприятии и оценить степень групповой сплоченности;

      2. определить источники противостояния формального и неформального лидерства;

      3. оценить влияние неформального лидерства на процесс принятия управленческого решения;

      4. диагностировать основные стили управления руководителей;

      5. проанализировать систему мотивации и стимулирования на предприятии и определить факторы подкрепления мотивации;

      6. исследовать наиболее действенные мотиваторы для различных категорий сотрудников;

      7. определить основные властные приоритеты;

      8. оценить возможность горизонтального и вертикального карьерного роста;

      9. диагностировать организационную культуру предприятия;

      10. выделить факторы организационной культуры предприятия, способствующие внешней адаптации предприятия и внутренней сплоченности работников;

      11. исследовать возможность командообразования на предприятии;

      12. определить основные конфликтные зоны на предприятии и исследовать возможность их локализации;

      13. ознакомиться с основными методами выхода из конфликтных ситуаций, используемыми на предприятии;

      14. провести анализ внешней среды внешнеэкономической деятельности международной фирмы;

      15. изучить основные факторы, влияющие на выбор страны размещения бизнеса, а также целевую ориентацию внешнеэкономической деятельности международной фирмы;

      16. определить основные конкурентные преимущества фирмы на международном рынке;

      17. изучить стратегию развития международной фирмы и основные формы корпоративной интеграции в международный бизнес;

      18. проанализировать особенности процессов коммуникации и принятия решений в международной фирме;

      19. оценить основные риски внешнеэкономической деятельности и исследовать способы их устранения;

      20. диагностировать особенности валютно-финансовой среды и исследовать основные финансовые решения при осуществлении экспортно-импортных операций;

      21. ознакомиться с организацией стратегического планирования в международной фирме;

      22. определить цели и направления технологической политики международной фирмы;

      23. выявить особенности управления человеческими ресурсами в международной фирме.