Файл: шпоры по экономике.doc

Добавлен: 02.02.2019

Просмотров: 2502

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25. Эффективность производства: ее критерии и показатели. Важнейшая характеристика производства – эффективность. В самом общем виде эффективность можно определить как отношение между результатом и затратами на этот результат. Если предприятие осуществляет свою деятельность с минимальными затратами всех факторов производства, то принято говорить об эффективности производства данного хозяйственного субъекта. Другими словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина, в которой воплощен результат хозяйствования, тем выше эффективность. Эффективность производства в большей степени зависит от технологического выбора производства. Технология выражает взаимодействие между основными факторами производства, а также открываемые наукой и практикой способы воздействия человека на предметы труда, основанные на механических, физических и химических свойствах средств производства. Постигая все неизвестные ранее свойства вещей, люди овладевают секретами изготовления новых видов продукции, приме­няют новые прогрессивные технологии, используют качественно новые материалы. Это в свою очередь предъявляет новые требования и к рабочей силе, квалификации работников. Одновременно изменяется органи­зация производства, обеспечивающая единство, слаженность, функционирование всех его факторов, взаимодействие участвующих в нем людей. Углубляется разделение труда, отраслевая дифференциация обществен­ного производства, усложняется его структура, получают развитие такие формы организации, как специализация и кооперация, происходит концентрация производства. Налаживание более гибкой и сложной системы организации отношений становится все более важным фактором развития производства. Продукт в определенной форме характеризует результат производства, его эффект. Соизмерение результатов производства с затратами общественного труда на их получение характеризует эффективность производства: она показывает отношение массы созданных и признанных обществом потребительских благ к совокупным затратам живого и общественного труда или факторов, израсходованных в процессе производства. Эффективность=Результаты производств (продукт)/Затраты факторов производства. Эффективность – важнейшая характеристика производства. Именно рост эффективности, получение большего результата при меньших затратах характеризует экономический прогресс общества в условиях ограниченности ресурсов.

26. Сущность и основные концепции маркетинга. Теория маркетинга зародилась в США как реакция на обострение проблемы реализации и охватывала только сферу сбытовой деятельности. Сфера производства не входила в предмет маркетинга. В 40-50 г. маркетинг сомкнулся с теорией управления и стал составной частью менеджмента. Ведущий специалист в области маркетинга Ф. Котлер определяет его как вид человече­ской деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Процесс управления маркетингом предполагает:1.Анализ рыночных возможностей, который проводится с целью сбора информации о рынке.2.Отбор целевых рынков предполагает ориентацию на конкурентные товары и конкурентных покупателей. Он включает 4 этапа: измерение; прогнозирование спроса; отбор сегментов рынка; определение товара на рынке. 3.Разработка комплекса маркетинга предполагает анализ 4 основных групп факторов маркетинга: товара, цены, методов распространения товаров, методов стимулирования сбыта товаров. 4.Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий предполагает наличие налаженной системы планирования, организации и контроля маркетинга. Внутри фирменное планирование маркетинга имеет 2 уровня: стратегия планирования фирмы и планирование маркетинга. Первое предполагает поддержание стратегического соответствия между целями фирмы и ее шанса в сфере маркетинга. Второе содержит планы в отношении каждого отдельного производства, товара или товарной марки фирмы. Организация маркетинга зависит от масштабов фирмы: в небольшой фирме работает 1 человек, в крупной – отдел марке­тинга. Функции работников соответствуют содержанию функций маркетинга: ответственный за товар, группу, за сегмент рынка и т.д. Контроль имеет целью убедиться в достижении намеченных результатов. В процессе контроля нужно получить ответы на 4 вопроса: Чего мы хотим достичь? Что происходит? Почему так происходит?Что надо сделать для исправления положения? В период становления рыночных отношений использование фирмами маркетинга приобретает весьма важное значение. Маркетинг – 1) это система организации деятельности предприятия, основанная на всестороннем изучении рынка, соответствующего потреб­ностям рынка производства товаров, их продвижению на рынок сбыта; 2) это раздел экономической теории, исследующий проблемы реализации товаров.


27. Виды налогов и методы налогообложения. Налог – обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плетельщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения образуют налоговую сумму. Налоги бывают 2 видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд зарплаты и рабочую силу (социальные налоги); поимущественные налоги; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, из называют прямыми налогами. Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – во многих странах заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это налоги косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену с с/х-й продукции. Принципы налогообложения. 1.Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Так как возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференциальные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным.2.Налогообложение доходов должно носить однократный харак­тер.3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений в неизбежности платежа. Системы штрафов и санкций должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов будет менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами. 4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 5.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. 6.Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП – этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.


28. Сущность и социально-экономические последствия инфляции. Инфляция - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако данную трактовку нельзя считать полной. Инфляция не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порож­даемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой один из наиболее острых проблем современного развития экономике во многих странах. Причины инфляции. Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешнее проявление инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия. Основные силы инфляции. Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные расходы; связаны с функциями современного государства. Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня зарплаты. Монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек. Инфляция не может быть оценена однозначна. И. имеет как негативные, так и позитивные последствия. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустой­чивость в стране. Последствия инфляции. Инфляция ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех звеньях – как в сфере производства, так и в сфере обращения. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения. Рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности. Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых. Инфляция повышает уровень мировых цен. Рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции. Подрывая конкуренто­способность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешне торгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов. Не равномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют. Таким образом инфляция стала не только внутренней проблемой, но и основной разрушительной силой в международных валютных отношениях. Виды инфляции. 1.Открытая – характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен; сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.2.Подавленная – это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто появиться инфляции в росте цен. Внешне цены остаются стабильными, но т.к. масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.3.Умеренная – когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных це­нах.4.Галопирующая – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, деньги ускоренно материализуются; особенно опасна для народного хозяйства.5.Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, парализует хозяйственный механизм; разрушаются экономиче­ские связи, осуществляется переход к бартерному обмену. 6.Сбалансированная – цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными. 7.Несбалансированная – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.8.Ожидаемая и неожидаемая. Под ожидаемой понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особа опасна, чревата большими издержками адаптационного плана. 9.Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предприятия. Условия инфляции спроса: - рост спроса со стороны населения; - увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема; - рост государственных расходов. Инфляция предложения означает рост цен, спровоцирован­ный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Основными источниками является рост зарплаты и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей.


29. Виды рынка, его структура и функции. Рынок – это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность товаропроизводителей, свобода предприниматель­ства. Виды рынка и его структура. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков. Рынки квалифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования. 1.Рынок рабочей силы.2.Финансовый рынок обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, перспективные отрасли произ­водства. Разбивается на: денежный рынок – рынок краткосрочных кредитных операций, краткосрочных ценных бумаг; рынок капиталов – рынок средне- и долгосрочных ценных бумаг (акций и облигаций)3.Рынок средств производства.4.Потребительский рынок.5.Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предпри­ятий услугами, их качество и своевременность. 6.Рынок технологии. 7.Рынок духовных благ превращает в объект купли-продажи технологию и духовные идеи и стимулирует материально их рождение, распростране­ние, использование. Каждый элемент рынка имеет свое самостоятельное значение, но только тесное взаимодействие между ними приводит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства. Функции рынка. 1.Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. 2.Посредническая. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика, а продавец – подходящего покупателя. 3.Ценообразующая. На рынке формируется отражение общест­венной стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой. 4.Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономике и производства. 5. Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых хозяйственных единиц.

30. Натуральное хозяйство и товарное производство, его сущностные черты и виды. Самой элементарной формой организации экономики является натуральное хозяйство. Натуральное производство – такой его тип, при котором люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Естественной формой богатства является натуральный продукт – материальное благо, имеющее определенную потребительскую стоимость – полезность или способность вещи удовлетворять какую-то потребность человека. Натуральному хозяйству присуще черты, выражающие сущность организации экономики. Прежде всего натуральное производство – это замкнутая система организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы разобщенных хозяйств. Для натурального производства характерен ручной универсальный труд. Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением, т.е. они развиваются по формуле: «производство – распределение – потребление». В силу застойного состояния производственных сил и примитивной их организации законом развития натурального хозяйства является повторение производства в прежних размерах, т.е. медленное его развитие. Натуральное хозяйство является исторически первым типом экономической организации производства. Оно перестало быть господствующей формой производства организации при переходе к капиталистической экономике. Товарное производство – такой тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Оно появилось в результате общественного разделения труда, что привело к улучшению профессиональной подготовки работников и техническим новшествам. Другой причиной возникновения является хозяйственное обособление людей на изготовление какого-то продукта. Товарному хозяйству присущи характерные черты, которые противоположны натуральному производству. Товарное хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работ­ники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Далее, производство товаров основано на общественном разделении труда – одно из его преимуществ по сравне­нию с натуральным хозяйством. Наконец, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле: «производство – обмен - потребление». Рыночный обмен подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. Потребитель обладает свободой выбора полезных вещей – одной из форм экономической свободы. Товарное хозяйство - это такие организационно-экономические отношения, при котором полезные продукты создаются для их купли-продажи на рынке. В условиях товарного производства продукты труда прини­мают экономическую форму товаров.


31. Место Республики Казахстан в мировой экономике. Зарубежные экономические связи РК по книге Н. Назарбаева «На пороге XXI века». История так распорядилась, что Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой политики. На месте сверх державы появились новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось именно нашей стране. По капризу судьбы это внимание было вызвано не только нашей огромной территорией, имеющей колоссальные природные богатства, не только пестрым этническим составом населения, но в первую очередь это было связано с тем, что именно здесь оказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР. Это обстоятельство привело к тому, что название нашей республики замелькало в мировых средствах массовой информации. Незнание наших реалий поначалу вызвало формирование негативного образа К-на как исламского государства, обладающего ядерным оружием и угрожающего всему мировому сообществу. Этот негативный образ действовал и мешал не только нам, но и нашим будущим партнерам. 90-е годы – период коренной ломки прежних отношений в международных делах, период крайней нестабильности и появления новых «демонов» - региональных и внутренних войн, роста масштабов терроризма. Перед нами стояла не только задача налаживания международных связей, но и преодоления мощного негативного барьера, созданного некоторыми политиками и средствами массовой информации. Во-первых, показать, что на самом деле представляет собой наше государство. Во-вторых, обеспечить не только международное признание К-на, но и его безопасность, территориальную целостность. В-третьих, включиться в мирохозяйственные экономические связи. Тогда же началось становление нашей внешней политики. В тот период только личные контакты, переговоры с руководителями государств мира, ведущих экономических гигантов, международных организаций могли переломить ситуацию. Именно поэтому мне пришлось в особо напряженном ритме провести целую серию зарубежных поездок. В ходе этих визитов решались не только дипломатические проблемы. Нужно было заново создавать всю договорную базу межгосударственных отношений. А это – огромная и напряженная работа. Без подписания соглашений о дружбе и сотрудничестве, договорах об основах взаимоотношений не могли быть установлены деловые контакты. Мы добились того, что с первых дней нашей независимости многие развитые страны заключили с нами полномасштабные экономические соглашения, установили режим благоприятствования в торговле. Кроме того для многих К-н был землей неизведанной. Надо было представить его возможности, его народ, его потенциал, поэтому в состав наших государственных делегаций всегда входили депутаты, представители интеллигенции, ученые. Все они были свидетелями непростой работы при официальных визитах. Режим нашей работы за рубежом был почти круглосуточным. Мы присматривались к различным моделям экономического и политического развития. Необходимо было на месте разобраться в достоинствах и недостатках различных моделей модернизации, изучить возможности перенесения зарубежного опыта на казахскую почву. Вспоминая те годы, четко прослеживается, как на смену закрытости советского периода хлынула масса информации, порой необъективной, приукрашивающей различные модели положительного опыта с призывами внедрить его на нашей почве. Сегодня на лицо существенные достижения нашей дипломатии. К-н признан почти всеми странами мира как независимое государство, укрепляется его суверенитет, отсутствует реальная угроза вооруженного вмешательства во внутренние дела. Ядерный клуб дал нам гарантии безопасности и неру­шимости государственных границ. Подписано соглашение и юридически оформлена государственная граница между КНР и Казахстаном – это произошло впервые в нашей истории. Сегодня К-н широко известен в мире. Нам доверяют, к нам прислушиваются, нас приглашают посредничать в урегулировании конфликтов. К нам смело и мощно пошел мировой бизнес. Крупнейшие компании мира вкладывают свои средства в будущее нашей страны. Республике удалось избежать вовлечения в международные конфликты. Мы навсегда распрощались с ядерным оружием, первыми в мире закрыв ядерный полигон, и стремимся к миру и добрососедству со всеми государствами. В выступлении перед представителями нашего диплом корпуса 15.02.95. я еще раз выделил основные направления нашей внешней политики. Это - укрепление государственно­сти и независимости К-на; курс на модернизацию политики, создание рыночной экономики; обеспечение общественно-политической стабильности, без которой не может быть развития; гражданский мир; межнацио­нальное согласие; интеграция со странами СНГ и мировым обществом.