Файл: Дисциплина Семейное психологическое консультирование Практическое задание 2, Модуль 2.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Психологическое консультирование. Организация эффективного консультативного взаимодействия (340)_new

Дисциплина: Семейное психологическое консультирование

Практическое задание 2, Модуль 2. Методы психологического обследования семьи


Выполнил:

слушатель Буренок Татьяна Анатольевна

Преподаватель:

Русакова Наталия Васильевна

г. Москва – 2023


Практическое задание 2



   За психологической  консультацией обратилась семья из 3 человек: мать 30 лет, отец 35 лет и сын 7 лет с жалобами на нежелание ребенка посещать  школу,  делать домашние задания, постоянные капризы и истерики по поводу учебы.  

Из-за капризов часто опаздывает в школу. Мальчик учится в 1 классе, часто болеет,  на уроках невнимательный, постоянно отвлекается, почерк небрежный, часто плачет, что не успевает работать в ритме  всего класса. На этом фоне в семье участились ссоры.

Супруги состоят в браке 8 лет, семья проживает отдельно. Родители супругов живут в том же городе, периодически  приходят в гости, мама жены иногда забирает мальчика из школы, гуляет с ним,  но домашние задания с ней делать он отказывается.

Сформулируйте первичную предварительную гипотезу с точки зрения системного семейного подхода.    

Составьте план диагностической работы с данной семьей (перечислите методики, которые могут проверить  семейную системную  гипотезу).

Критерии оценки:

1 балл присваивается за правильное оформление практического задания (наличие титульного листа, перед ответом точно сформулировано задание, текст ответа выделен другим цветом).

4 балла присваивается за верно сформулированную терапевтическую  гипотезу с точки зрения системного семейного подхода (стереоскопический диагноз).

20 баллов присваивается за правильно выбранные и названные в достаточном объеме методики.


P.S. Ответ необходимо дать самостоятельно, за заимствованные из интернета работы или части ответа будет существенно снижена оценка.


Ответ на задание
1. Первичная предварительная гипотеза с точки зрения системного семейного подхода.

Согласно принципу стереоскопичности диагноза, нужно исследовать психологические особенности семьи с позиций всех ее членов, которые участвуют в конкретной ситуации. То, как каждый член семьи понимает семейные отношения и семейные взаимодействия, определяет его поведение. 
Предположим, что семья испытывает кризис включение детей во внешние и социальные структуры.

Учитывая возраст родителей, протекание семейного кризиса может осложняться личностным кризисом середины жизни родителей.

Предложенная ситуация показывает признаки данного кризиса:

- трудности адаптации мальчика к новым социальным условиям проявляются в нежелании посещать школу;

- проявления соматизации в частой заболеваемости;

- перевернутая иерархия через поведенческие проявления в капризах и истериках мальчика;

- наличие ссор супругов на фоне прохождения адаптационного периода ребенка;

- можно предположить чувство усталости супругов, оно наблюдается в том, что мама жены иногда забирает мальчика из школы, гуляет с ним.

2. План диагностической работы с данной семьей.
1) Выдвинуть терапевтические гипотезы.

2) Проверить выдвинутые гипотезы - провести тщательную диагностику для установления истинной проблемы.

Методики, используемые в работе с семьей:

- анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений - методика «Генограмма» (М. Боуэн);

- выявление уровня сплоченности семьи (длины психологической ди­станции) - методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Порт-нер, И. Лави, в адаптации М. Перре);

- анализ ролевой структуры семьи - методика «Ролевые ожидания и при­тязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модифика­ции А. В. Черникова);

- выявление уровня удовлетворенности браком - методика «Удовлетво­ренность браком» (В. В. Столин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко);

- исследование детско-родительских отношений - методика «Анализ се­мейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), мето­дика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (Е. Шефер и К. Белл, в адаптации Т. В. Нещерет и Т. В. Архиреевой), опросник «Вза­имодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская), методика диагно­стики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), тест «Диаг­ностика эмоциональных отношений в семье» (Е. Бене и Д. Антони, под общей редакцией А. Г. Лидере и И. В. Анисимовой);



- исследование семейных отношений — проективные рисуночные мето­дики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».

На этапе диагностики так же целесообразно получение информации от всех чле­нов семьи по поводу сложившейся ситуации. 
Таким образом, проведенная расширенная диагностика с использованием представленных методик, позволит проверить выдвинутые гипотезы.