Файл: Дисциплина Семейное психологическое консультирование Практическое задание 2, Модуль 2.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 497
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Психологическое консультирование. Организация эффективного консультативного взаимодействия (340)_new
Дисциплина: Семейное психологическое консультирование
Практическое задание 2, Модуль 2. Методы психологического обследования семьи
Выполнил:
слушатель Буренок Татьяна Анатольевна
Преподаватель:
Русакова Наталия Васильевна
г. Москва – 2023
Практическое задание 2
За психологической консультацией обратилась семья из 3 человек: мать 30 лет, отец 35 лет и сын 7 лет с жалобами на нежелание ребенка посещать школу, делать домашние задания, постоянные капризы и истерики по поводу учебы.
Из-за капризов часто опаздывает в школу. Мальчик учится в 1 классе, часто болеет, на уроках невнимательный, постоянно отвлекается, почерк небрежный, часто плачет, что не успевает работать в ритме всего класса. На этом фоне в семье участились ссоры.
Супруги состоят в браке 8 лет, семья проживает отдельно. Родители супругов живут в том же городе, периодически приходят в гости, мама жены иногда забирает мальчика из школы, гуляет с ним, но домашние задания с ней делать он отказывается.
Сформулируйте первичную предварительную гипотезу с точки зрения системного семейного подхода.
Составьте план диагностической работы с данной семьей (перечислите методики, которые могут проверить семейную системную гипотезу).
Критерии оценки:
1 балл присваивается за правильное оформление практического задания (наличие титульного листа, перед ответом точно сформулировано задание, текст ответа выделен другим цветом).
4 балла присваивается за верно сформулированную терапевтическую гипотезу с точки зрения системного семейного подхода (стереоскопический диагноз).
20 баллов присваивается за правильно выбранные и названные в достаточном объеме методики.
P.S. Ответ необходимо дать самостоятельно, за заимствованные из интернета работы или части ответа будет существенно снижена оценка.
Ответ на задание
1. Первичная предварительная гипотеза с точки зрения системного семейного подхода.
Согласно принципу стереоскопичности диагноза, нужно исследовать психологические особенности семьи с позиций всех ее членов, которые участвуют в конкретной ситуации. То, как каждый член семьи понимает семейные отношения и семейные взаимодействия, определяет его поведение.
Предположим, что семья испытывает кризис включение детей во внешние и социальные структуры.
Учитывая возраст родителей, протекание семейного кризиса может осложняться личностным кризисом середины жизни родителей.
Предложенная ситуация показывает признаки данного кризиса:
- трудности адаптации мальчика к новым социальным условиям проявляются в нежелании посещать школу;
- проявления соматизации в частой заболеваемости;
- перевернутая иерархия через поведенческие проявления в капризах и истериках мальчика;
- наличие ссор супругов на фоне прохождения адаптационного периода ребенка;
- можно предположить чувство усталости супругов, оно наблюдается в том, что мама жены иногда забирает мальчика из школы, гуляет с ним.
2. План диагностической работы с данной семьей.
1) Выдвинуть терапевтические гипотезы.
2) Проверить выдвинутые гипотезы - провести тщательную диагностику для установления истинной проблемы.
Методики, используемые в работе с семьей:
- анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений - методика «Генограмма» (М. Боуэн);
- выявление уровня сплоченности семьи (длины психологической дистанции) - методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Порт-нер, И. Лави, в адаптации М. Перре);
- анализ ролевой структуры семьи - методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А. В. Черникова);
- выявление уровня удовлетворенности браком - методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко);
- исследование детско-родительских отношений - методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (Е. Шефер и К. Белл, в адаптации Т. В. Нещерет и Т. В. Архиреевой), опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская), методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е. Бене и Д. Антони, под общей редакцией А. Г. Лидере и И. В. Анисимовой);
- исследование семейных отношений — проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».
На этапе диагностики так же целесообразно получение информации от всех членов семьи по поводу сложившейся ситуации.
Таким образом, проведенная расширенная диагностика с использованием представленных методик, позволит проверить выдвинутые гипотезы.