Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Федеральное Собрание Российской Федерации……………………………….. 3
2. Вопросы ведения Совета Федерации…………………………………………… 5
3. Порядок формирования Совета Федерации……………………………………………. 7
1. Федеральное Собрание Российской Федерации.
2. Вопросы ведения Совета Федерации.
3. Порядок формирования Совета Федерации.
4. Конституционные полномочия и функции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРАВОСУДИЯ»
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
Кафедра Государственно-правовых дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Конституционное правосудие»
«Конституционные функции и полномочия Совета Федерации.»
Выполнил:
Студент 5/22-102
очной формы обучения
Белоусов Ярослав Алексеевич
Преподаватель:
Кузнецов Александр Александрович
Дата предоставления работы
« »______________2022 г.
Краснодар. 2022
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Федеральное Собрание Российской Федерации……………………………….. 3
2. Вопросы ведения Совета Федерации…………………………………………… 5
3. Порядок формирования Совета Федерации……………………………………………. 7
4. Конституционные полномочия и функции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации…………………………………………………. 9
5. Список использованной литературы…………………………………………... 11
3
1. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ. В соответствии с Конституцией России ФС РФ — один из органов, осуществляющих государственную власть в РФ. ФС РФ организовано по бикамеральному принципу, т. е. состоит из 2 палат — СФ и ГД. Палаты различаются между собой по природе, порядку образования, составу, статусу, компетенции. СФ обеспечивает представительство субъектов РФ, выражает и отстаивает их интересы на федеральном уровне, а также является дополнительным «фильтром» на пути некачественных или излишне политизированных законов. ГД выражает интересы социальных слоев и групп.
В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования СФ устанавливается федеральным законом: члены СФ избираются (назначаются) соответствующими органами государственной власти субъектов РФ по установленной федеральным законом процедуре.
ГД состоит из 450 депутатов и избирается гражданами РФ сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов депутатов ГД устанавливается федеральным законом. В случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ, ГД может быть распущена Президентом РФ. При этом Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная ГД собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска. Согласно Конституции РФ депутатом ГД может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться и членом СФ, и депутатом ГД. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе и не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься др. деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
ФС РФ — постоянно действующий орган. Палаты ФС РФ заседают раздельно и являются организационно самостоятельными, однако могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ или выступлений руководителей иностранных государств. Каждая из палат принимает свой регламент; решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности; избирает из своего состава председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком соответствующей палаты; образует комитеты и комиссии; проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания. Депутаты ГД
4
образуют депутатские объединения (фракции и депутатские группы). Заседания палат являются открытыми, но в случаях, предусмотренных регламентами палат, СФ и ГД вправе проводить закрытые заседания.
[1]
Каждая из палат ФС РФ наделена собственными полномочиями в законодательном процессе. При этом в механизме взаимодействия палат содержатся своеобразные сдержки и противовесы, благодаря которым СФ имеет возможность «сдерживать» и «останавливать» решения, принимаемые ГД, а ГД — преодолевать эти процедурные препятствия.
1
5
2. Вопросы ведения Совета Федерации.
Определены Конституцией РФ. Для решения этих вопросов СФ наделен правом законодательной инициативы, в т. ч. правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. СФ рассматривает одобренные ГД проекты законов о поправках к гл. 3–8 Конституции РФ, одобренные ГД федеральные конституционные законы, а также принятые ГД федеральные законы. Обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира. Кроме того, право законодательной инициативы принадлежит также членам СФ.
К полномочиям СФ по участию в формировании государственных органов относятся: назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; согласование назначения и отзыва дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
К иным конституционным полномочиям СФ относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории; обращение с запросами в Конституционный Суд РФ.[2]
Отдельные полномочия СФ закреплены также федеральными конституционными законами и федеральными законами: назначение на должность и освобождение от должности первого заместителя и заместителя Генерального прокурора РФ, заместителя Генерального прокурора РФ –
Главного военного прокурора; назначение на должность Председателя Верховного Суда РФ, его первого заместителя и заместителя, утверждение судьи Верховного Суда членом Президиума Верховного Суда, Председателем или членом Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, назначение на должность Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителя, назначение на должность судей Экономического суда Содружества Независимых Государств2
6
(в соответствии с Соглашением стран – участниц Содружества Независимых Государств); назначение 10 представителей
общественности членами Высшей квалификационной коллегии судей РФ; назначение на должность 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ; лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и др.
7
3. Порядок формирования Совета Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определён в Федеральном законе от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Согласно Федеральному закону сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
К кандидату для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации установлено дополнительное требование, согласно которому кандидатом может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории данного субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно
8
предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.
Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа.