ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2021
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
Автономная некоммерческая организация
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра менеджмента и маркетинга
Методические указания
по прохождению производственной и преддипломной
практики студентами 4-5 курса очного, очно-заочного, заочного факультета.
Специальность: «Менеджмент организации»
Специализация «Международный менеджмент» и «Стратегический менеджмент»
СПб, 2011
-
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-
Производственная практика является важной составной частью процесса подготовки квалифицированных специалистов в области менеджмента и проводится на предприятия, учреждениях и организациях различных форм собственности в соответствии с учебными планами и графиками.
-
Целью практики является закрепление студентами полученных теоретических знаний на основе практического участия в деятельности предприятий, организаций, учреждений; приобретение ими профессиональных навыков и опыта самостоятельной работы; сбор, анализ и обобщение материалов для написания бакалаврской, дипломной работы.
-
Содержание практики определяется программой, разработанной кафедрой, Положением об организации практики студентов, индивидуальными заданиями.
В программе практики определяется:
-
цели и задачи практики с учетом особенности специальности;
-
порядок прохождения и распределения рабочего времени;
-
содержание практики, состав, последовательность изучения и размещения в отчете вопросов практики;
-
сроки и методы контроля, порядок защиты отчета.
Программа практики согласовывается с предприятиями, учреждениями и организациями.
-
Для руководства практикой студентов в структурных подразделениях института приказом ректора утверждается руководитель практики из числа штатных преподавателей выпускающей кафедры, ответственных за ее проведение в соответствии с учебным планом по специальности и направлении.
-
Для руководства практикой студентов в организации (на предприятии, в учреждении) назначается руководитель практики от организации. Практика в организациях осуществляется как на основе договоров, так и без их заключения.
-
Студенты, заключившие трудовой договор с предприятиями (учреждениями и организациями) на их трудоустройства, как правило, производственную практику проходят в этих организациях.
-
С момента зачисления студентов на оплачиваемые рабочие места и должности в период практики на них распространяется общее трудовое законодательство, правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие на данном предприятии.
-
Проезд студентов – практикантов к месту практики и обратно, связанный с выездом за пределы Санкт-Петербурга, а также пользованием средствами городского, пригородного транспорта независимо от расстояния оплачивается студентами за свой счет.
-
Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при проведении итогов общей успеваемости студентов.
-
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку за практику, могут быть отчислены из института как имеющие академическую задолженность в порядке.
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
Общее руководство практикой осуществляет ректорат АНО ВПО «МБИ» в лице проректора по учебной работе.
-
Организационно-методическое руководство практикой возлагается на заведующего кафедрой.
Учебно-методическое руководство возлагается на начальника учебно-методического управления Центра занятости.
Ответственность за организацию и проведение практики на факультетах несет декан факультета.
-
Учебно-методическое и организационное руководство практикой на кафедре ММ осуществляет заведующий кафедрой, который:
-
Обеспечивает современную разработку кафедральных методических указаний по практике, программ практики в соответствии с направлением и специальностью кафедры;
-
Проводит по согласованию с деканатами организационные собрания студентов;
-
Назначает из числа наиболее опытных преподавателей ответственных за организацию и проведение практики на кафедре, а также преподавателей-руководителей практики и выпускных квалификационных работ студентов, инструктируют их и оказывают им необходимую помощь в период проведения практики;
-
Утверждает комиссии по приему отчетов студентов по результатам практики и организует их работу;
-
По завершению практики представляет на утверждение декана факультета отчеты по итогам практики;
-
Обеспечивает взаимосвязь аналитических результатов практики с дипломной работой;
-
Организует использование результатов практики в учебном процессе с применением активных методов обучения;
-
Разрабатывает мероприятия по совершенствованию проведения практики и принимает меры по реализации этих мероприятий;
-
До начала практики представляет в деканат сведения о распределении студентов по местам практики и закреплении за ними руководителей от кафедры и руководителей от предприятия.
Ответственный за организацию и проведение практики обеспечивает выполнение всей текущей работы по организации и проведению практики студентов:
-
Участвует в разработке программы практики и методических указаний по ее выполнению в составе методической комиссии кафедры;
-
Принимает участие в проведении организационных собраний студентов по практике;
-
Собирает информацию о распределении студентов по местам и преподавателям – руководителям практики от кафедры и предприятия, контролирует соответствие мест практики направлению подготовки бакалавров и специалистов;
-
Обеспечивает студентов и преподавателей- руководителей практики от кафедры необходимой документацией по практике (программой, бланками направлений на практику, индивидуальных заданий, личного листка);
-
По согласованию с преподавателями – руководителями практики разрабатывает для студентов графики консультаций по вопросам практики;
-
Участвует в работе кафедральных комиссии по приему отчетов по практике;
-
Предоставляет в установленные сроки необходимую промежуточную и отчетную информацию о прохождении практики декану факультета, заведующему кафедрой, методическому совету факультета, Центру занятости;
-
Подготавливает отчет кафедры по итогам практики с последующим представлением его в деканат и в Центр занятости в установленные сроки;
-
Организует на кафедре хранение отчетов по практике в бумажном виде (3 года).
Преподаватель – руководитель практики от кафедры ММ проводит следующую работу:
-
Разрабатывает тематику индивидуального задания, которое учитывает предполагаемые темы бакалаврских и дипломных работ, а также тематику докладов научных конференций;
-
Контактирует с руководителем практики от организации, согласует с ним индивидуальное задание с учетом профиля деятельности организации – места практики, особенностей хозяйствующего субъекта и его возможностей обеспечить студента необходимой информацией;
-
Оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной квалификационной работе;
-
Принимает участие в распределении студентов по местам практики;
-
Доводит до студентов календарные сроки поэтапного сбора информации, порядок предоставления отчета по практике;
-
Отслеживает своевременное прибытие студентов на места практики;
-
Осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием, предоставляет информацию о студентах ответственным за практику на кафедре обо всех изменениях, связанных с практикой студентов (смене места практики, смене руководителя от организации, форс-мажорных обстоятельствах);
-
Проводит по графику обязательные консультации с целью обработки собранного материала в рамках модуля, его использование в отчете и выпускной квалификационной работе;
-
Принимает защиту отчетов студентов по практике в составе комиссии;
-
Оценивает на основании предоставленного отчета результаты практики, аттестует студента и выставляет оценку в зачетную книжку;
-
Сдает отчеты студентов по практике ответственным за организацию практики на кафедре.
-
Основные обязанности руководителя практики от предприятия (организации, учреждения):
-
Организует практику студентов в соответствии с программой практики, заключенным договором и с данным Положением об организации практики студентов;
-
Создает необходимые условия для выполнения программы практики, определяет студентам рабочее место, обязанности и круг выполняемых задач в период практики, не допускает использования студентов – практикантов на должностях, не предусмотренных программой практики и не соответствующих специальностям студентов;
-
Взаимодействует с руководителем практики от кафедры и согласует программу практики и индивидуальные задания студентов;
-
Обеспечивает студентам условия безопасной работы на каждом рабочем месте;
-
Предоставляет 15% рабочего времени студенту – практиканту для сбора материалов выпускной (квалификационной) работы и написания отчета;
-
Составляет по окончании практики характеристику на студента.
-
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ
Студенты имеют право:
-
Самостоятельно осуществлять поиск предприятия или организации, в которой они будут проходить практику, либо использовать в качестве места практики организацию, в которой они уже работают на условиях частичной занятости;
-
Обращаться за помощью с целью содействия в поиске места практики в деканат, на кафедры, в Центр занятости в случае отсутствия в установленный срок подходящего места практики;
-
Получать консультации по вопросам практики у ответственных за практику на кафедрах, у преподавателей – руководителей практики, руководителей выпускных квалификационных работ;
-
Выбирать тему предстоящей выпускной квалификационной работы с учетом предполагаемого места практики;
-
Получать направления от имени университета на практику и стажировку.
Студенты при прохождении практики обязаны:
-
Пройти практику в указанные учебным графиком сроки в соответствии с приказом ректора;
-
Своевременно, точно и полностью выполнять задачи, предусмотренные индивидуальным заданием по практике, выданным преподавателем – руководителем практики и программой практики;
-
Выполнять поручения руководителя практики по месту ее прохождения, подчиняться действующим в организации правилам внутреннего распорядка, соблюдать технику безопасности, требования охраны труда, правила эксплуатации оборудования и другие условия работы;
-
Своевременно представлять руководителю практики от кафедры промежуточные письменные отчеты о выполнении всех промежуточных заданий в рамках модулей по установленной форме, выполняя индивидуальное задание;
-
Изучать и строго соблюдать технику безопасности и другие условия работы на предприятии;
-
Соблюдать режим работы организации, являющейся местом практики, либо график, установленный руководителем практики от предприятия;
-
Собрать необходимые материалы для написания отчета по практике и подготовить отчет к окончанию срока прохождения практики;
-
После завершения практики студенты предоставить на кафедру по утвержденной форме отчет и характеристику, подтверждающую прохождение практики за подписью руководителя практики от предприятия.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Целью прохождения практики является общее ознакомление с деятельностью предприятия, (учреждения, организации); изучение работы экономических служб базы практики; приобретение более глубоких практических навыков по специальности менеджмент и профилю будущей работы; сбор данных для написания выпускной работы.
Процесс организации и проведения производственной практики состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного (рабочего) и заключительного.
На подготовительном этапе производственной практики студенты, закрепленные за кафедрой ММ, либо самостоятельно подыскивают себе базу практики, либо обращаются в центр занятости или на кафедру.
Ответственный по кафедре за организацию производственной практики определяет каждому студенту руководителя практики от кафедры, осуществляющему учебно-методическое руководство практикой. Руководитель преддипломной практики от кафедры является одновременно научным руководителем выпускной работы.
На заключительном этапе практики студенты в течении 5 дней после официальной даты ее окончания представляют отчет по практике и характеристику (отзывы) с места практики и руководителя от кафедры.
Результатом заключительного этапа является защита отчета перед комиссией на кафедре в назначенные сроки.
Окончанием практики считается положительный результат защиты отчета, зафиксированной в ведомости и зачетной книжке студента.
Основной этап включает в себя следующие модули (этапы выполнения индивидуального задания) и их результаты.
Общий модуль предусматривает ознакомление студента с общей характеристикой предприятия или организации:
-
Название предприятия и история развития.
-
Основные направления деятельности и виды выпускаемой продукции (работ, услуг).
-
Организационно-правовая форма предприятия.
-
Организационная структура предприятия.
-
Система управления предприятием.
-
Миссия и стратегические цели предприятия.
-
Рыночная доля и положение в отрасли.
-
Экономическая и социальная значимость.
Специальный модуль предусматривает определение места специальности в организационной структуре и содержательной деятельности предприятия или организации и выполнения индивидуального задания.
Перечень рекомендуемых к рассмотрению задач:
-
выявить неформальные структуры на предприятии и оценить степень групповой сплоченности;
-
определить источники противостояния формального и неформального лидерства;
-
оценить влияние неформального лидерства на процесс принятия управленческого решения;
-
диагностировать основные стили управления руководителей;
-
проанализировать систему мотивации и стимулирования на предприятии и определить факторы подкрепления мотивации;
-
исследовать наиболее действенные мотиваторы для различных категорий сотрудников;
-
определить основные властные приоритеты;
-
оценить возможность горизонтального и вертикального карьерного роста;
-
диагностировать организационную культуру предприятия;
-
выделить факторы организационной культуры предприятия, способствующие внешней адаптации предприятия и внутренней сплоченности работников;
-
исследовать возможность командообразования на предприятии;
-
определить основные конфликтные зоны на предприятии и исследовать возможность их локализации;
-
ознакомиться с основными методами выхода из конфликтных ситуаций, используемыми на предприятии;
-
провести анализ внешней среды внешнеэкономической деятельности международной фирмы;
-
изучить основные факторы, влияющие на выбор страны размещения бизнеса, а также целевую ориентацию внешнеэкономической деятельности международной фирмы;
-
определить основные конкурентные преимущества фирмы на международном рынке;
-
изучить стратегию развития международной фирмы и основные формы корпоративной интеграции в международный бизнес;
-
проанализировать особенности процессов коммуникации и принятия решений в международной фирме;
-
оценить основные риски внешнеэкономической деятельности и исследовать способы их устранения;
-
диагностировать особенности валютно-финансовой среды и исследовать основные финансовые решения при осуществлении экспортно-импортных операций;
-
ознакомиться с организацией стратегического планирования в международной фирме;
-
определить цели и направления технологической политики международной фирмы;
-
выявить особенности управления человеческими ресурсами в международной фирме.