Файл: Занятие 1 по теме 2 Телевизионная программа как единица телевещания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие №1
по теме №2 «Телевизионная программа как единица телевещания»
В основе любой деятельности лежит удовлетворение человеком его различных потребностей. Социальные потребности в информировании аудитории, государственном, идеологическом управлении массами и выработке мировоззрения и мироотношения рождают журналистику как средство отражения и формирования общественного мнения, воздействия на умы и чувства людей с определенными целями, которые провозглашаются или проявляются скрыто в той или иной степени.
Потребность рождает задачу, цель, которую осуществляет,
материализует путь их достижения – функция, то есть способность,
возможность того или иного «органа» воплотить действие в результат с помощью набора определенных приемов, направленных на достижение цели.
Функция – от лат. functio – обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей. Функция или функции в журналистике определяются как совокупность обязанностей и выполняемых ею задач, как способ жизнедеятельности в обществе. Это задача в процессе достижения цели – обязанности, созданные потребности и предопределенные ею. Соотношение между тем, что надо выполнить и собственно самим процессом выполнения.
В работе журналиста функция лежит в основе всей его творческой работы, незримо руководит ею. Задачи и способы жизнедеятельности в обществе для журналистики определяются при помощи ответов на вопросы:

кому? (предназначены продукты деятельности журналистики) и зачем?
(осуществляется процесс массового информирования).
При ответе на вопрос «кому?» имеются в виду потоки информации,
направленные на массовую аудиторию и социальные институты.

При ответе на вопрос «зачем?» необходимо учитывать характер социальной позиции СМИ и их сотрудников. В обществе, где реализуется принцип политического плюрализма, функции журналистики носят разнонаправленный характер, так как есть возможность придерживаться различных взглядов и выражать различные мнения.
Итак, объективна необходимость в информационном обеспечении полнокровного функционирования и прогрессивного развития потребителей информации, поэтому наиболее полное информационное обеспечение их жизнедеятельности и составляет социальное предназначение журналистики как социального института общества. И далее. Для того чтобы наиболее полно реализовать социальное предназначение журналистики, необходимо рассмотреть все пространство функций журналистики во всем разнообразии и взаимодействии.
Это пространство функций широко и имеет тенденцию к постоянному расширению в силу того, что оно подвержено основным влияниям информационных потоков, характеризующихся быстрым ростом.
В пространстве функций журналистики выделяются несколько слоев,
определяющих функциональные особенности деятельности журналистики.
Один из этих слоев отражает процессы установления контакта с контрагентом – тем, на кого направлено воздействие журналистики, то есть с массовой аудиторией и социальными институтами. Исходной функцией здесь служит коммуникативная или функция общения, налаживания контакта. Особенность выполнения этой функции в том, что она эффективно реализуется только при ясном содержательном наполнении. Только тогда аудитория имеет возможность познакомиться с позицией журналистов и
СМИ в целом и информационной политикой всего института журналистики.
Выполнение этого слоя функций отражается в закономерности: в хорошо отлаженной системе журналистики каждое издание и программа имеют свое лицо – отличаются характером своей модели мира, удовлетворяя потребности своих контрагентов в информации.


Второй слой функций определяется ролью журналистики в выполнении важных потребностей ее контрагентов:
со стороны социальных институтов – выдвижение суждений и оценок относительно характера и уровня выполнения социальными институтами их обязанностей перед обществом;
со стороны массовой аудитории – информационное обслуживание массового сознания и прежде всего общественного мнения
Последовательность выполнения журналистикой своих основных задач,
что находит отражение в информационной политике издания и программы предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций. А это, в свою очередь, требует взаимодействия функций.
«Реализация основных функций в практической деятельности
СМИ»
Задание: сопоставление функциональных моделей средств массовой информации общефедерального и регионального уровня. Цель работы:
определить механизм реализации основных функций СМИ в изданиях разного уровня распространения.
Задачи: а) разработать критерии оценки реализации функций средствами массовой информации общефедерального и регионального уровней распространения; б) обозначить элементы функциональной модели общефедерального
СМИ и методы их реализации; в) обозначить элементы функциональной модели регионального СМИ и методы их реализации; г) сопоставить модели реализации функций общефедерального и регионального СМИ.

Алгоритм лабораторной работы
1. Выберите произвольно два СМИ общефедерального и регионального уровня распространения. Внимательно прочитайте или просмотрите выпуски
СМИ в течение недели, подготовив блокнот, в котором отразились основные функции, занимавшие лидирующие позиции в тот или иной день.
2. Разработайте критерии оценки реализации функций в СМИ разного уровня. Для этого выделите основные функции СМИ и рассмотрите соответствие их основным выступлениям СМИ за обозначенный период времени. Затем выпишите обозначения главных материалов номера
(выпуска), сделав их условными, и сопоставьте: какие оценки даются в этих материалах, решению какой задачи соответствуют эти оценки:
идеологической, культурно-просветительской, развлекательной и т. д. В
итоге у вас получится перечень критериев, которые вы будете использовать при описании механизма реализации функций. Результаты занесите в таблицу по образцу
1. Где ОФ – общефедеральное СМИ, а Р – региональное.
3. Выделите элементы реализации функций общефедерального СМИ.
Выстройте их в порядке значимости в лестницу функций: принцип подчиненности нижестоящей вышестоящей здесь будет основным.
4. Выделите элементы реализации функций регионального СМИ. Также как и в п. 3 постройте лестницу функций.


5. На основании п. 3 и 4 составьте модели реализации функций ОФ и Р
СМИ. Они должны иметь графический и текстовый варианты.
6. Сопоставьте модели реализации функций по критериям, которые выделите самостоятельно, опираясь на проделанный выше анализ.
Результаты занесите в таблицу образца 2.
7. Сделайте выводы, в которых отразите результаты сопоставления моделей реализации функций, обозначив факторы, влияющие на эффективность реализации той или иной функции в СМИ разного уровня распространения.