Файл: шпоры по экономике.doc

Добавлен: 02.02.2019

Просмотров: 2491

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Предмет и методы экономической теории. Предмет экономической теории - это экономические отношения между людьми. Политическая экономика сложилась как наука, в центре внимания которой находится изучение социальных экономических отношений между классами и соц. Группами. Из предмета науки были практически исключены те организационно-экономические связи между людьми, которые являются общими для всех эпох и стадий. В результате отделения виды исторически проходящих соц.-эконом. Отношений не соединялись в единый исторический поток. В совершенно противоположном направление развива­лась экономическая теория на Западе. во главу угла в ″экономикс
″ поставили универсальные прлоблемы экономической организации и технологии, составляющей основу любого обществв выделяют три основные организационные проблемы: 1. Что необходимо производителю. 2 Как будут создаваться продукты. 3 Для кого предназначаются блага. С 90-х гг. 19 в. До 60-х гг. 20 в. в экономической теории сложились две несимметричные трактовки её предмета. Сейчас мы не можем назвать современной экономической терией только одно из прежних двух её направлений. Нынешняя теория призвана органически соединить лучшие достижения политэкономии и новоклассицизма. В экономичес ких процессах можно обнаружить два своеобразных сил отношений между людьми. Перваи из них поверхностный внешний, второй- внутренний, скрытый от наружного наблюдения. Изучение внешних видимых эконо­мических отношений доступно каждому человеку. Поэтому у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственно знании хоз. Жизни. Также в экономической теории применяется два противоположных, но взаимосвязанных философских метода: метафизика и диалектика. Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Экономическая теория полнее отражает действительность, когда берёт на вооружение диалектику - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления.

2 . Производство и его роль в жизни общества. Производительные силы и производственные отношения. Производство - это целесообразная деят. людей, направ. на удовлет. их потребностей. В этом процессе взаимод. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПР-ВА: ТРУД, КАПИТАЛ, ЗЕМЛЯ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Результатом пр-ва явл создание матер и нематер благ. Т.О. пр-во надо более охарактеризовать категории потребностей, блага и факторов пр-ва. Потребности-состояние неудовл или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние заставляет предпринимать опред. усилия. В соврем эк потребности делятся на ПЕРВИЧ­НЫЕ и ВТОРИЧНЫЕ. Под первичными хар-ся потребность в еде, питье, одежде и др. Вторичные - потребности в образовании, искусстве, развлечении и др. Благо-средство удовлет. потребности. Факторы производ­ства (капитал, труд, земля, пред-во) Капитал-это блага высшего порядка (так хлеб явл благом низшего порядка, так как он удовлет потребности в еде непосредственно). Классификация благ, так же, как и потребно­стей, отлич. большим различием. Но здесь блага низшего и высшего порядка именуется как прямые и косвенные или как предметы потребления и средства пр-ва. В данном случае под капиталом подразумивается средство произ-ва. Производственная ориентация – это объетивно складывающиеся отношения м/у людьми в процессе произ-ва, рапределении обмена и потребности материальных благ. Это необходимая сторона общ. пр-ва. В произ-ве люди вступают в отношения не только с природой. Они не могут производить, не соединясь известным образом. Производственная ориентация – это общ. форма развития произв. сил. Каждому способу пр-ве присуща своя деловая совокупность пр. отношений. Она образует единую систему. Системность – важное св-во произв. отношений. Единство системы произв. отношений опред-ся их общей социально-эконом. природой и взаимосвязями. Отношения складыв. в процессе непосред. пр-ва оказывают решающее воздействие на все остальные произв. отношения. Это положение имеет принципиальное эк. значение. При этом важное место в пр-ве занимает отношения по поводу экономии рабочего времени. Экономия времени хар-ет рост произ-ти труда, отражает власть общества над силами природы. Различают обществен-произв и технико-эк. Первые, представ отношения м/у людьми по поводу присвоения результ пр-ва. Вторые возникают в процессе орг-ции пр-ва разделение труда, спец. Произв. силы – система личных и технич элементов осуществ “обмен веществ” м/у человеком и природой в процессе общ пр-ва. Пр. силы выражают активное отношение людей к природе, заклю. в матер. и духовные освоения. Пр. силы образуют ведущую сторону способа пр-ва. Каждой ступени соответствуют опред. произв. отношение. В процессе всего развития произ-ные силы приходят в противоречие с существующими произвоственными отношениями. В структуре произ­водственных сил выделяют: 1) люди участники пр-ва; 2) материально веществ. факторы пр. сил; 3) Земля. Тенденции развития произв. сил: а) рост вооруж. работника средствами пр-ва; б) интеллектуальное и прфессиональное развития работника; в) переворота в технологии. Факторы: 1) средняя степень искусства; 2) уровень развития науки; 3) обществ. наблюдения произв. процесса; 4) размер и эффективность средств пр-ва. Общий закон развития произв. сил состоит в том, что материальные основы могущества каждой последующ. формы произ. сил зарождается и развив. в рамках предыдущей формы.


3. Спрос и предложения. Факторы их определяющие. Эластичность спроса и предложения. Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Закон спроса выражает: а) обратную зависимость м/у ценой и покупаемым колич. товаров; б) убывания спроса на данный товар или услугу. Согласно закону С., при прочих равных условиях кол-во покупаемых товаров и услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньше кол-во товаров или услуг будет куплено потребителями. Если цена растет, то объем продаж снижается и наоборот. Зависимости подобного хар-ра возникают, например, когда рынки дефицитны (нехватка товаров), то цены на товары будут расти. Напротив, когда на рынке больше товаров и услуг, то их реализация возможна лишь при условии снижения цен.

Закон спроса отражает и др. важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение кол-ва продаж товара происходит не только вследствие роста их цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса приходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара приносит потребителю сравнительно меньшую пользу. Предложение – это другая, не менее существенная сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость м/у ценой и колич. товаров. Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправлено если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров. И наоборот, если цены снижаются, то и предложение будет также сокращаться. Основным ведущим фактором здесь выступает цена. Но каждому из множества товаров цена свидетельствует о необходимости либо сокращения, если спрос меньше, либо увеличения, если спрос больше. От уровня цен предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров и наоборот. Предложение товаров – это сложный процесс, требующий соответ. вознагрож. орг-ции, собственного выпуска или переориентации при необходимости в соответствии с потребностями. Предложение имеет смысл тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. Эластичность – использ. для измерения соотношения взаимообсл. переменных: цен и кол-ва. В практике могут иметь место по меньшей мере 5 вариантов ценовой эластичности спроса: 1) спрос эластичный, когда при незначит. повышениях цены объем продаж сущ. возрастает; 2) спрос имеет единичную эластичность, когда 1% изменения вызывает 1% изменение продаж; 3) спрос неэластичен; 4) спрос, бесконеч. эластич., когда есть одна цена, по которой покупатель вынужден покупать; 5) спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксирован­ное кол-во товаров, независмо от его цены. Следовательно, когда процент снижения цен вызывает такое увелич. процента продаж, что общая выручка возрастает, то эластичность спроса приобретает смысл положи­тельного коэффициента. При единичной, когда коэффициент равен еденицы, снижение цен в точности компенсируется таким объемом продаж, который не меняет торговую выручку. В случае неэластичности спроса снижении цены вызывает настолько незначительное увеличен. продаж, что общая торговая вырука снижается. Эластичность предложения – хар. относительные изменения цен и их кол-ва. Интенсивность этих изменений также различна и могут иметь следующие ситуации: 1) эластичность предложений; 2) предложение единичной эластичности; 3) неэластичность предложений. Ценовая эластичность продаж выступает как прямая линейная зависимость м/у эк. переменными показав. процентное изменение цены и объема товаров. При единичной эластичности предложений 1% увеличения цены вызывает 1% увеличение их предложения следовательно коэффициент равен единицы. При эластичном предложении, 1% увеличение цены вызывает увеличение предложения больше чем 1%. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает воздействие на увеличение предложений. Показатели эластич. предложения подтверждают весьма важную закономерность в течении длительного периода времени, когда спрос уже приспособился к возросшей цене, эластичность предложения способствует установлению нормальной цены равновесия.


4. Государственный бюджет. Причины дефицита бюджета и пути его преодоления. Центральное место в финансовой системе занимает госуд., бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует прави­тельство для финансирования своей деятельности. За счет него содержится армия, полиция, значит. часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на эконом. процессы. В силу своего особого положения гос бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой и ситемы, оказывая при необходимости “помощь”. Она производится, как правило путем передачи денежных средств из центрального гос фонда муниципальным финансовым фондом, фондом гос предприятия и специальным правительственным фондов. Гос бюджет состоит из 2-х взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности гос-ва. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные средства. В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, ролью гос-ва в экономике. Источником госбюджета яв-ся: 1.Прямые и косвенные налоги. Они составляют 50-90%. Самыми крупными яв-ся подоходный налог, налог на прибыль, НДС.2.Гос займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации госуд ценных бумаг «облигаций».3.Эмиссия «выпуск» бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемые доходами нельзя обеспечить финансирование расходов, т.е. когда расходы>доходов. Каждое правительство стре­мится к тому, чтобы доходная часть равнялась расходной. Соответствие наз «балансом доходов». В реальной действительности расходы превышают доходы. Такое состояние наз бюджетным дефицитом. Его возник­новение обуславливается многими причинами: 1.Спад обществ произ-ва. 2.Завышенные расходы, возросли затраты на оборону, рост теневого сектора. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. Если по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, имеют дефи­цитный бюджет. Все зависит от причин его возникновения и направления расходов. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, то в будущем рост производства возместят затраты. Если же правительство не имеет четкой программы эконом развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью «финансовых дыр», субсидирования нерентабель­ного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов, главным из которых – усиление инфляции. Для покрытия дефицита бюджета прибегают к кредитам Центробанка, а также гос.займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг – государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Если покрытия дефицита осуществляется таким спосо­бом постоянно, то это приведет к банкротству государства, и свидетельствует безразличие правительства к будущему поколению. 2 способ: это ужесточение налогообложения. Есть 3 способ – «». он создается посред­ством создания резервов коммерческих банков.


5.Товар и его свойства.Величина стоимости товара . Закон стоимости. В условиях товарного производства продукты труда принимают форму товара. Свойство любого товара – потребительская стоимость (полезность или способность вещи удовлетворять какую-то потребность человека) . Обладает и предметы потребления , средства производства. Потребительской стоимостью обладает и блага созданные природой (вода , плоды) и блага созданные человеком. Блага и услуги принимают товарную форму, которые созданы трудом человека. Для других людей поступаеют в их потребление на основе обмена(купля). Изделия , дотсающиеся другим людям бесплатно , не являются товаром. Другие свойства товаров – способность обмениваться гна другие полезные вещи в определенных пропорциях . Свойства называются меновой стоимостью. В алгебраической форме xА=yВ=zC=… . Где АВС – полезные вещи xyz- количественные пропорции обмена. Товар – созданное трудом общественное потребительская стоимость, предназначенная для эквивалентного обмена на рынке на другие товары. Обмен не возможен без равенства, а равенство без соизмеримости(Аристотель). Стоимость представляет собой общественный труд, заключающихся в товарах. Благодаря стоимости все товары становятся качественно однородными (в них заключен одинаковый общественный труд) и количественно сопоставимыми на рынке. Стоимость выступает внутренним содержанием меновой стоимости (форма в которой проявляется стоимость). Определение рыночной стоимости товара осуществляется общественно необходимым рабочим временем(содержание закона стоимости). В соответствии с законом обмен на рынке происходит в соответствии с общественно необходимыми затратами труда на производство товаров. Из- за экономической обособленности производителей на рынке не известно , сколько времени потребуется на производство . Применяя не прямой учет затрат рабочего времени, а косвенный измеритель таких затрат- деньги. Закон стоимости в рыночной практике проявляется как закон цен. Закон стоимости управляет развитием товарного хозяйства. Выполняются функции: 1) Регулирует распределение ресурсов по отраслям и сферам производств в целях личного удовлетворения многообразных общественных потребностей 2)Стимулирование развития производств в силу общества. 3)Оздаравливает товарное хозяйство, избавляясь чисто экономическими методами от неэффективного хозяйства, предаая экономическим антизатратам характер .

6. Государственное регулирование экономики и его причины, и цели. Говоря о регулирование рыночной экономики, следует прежде всего отметить, что она может осуществляться двумя существенно различными группами методов: негосударственными и государственными. Негосударственные методы регулирования связаны с различными ассоциациями и соглашениями о рынках сбыта и ценах, а также с банками, товарными и фондовыми биржами, ярмарками, центрами оптовой торговли. Большими возможностями в регулирование рынка в современных условиях обладает и система маркетинга. Важное средство регулирования рынка—хозяйственные договоры между субъектами, предполагающие фиксированные обязательства каждой стороны и согласованные жесткие санкции за их нарушение с эффективным механизмом контроля. Однако было ошибкой полагать, будто рынок способен решить все возможные экономические проблемы даже в условиях системы свободной конкуренции, в которой механизм саморегулирования работают с наибольшей эффек­тивностью. Поэтому важнейшую роль в корректировке и дополнении рыночного механизма играет государства всегда вмешивалась однако степень этого вмешательства в различные периоды развития рыночной экономики не одинаково. Были времена, когда его экономическая роль оставалась мало заметной. В 30-е годы государство приступило к систематическому макроэкономическому регулированию, значительно расши­рило свое влияние на хозяйственную роль. Что касается Казахстана, то она переживает крайне сложный период формирования рыночных отношений, соответственно, радикального изменения экономической роли государства. В минимально степени государство вмешивается в рыночную экономику при свободном рынке но и здесь существует три проблемы решение которых оказывается вне приделах в достигаймости 1.система свободного предпринимательства не в состоянии снабдить экономику нужным количеством денег.2.рыночная система удовлетворяет лишь те потребности которые воплощаются в спросе однако не всякая потребность может быть измерена в деньгах, выраженная через спрос и, удовлетворенна рыночными спросами. 3.рынок не может контролировать возникающие в ходе экономической деятельности «внешние по отношению к рынку эффекта», то есть изменения благосостояния. Государственное регулирование связано также с высокой дифференциации доходов рынок признает только один вариант распределения он должен соответствовать от вложения факторов производства. Со временем произошло расширение экономических функции государства, которая активно включилась в пере распределение доходов. Без вмешательства государства рыночная экономика не в состоянии противостоять инфляции и спадам деловой активности. Экономические государства включают два способа. 1.сохранение рыночного механизма условие нормальной работы. 2.решение экономических и соц. Проблем. В странах рыночной экономики важнейшую роль принимаемых хозяйственных решений. Важнейшая метод государственного регулирования экономики является разработка правовых норм, в котором реализуется законодательная функция государства. Важнейшее место в регулирование рыночной занимает плановая деятельность государства. Составные элементы планирования—долгосрочные прогнозирование индикативное планирование соц.—эконом. Развитие выявление выработка концепции решение ключевых проблем развитие эконом. Существенно усиливается роль государства в социальной сфере в связи с чем происходит развитие соц. Функции государства в регулирование рыночных функций государства. Государства должно ограничивать чрезмерную дифференциацию производителей. Среди отработанных мер в этой области прогрессивная налогообложение крупных доходов, установление социально низких цен на товары развитое трудовое законодательство.


7. Необходимый и прибавочный продукт. Простое и расширенное производство. Прибавочный продукт возникает на определенной степени развития человеческого общества, когда становится возможным создать больше благ, чем их требуется, для существования работника и продолжения его рода. Появление прибавочного продукта явилось результатом и в тоже время источником общественного прогресса. Результатом вновь приложенного в определенный период времени живого труда в рамках общественного производства выступает чистый продукт общества, который состоит из необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт – продукт требующийся для нормального воспроизводства рабочей силы. Он покрывает затраты на питание, одежду, содержание жилища, на удовлетворение сложившихся культурных и социальных потреб­ностей, содержание, воспитание детей и т.д. . Если прибавочный продукт используется самими производителями на цели личного потребления, то имеет место простое воспроизводство. Факторы производства не претерпевают изменения. Если размеры производительного продукта в каждом последующем цикле возрастают, то правомерно говорить о существовании расширенного воспроизводства которое осуществляется за счет использования части прибавочного продукта на расширение или качественное совершенствование факторов производства.

8. Банковская система. Виды банков и их функции в рыночной экономике. Гл. назначение Б.-собирать, накапливать, создавать, денежные средства и предоставлять их в кредит. Струк. Кредитных учреждений: цен­тральный банк, коммерческий Б., специальные кредитно-финансовые институты. Центральный Б – главное положение, гос. предост. монопольное право эмиссии банкнот. Коммерческие банки кредитуют произв. предприятия за счет средств, привлеченных ими в виде вкладов, осуществляется расчеты между предпринимателями, занимающиеся фондами, комиссионными валютными операциями. Операции комм. Банков пассивные и активные, могут заниматься посредническими операциями по поручению клиента на комиссионной основе и доверительными опер. (управление имуществом и ценными бумагами). Специальные-кредитно финансовые институты –пенсионные фонды, страховые компании инвест банки, судно-сберегательные ассоциации. Осуществляют определенные виды финансово-кредитные опер. Инвест Банк занимается финансиро­ванием и долголсрочным кредитованием капитало влажения, образуют рынок инвестиций. Ипотечные Б- предоставляют ссуды под залог недвижимости . Экспортно-импортные-кредитуют внешние торг.,видут расчет с иностранными фирмами. В кредитную систему входят сберегательные Б. Сбер Б-разновидность сберегательных учреждений наряду со сберегательными кассами и другими спец. кред.учреждениями. Банки находятся на коммерческом расчете и стремятся получить за свои услуги большую массу и норму прибыли. Они устанавливают процент по вкладам на уровне ниже того, который сами получают за представление ссуды. Разница между суммой полученных и уплаченных процентов составляет валовую прибыль банков. Часть валовой прибыли Б идет на покрытие его издержек, оставшаяся часть составляет чистую прибыль Б. Отношение чистой прибыли к собственному капиталу Б наз нормой Б-прибыли. При переходе к рынку, гос спец Б реорганизуются в акционерные, возрастает роль нац. Б. Б операции делятся на пассивные опер, с помощью которых образуются банковские ресурсы и активные посредством которых Б размещают эти ресурсы. Б ресурсы включают собственные капиталы Б и депозитов, принимаемые у клиентов. Собственный капитал- акционерный первоначальный капитал, резервы и накопления прибыли. Депозиты: срочные, до востребования. Активные опер Б вкл срочные и бессрочные ссуды, которые Б выдают своим клиентам. Активные опер делятся: вексельные, фондовые, подтоварные.