Файл: Контрольная работа на тему Философия как логика (Г. Гегель) по учебной дисциплине Философия Выполнил(а) Кошмуратов Б.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Философия как логика (Г. Гегель)
по учебной дисциплине:Философия
Выполнил(а):
Кошмуратов Б
Фамилия И.О.
Направление подготовки:
Прикладная Информатика
Форма обучения: заочная
Оценка:
____________________________
____________________________
Подпись Фамилия И.О.
“____”________________20___ г.
Омск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Краткая биография Гегеля
2. Философия Гегеля
2.1 Философия истории
2.2 Логика Гегеля
2.3 Философия природы
2.4 Философия духа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – выдающийся представитель немецкой классической философии. Главная заслуга гегелевской философии – диалектика, т.е. «учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи». Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.
Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания, метафизике, так как, по его мнению, явление не менее объективно, чем сущность. Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей, Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне реального ее применения как бесплодную схоластическую.
В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а хотел, прежде всего, найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.
Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.
Высшим моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.
Обладая энциклопедической образованностью, Гегель сумел достичь величайших обобщений на пути сведения к единому принципу различных отраслей человеческого знания. Аналогичных обобщений философия уже не могла осуществить после Гегеля. Его философия принадлежит к тому лучшему, что создало человечество в прошлом.
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ГЕГЕЛЯ
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. В Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника. В 1777-1787 гг. Гегель посещает латинскую школу и гимназию в Штутгарте. О многогранных интересах будущего философа мы узнаем по его обширным выпискам из прочитанных книг, дневникам и научным трудам. Гегель с большим старанием изучал литературу, историю, математику, философию, педагогику и т.д. Много времени отводил он ознакомлению с древнегреческой литературой, которую он читал в подлиннике. Уже тогда он высоко ценил Софокла, чьи книги он переводил на немецкий язык.
Из сохранившихся гимназических работ Гегеля заслуживают уважение две: «О религии греков и римлян» (1787) и «О некоторых характерных особенностях древних поэтов» (1788).
По окончанию гимназии Гегель поступил в Тюбингенский теологический институт, где с 1799 по 1793г. Прослушал двухлетний философский и трехлетний теологический курсы. Восторженно встретил революционные события во Франции. Позже Гегель так писал о Французской революции: «… это был великолепный восход солнца. Все мыслящие существа праздновали эту эпоху. В то время господствовало возвышенное, трогательное чувство, мир был охвачен энтузиазмом, как будто лишь теперь наступило действительное примирение божественного с миром».
В годы жизни в Берне (1793-1796) Гегель выступает как сторонник республиканской формы правления, отрицательно относится к господствовавшим тогда в Германии феодально-абсолютистским порядкам и к католической христианской религии, поклоняется античной демократии и проповедует необходимость активного вмешательства человека в общественную жизнь с целью ее изменения. Тогда он был противником политики примирения с действительностью. Такого рода настроения нашли отражения в двух рукописях: "Жизнь Иисуса" (1795г.) и «Позитивность христианской религии» (1795-1796гг.).
В 1797г. Гегель возвращается на родину и получает должность домашнего учителя. В последние годы столетия он продолжается заниматься политическими, историческими и философскими проблемами. К этому периоду относятся также занятия Гегеля английской политической экономией. Он пишет комментарий к сочинению Стюарта «Исследование принципов политической экономии». Как известно, английские экономисты оказали на философа сильное влияние, о чем свидетельствует «Философия права», где Гегель снова возвращается к классикам английской политической экономии. гегель философия история логика природа дух
Во Франкфурте Гегель постепенно расстается с мечтаниями о республике. Это связано с тем, что революционный подъем во Франции сменился спадом. Это связано также с тем, что философ теперь отходит от проповеди принципа активного вмешательства в общественную жизнь, который он выдвигал раньше. Гегель все больше склоняется к мысли о необходимости примирения с неотвратимыми законами исторической судьбы. Раньше он резко критиковал христианство за проповедь пассивности. Теперь он положительно оценивает христианскую религию. Интерес к социальной проблематике теперь также несколько снижается. Больше всего философа начинают занимать религиозно-этические вопросы.
Усиленно занимаясь философскими проблемами во время пребывания во Франкфурте, Гегель настойчиво стремился испытать свои силы в педагогической деятельности. Иенский университет для этого был наиболее подходящим местом: благодаря деятельности Рейнгольда, Фихте и Шеллинга Иена стала центром немецкой прогрессивной мысли той эпохи. В 1801г. Гегель переезжает из Франкфурта в Иену. За шесть лет пребывания в Иене Гегель развил энергичную преподавательскую и литературную деятельность. Здесь он читает лекции по логике, метафизике, истории философии, математике, пишет большое количество статей, где пытается обосновать систему объективно-идеалистической философии. В 1801 г. Гегель защищает диссертацию на тему «Об обращении планет».
Свою литературную деятельность Гегель начинает статьей «Различия между системами философии Фихте и Шеллинга» (1801).
Ввиду того, что наполеоновские войска оккупировали Иену, занятия в университете прекратились. Гегель вынужден был искать новое поприще для приложения своих сил. Благодаря протекции своего друга он получает должность редактора «Бамбергской газеты». Гегель полагал, что редактирование газеты даст ему возможность участвовать в политической жизни, Но из-за жесткой цензуры он вскоре стал тяготиться своей работой. При содействии все того же друга он получает место директора гимназии в Нюрнберге. Гегель остается на этой должности с 1808 по 1816г. Будучи директором гимназии, он создал самое значительное своё произведение - "Науку логики" (1812-1816), где дается систематическое изложение идеалистической диалектики.
После падения Наполеона и распространения реакции Гегель эволюционирует во взглядах, утверждая, что прусское государство устроено на разумных началах. В 1818г. Гегеля пригласили для чтения лекций в Берлинский университет, где он проработал до конца жизни. Научная и педагогическая деятельность в Берлинском университете (1818-1831) протекала интенсивно. Здесь он продолжает разрабатывать и совершенствовать свою философскую систему. Так, наряду с уже упомянутыми выше курсами по философии религии и философии истории Гегель читает лекции по логике, натурфилософии, антропологии, истории философии, психологии, философии права, эстетике. Гегелевская система в берлинский период получает полное завершение.
Жизнь мыслителя оборвалась неожиданно. Летом 1831г. В Германии распространилась эпидемия холеры. Гегель оказался одной из ее жертв: 14 ноября 1831г. великий мыслитель скончался. По желанию Гегеля он похоронен рядом с могилой Фихте.
2. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ
2.1 Философия истории
Свои воззрения на философию и ее историю Гегель изложил в «Лекциях по истории философии». Философию Гегель определяет как мыслящее рассмотрение предметов. Это означает, что философия ставит своей основной целью разработку логических категорий и подведение под них эмпирических данных. У Гегеля явно обнаруживается тенденция поставить философию над специальными знаниями, изобразить ее как «науку наук». Рассматривая вопрос о понятии истории философии, Гегель отмечал наличие в этом понятии противоречия: философия стремится познать истину, т.е. нечто неизменное, а история дает нам изображение ряда минувших образов познания. В целях разрешения этого противоречия Гегель вводит понятие развития и понятие конкретного. Развитие есть движение от потенциального состояния к актуальному; конкретное – это «единство различного», «единство различных определений». Отсюда делается важнейший вывод: «…история философии есть по своему существу внутренне необходимое, последовательное поступательное движение». История философии есть, следовательно, закономерный процесс развития, а не простой перечень различных мнений. Все философские системы необходимо внутренне связаны.
Каждая философская система есть изображение особой ступени в процессе развития идеи, т.е. ограничена историческими условиями познания и в то же время содержит момент абсолютного. Следовательно, история философии представляет собой поступательное движение к абсолютной истине.
Философию, таким образом, Гегель рассматривает как находящуюся в становлении. В этом становлении она выкристаллизовывает одну категорию за другой. Этот процесс воплощается в закономерно сменяющих друг друга философских системах. Каждая философская система, по Гегелю, постигает какую-то одну из ступеней абсолюта и выражает ее в какой-либо категории, центральной для данной философской системы. Всякое новое философское учение выдвигает не только новый, но и более высокий и конкретный принцип. Преодолевая недостатки предшествующего философского учения, новая система сохраняет ее рациональные моменты и более глубоко и обстоятельно раскрывает абсолютное. Поэтому философские системы прошлого не опровергаются полностью, а опровергаются лишь их односторонние выводы, их претензии на окончательное определение абсолюта; их же рациональное содержание сохраняется и входит в более высокую философскую систему.
Все эти соображения Гегеля, имеющие глубокий смысл, опираются у него на идеалистическую основу. Действительный историко-философский процесс идеалист рассматривает как следствие деятельности духа. У него субъектом и объектом познания выступает сам дух, развивающийся в силу лишь внутренних противоречий. Это как раз и вносит искажения в понимание Гегелем истории философии как в целом, так и в частностях. Гегель, например, упрощенно понимает прогресс в истории философии. Упрощение вопроса объясняется тем, что у Гегеля связь философии с эпохой представляется слишком прямолинейно.
На самом деле эта связь опосредуется классовой борьбой, развитием конкретного знания, философской традицией и т.д., у Гегеля же эпоха находит прямое адекватное выражение в философской мысли. Заканчивается история философии Гегелем тем, что свою философскую систему он объявляет конечным пунктом развития философской мысли. Им самим провозглашенный принцип развития, таким образом, разбивается о его догматическую систему.
Философия истории – важнейшее звено учения Гегеля. Здесь прежде всего находит свое оправдание и применение диалектическая логика, в частности идея тождества противоположностей. В эпоху Гегеля исторический процесс только начинал складываться как единый, глобальный, как всемирная история, наиболее драматические события, которой были еще впереди. В эпоху Гегеля знание о прошлом делало только первые шаги