ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сергей Михайлович Слонимский (12 августа 1932, Ленинград — 9 февраля 2020, Санкт-Петербург — советский и российский композитор, пианист, музыковед, педагог, профессор.
Народный артист РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки (1983) и Государственной премии РФ (2002). Член Союза композиторов СССР с 1957 года. Действительный член Российской академии образования (с 1993 года).
Автор 34 симфоний, восьми опер (среди которых Виринея, Мастер и Маргарита,Мария Стюарт, Король Лир, Гамлет…), трёх балетов (Икар, Принцесса Пирлипат, Волшебгый Орех), камерной и вокальной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам.
Хоровое искусство России невозможно представить без Сергея Михайловича, ведь хоровые произведения занимают значительную часть его творчества. Обратился к этой сфере он в 1962-63г в процессе над кантатой «Голос из хора» и на протяжении всей жизни писал музыку для хора (Отче наш 2019г).
Специфика каждого жанра, в котором работал композитор, преломлялась с учетом современных музыкальных тенденций, в те годы многое определял фольклор и сфера авангардных исканий. Этот путь, открытый в творчестве Мусоргского и продолженный Стравинским и Прокофьевым, для Слонимского стал определяющим.
1. Одним из направлений композиторских исканий стал фольклор. Он много участвовал в экспедициях, Четыре русские песни –уж вы ветры (сл. народные) (стилизация под протяжную песню –медитацию).
Обращение композиторов к фольклорным традициям имеет определенные особенности. Выделяются два основных принципа преломления фольклора в композиторском творчестве. Первый принцип – это внедрение цитат народных мелодий, которые при этом подчиняются стилистическим особенностям музыкального языка композитора, использующего всевозможные приемы развития и преобразования в соответствии с индивидуальным композиторским мышлением. Второй принцип основан на средствах развития музыкального языка композитора, источником которых является фольклор, в данном случае музыкальный язык фольклора осваивается творческим мышлением композитора. Таким образом, в основе лежит не
использование существующих народных тем, а применение принципов формирования стиля, тематизма, музыкального развития на основе фольклорных интонаций.
2. Самыми разнообразными красками представлена любовь композитора к родному северу и к родине (Два северных пейзажа –«Упрямый ветер», сл. Вс. Рождественский»), здесь же мы видим излюбленный прием композитора- сложные ассиметричные размеры и переменные размеры.
3. Хоры Слонимского отличаются интонационной сложностью, но при этом они очень мелодичны. В хоре «В небе тают облака» сл. Ф Тютчева.
4. Он обращался к таким поэтам, как Лермонтов, Тютчев, Рождественский, Мандельштам, Окуджаве, Фету и к Пушкину – два хора «Вакхическая песня».
5. Обращался к крупным хоровым сочинениям (кантаты Песни вольницы, Голос из хора, Песнь песней, реквием). Тихий дон- концерт для смеш хора на сл. старинных казачьих песен (по роману Шолохова»).