Файл: Финансовый рынок. Мировая финансовая система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание контрольной работы по теме:

Финансовый рынок. Мировая финансовая система

Вариант 1

Ключевые меры Банка России по поддержке граждан и бизнеса,

стабилизации финансового рынка в условиях мировой экономической рецессии



  1. Обеспечение ценовой стабильности (денежно-кредитная политика):

Банк России в 2021 году продолжал работать над обеспечением ценовой стабильности в стране. Ключевая процентная ставка была снижена до исторического минимума в 4,25%, что стало стимулом для роста экономики. Также, было принято решение о прекращении покупки иностранной валюты на внутреннем рынке, что помогло укрепить рубль и уменьшить инфляционные давления.

Повышена ключевая ставка до 20,00% годовых — вслед за этим сопоставимо выросли ставки по депозитам. Это позволило защитить сбережения от инфляции и предотвратить отток вкладов.

Снижены нормативы обязательных резервов, значительно увеличены объемы предоставляемой банкам ликвидности, в том числе за счет расширения обеспечения и инструментов предоставления ликвидности.

Стабилизирована ситуация на валютном рынке:

• введена обязательная продажа 80% валютной выручки;

• установлены ограничения по выводу средств в иностранной валюте за рубеж, снятию наличной валюты;

• введен особый порядок совершения сделок с нерезидентами из недружественных государств

  1. Ключевые меры Банка России по поддержке граждан:

В 2021 году Банк России предпринял ряд мер для поддержки граждан в условиях пандемии COVID-19. В частности, был запущен механизм безгарантийного кредитования для населения под низкие процентные ставки, а также продлена программа деферментной выплаты по кредитам для граждан, испытывающих трудности в связи с пандемией.

При участии регулятора запущен механизм кредитных каникул: граждане могут приостановить платежи по кредитам и займам на срок до шести месяцев.

Кредиторам рекомендовано проводить реструктуризацию кредитов и займов и приостановить выселение должников из жилья, на которое обращено взыскание.


Заемщикам предоставлена возможность до 31.05.2022 обратиться в банки за конвертацией обязательств по валютной ипотеке в рубли по официальному курсу на 18.02.2022.

Решена проблема ипотечных кредитов с плавающими ставками: заемщики будут платить по ставкам не выше действовавших 27.02.2022.

Сохранена возможность использования карт международных платежных систем, выпущенных российскими банками, внутри России; карты «Мир» принимаются в России и еще 10 странах.

Увеличен лимит одной операции в Системе быстрых платежей (СБП) с 600 тыс. до 1 млн рублей.

Обеспечены бесплатные межбанковские переводы через СБП на сумму до 100 тыс. рублей в месяц

  1. Защита прав потребителей финансовых услуг:

Пандемия значительно повлияла на поведение населения в сфере финансов. Существенно возросла востребованность дистанционных форматов обслуживания и заинтересованность в новых финансовых продуктах. Увеличились безналичные операции физических лиц. Доля взрослого населения, использующего банковский счет, составила 93,7%.

На финансовых платформах, разработанных в рамках проекта «Маркетплейс», стало возможным без посещения офиса банка подобрать и открыть наиболее выгодный банковский вклад, получить кредит, приобрести полис е-ОСАГО или инвестиционный продукт.

В то же время у граждан не всегда есть опыт и необходимые знания для оценки рисков при заключении сделок. В связи с этим Банк России участвовал в разработке целого ряда законодательных инициатив, направленных на защиту прав потребителей финансовых услуг. Одной из наиболее острых проблем потребителей финансовых услуг является мисселинг (продажа одного финансового продукта под видом другого). Для противодействия этой практике при участии Банка России был принят закон о правилах продаж. В развитие закона, Банк России обязал банки информировать клиентов об особенностях и рисках приобретения инвестиционных небанковских продуктов.

Продолжало увеличиваться число розничных инвесторов, впервые выходящих на финансовый рынок. Чтобы их действия по приобретению финансовых инструментов были осознанными, в октябре 2021 года началось обязательное тестирование неквалифицированных розничных инвесторов перед сделками со сложными финансовыми инструментами.



На законодательном уровне был расширен перечень финансовых услуг, в отношении которых заемщику предоставляется период охлаждения, то есть право отказаться от этих услуг и вернуть деньги в течение 14 календарных дней после оформления договора. Такое право стало распространяться не только на добровольные страховки, но и на любые услуги, привязанные к кредитам и займам.

Банк России в 2021 году продолжал работу по повышению доступности финансовых продуктов для населения и бизнеса. В частности, была расширена возможность получения кредитов на малый и средний бизнес, а также запущена программа по развитию микрофинансирования. Также, были приняты меры по развитию цифровой экономики, что помогло упростить доступ к финансовым продуктам через интернет.

  1. Противодействие недобросовестному поведению на финансовом рынке:

Для противодействия недобросовестным практикам Банк России использовал поведенческий надзор. Он проводился как превентивно, на основе анализа широкого спектра информации, так и по полученным от потребителей жалобам. В 2021 году количество жалоб снизилось на 9,9% по сравнению с 2020 годом и составило 250,5 тысячи. В многом это было связано с сокращением числа жалоб по вопросам, связанным с пандемией.

В 2021 году появились новые сервисы в мобильном приложении «ЦБ онлайн». Потребители получили возможность проверить статус рассмотрения направленного ранее обращения по номеру и дате его регистрации. В приложении заработал валютный калькулятор, стала доступной информация о динамике валютных курсов, финансовых показателей, дополнены реестры участников финансового рынка.

В рамках работы по индивидуализации страхового тарифа Банк России расширил тарифный коридор и скорректировал порядок применения ряда коэффициентов. Это позволяет страховым компаниям дифференцировать тарифы — снижать их для аккуратных водителей и увеличивать автомобилистам с повышенным уровнем рисков.

В течение года оставался востребованным ряд мер поддержки граждан и бизнеса, введенных в связи с пандемией. Банк России неоднократно продлевал рекомендации кредиторам о реструктуризации кредитов граждан и МСП. В октябре из-за ухудшения эпидемической ситуации Банк России ввел специализированный механизм рефинансирования с лимитом 60 млрд рублей для поддержки кредитования банками субъектов МСП в отраслях,


в наибольшей степени подверженных негативному влиянию увеличения масштабов распространения коронавирусной инфекции. Кредитные организации получали кредиты на срок до 1,5 лет по ставке 4% при условии предоставления субъектам МСП кредитов по ставке не выше 8,5% годовых.

Важным направлением работы оставалось повышение финансовой грамотности населения и субъектов МСП. С учетом возросшего интереса физических лиц к инструментам фондового рынка, расширения дистанционного предоставления финансовых услуг основным приоритетом стала инвестиционная, цифровая и киберграмотность. В ходе этой работы Банк России тесно взаимодействовал с Минфином России, Минпросвещения России и другими федеральными органами исполнительной власти. Просветительские мероприятия охватывали широкие слои населения и проводились в различных форматах.

С целью повышения доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса Банк России принимал меры, направленные на ускорение цифровизации услуг и сервисов, поддержание достаточного уровня присутствия финансовых организаций в отдаленных и труднодоступных районах, комфортное пребывание в офисах финансовых организаций людей из маломобильных групп населения.

В целом, меры, предпринятые Банком России в 2021 году, были направлены на поддержку граждан и бизнеса в условиях мировой экономической рецессии, стабилизацию финансового рынка и обеспечение ценовой стабильности. Они помогли укрепить экономику страны и создать благоприятные условия для ее развития в будущем.

Выводом изучения Годового отчёта Банка России за 2021 год является то, что Банк России проводит активную и ответственную денежно-кредитную политику, которая способствует обеспечению ценовой стабильности в стране. Банк России также принимает меры по поддержке граждан и бизнеса, защите прав потребителей финансовых услуг, повышению доступности финансовых продуктов для населения и бизнеса, а также противодействию недобросовестному поведению на финансовом рынке.

Принятые меры позволяют укрепить экономику страны, создать благоприятные условия для ее развития и улучшить финансовое положение граждан и бизнеса. Банк России продолжает работу по обеспечению стабильности финансовой системы и развитию финансового рынка, что позволяет укреплять позиции России на международной арене и повышать ее конкурентоспособность.