Файл: Введение Курс Управление качеством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 6. Контроль качества продукции
Контроль качества продукции. Классификация контрольных операций.
Технический контроль. Основные виды технического контроля качества. Входной
контроль качества. Роль, задачи и функции службы качества в организации.
Контроль качества продукции: понятие, требования, классификация
В современных условиях функционирования организаций большое значение приобретает контроль всех осуществляемых мероприятий, процессов и явлений. Именно контроль как одно из наиболее эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.
Рис. 49. Понятие контроля в управлении
В связи с этим под контролем качества понимается поверка соответствия количественных и качественных характеристик свойств продукции или процесса, от которого зависит соответствие качества продукции установленным техническим требованиям (16).
Организация контроля качества – система административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативно-технической документации.
Контроль с одной стороны представляет собой процесс отслеживания хода выполнения принятых решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения. С другой стороны, это процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов. Именно результаты контроля являются для руководителей и специалистов основанием для проведения корректирующих мероприятий по ранее принятым решениям (если отклонения превышают все допустимые значения и очень значительны).
Суть контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля, о признаках и показателях его свойств и сопоставлении полученных результатов с
Контроль
один из элементов обратной связи между лицом, принимающим решения и результатами его деятельности в области обеспечения качества продукции процесс, посредством которого руководство организации удерживает ее на запланированной траектории достижения целей, получая информацию о текущих результатах деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей качества это система реальных действий, призванная способствовать достижению целей организации в области качества процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, заданий, управленческих решений


69 установленными требованиями, зафиксированными в технических условиях, стандартах, договорах и других документах.
Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. На большинстве российских предприятий сложилась система контроля качества продукции, включающая несколько уровней управления: ПРЕДПРИЯТИЕ

ЦЕХ

УЧАСТОК

РАБОЧЕЕ МЕСТО.
Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов.
Положительные результаты действенного контроля качества можно выделить и в большинстве случаев определить количественно на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.
В процесс контроля включены – объект контроля, метод контроля, исполнители контроля, а также документация на проведение контроля.
Объект контроля характеризуется отдельными признаками, имеющими количественную или качественную характеристики свойства объекта и должны контролироваться. Объектами контроля являются продукция (услуги), процессы ее создания, применения, транспортирования, хранения, технического обслуживания, ремонта, соответствующая техническая документация. Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера, специалиста в области управления качеством.
Вид контроля можно определить как классификационную группировку контроля по определенному признаку.
Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции, включая в себя:
 входной контроль (материалы не должны использоваться в процессе без контроля; проверка входящего продукта должна соответствовать плану качества, закрепленным процедурам и может иметь различные формы);
 промежуточный контроль (организация должна иметь специальные документы, фиксирующие процедуру контроля и испытаний внутри процесса, и осуществлять этот контроль систематически);
 окончательный контроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечным продуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям);
 регистрация результатов контроля и испытаний (документы о результатах контроля и испытаний предоставляются всем заинтересованным сторонам, организациям и лицам).


70
Технический контроль. Основные виды технического контроля
Организация и проведение технического контроля качества — одни из составных элементов системы управления качеством на стадиях производства и реализации продукции. На рис. 53 представлены сущностные характеристики технического контроля.
Рис. 53. Сущностные характеристики технического контроля качества
ТЕХНИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬ
 поступающие материалы
 полуфабрикаты на разных стадиях изготовления
 готовая продукция (детали, мелкие сборочные единицы, узлы, блоки, изделия)
 средства производства (оборудование, инструмент, приборы, приспособления и др.)
 технологические процессы и режимы обработки, общая культура производства
 своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции, состоянии оборудования и технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям требований стандартов и технических условий проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным стандартам или техническим требованиям совокупность контрольных операций, выполняемых на всех стадиях производства: от контроля качества поступающих на пред- приятие материалов, полуфабрикатов, комплектующих приборов и изделий до выпуска готовой продукции
Главная задача
Объекты
призван обеспечивать требуемую настроенность процесса производства и поддерживать его стабильность, то есть устойчивую повторяемость каждой операции в предусмотренных технологических режимах, нормах и условиях
 визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие по- верхностных дефектов
 измерение размеров
 лабораторный анализ
 механические испытания для определения твердости, прочности и других параметров
 рентгенографические, электротермические и другие физические методы испытаний
 технологические пробы
 контрольно-сдаточные испытания, служащие для определения заданных показателей качества;
 контроль соблюдения технологической дисциплины;
 изучение качества продукции в сфере потребления;
 электрофизические методы измерения параметров изделия;
 методы исследования и контроля, основанные на использовании электронных, ионных пучков
Методы

71
Роль, задачи и функции службы качества в организации
Технический контроль является неотъемлемой частью производственного процесса.
Он выполняется различными службами предприятия в зависимости от объекта контроля.
Но контроль качества готовой продукции и полуфабрикатов своего производства осуществляет отдел технического контроля (ОТК), хотя ответственность за качество не снимается с исполнителей и руководителей производственных подразделений (цехов и участков). Следует отметить, что контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями и отделами организаций, является первичным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством.
Рис. 54. Сущностные характеристики отдела технического контроля
Службы и отделы технического контроля функционируют в настоящее время практически на всех промышленных предприятиях. Именно отделы и управления контроля качества обладают наиболее существенными материально-техническими предпосылками
(испытательным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, помещениями и т. п.) для проведения квалифицированной и всесторонней оценки качества производимой продукции.
ОТДЕЛ ТЕХНИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ
предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, эталонов, технической документации, договорным условиям, укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции
Главная задача
 бюро технического контроля, территориально размещаемые в основных и вспомогательных цехах
 бюро внешней приемки, обеспечивающее входной контроль материалов и комплектующих изделий
 бюро заключительного контроля и испытаний готовой продукции
 бюро анализа и учета брака и рекламации
 центрально-измерительная лаборатория и ее контрольно-пове- рочные пункты, контролирующие состояние инструмента и оснастки, в том числе используемых при контроле качества
 инспекторская группа, осуществляющая проверочный контроль качества продукции и целевые проверки соблюдения техноло- гической дисциплины
 подразделения контроля экспортной продукции
 подразделение контроля качества лома и отходов цветных и благородных металлов
Структурные
подразделения


72
Рис. 55. Функции отдела технического контроля
Возглавляет ОТК начальник отдела, непосредственно подчиняющийся директору предприятия. Назначение на должность начальника ОТК предприятия и освобождение от этой должности, а также применение к данному работнику мер поощрения и дисциплинарного взыскания производится вышестоящим органом по представлению директора предприятия.
Начальник ОТК имеет право прекратить приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызвавших эти дефекты, запретить использование сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента, не отвечающих установленным требованиям изготовления новой продукции. При возникновении брака начальник ОТК предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам предприятия по устранению причин возникновения дефектов продукции и представляет руководству предложения о привлечении к ответственности
ФУНКЦИИ ОТДЕЛА (СЛУЖБЫ) ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
 входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятия
 производственный пооперационный контроль за соблюдением установленного технологического режима
 систематический контроль за состоянием оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольно- измерительных приборов и другие проверки
 контроль моделей и опытных образцов
 контроль готовой продукции (деталей, мелких сборочных единиц, узлов, блоков, изделий)
 планирование уровня качества изделия, планирование контроля качества и технических средств контроля
 сбор информации о качестве, определение затрат на обеспече- ние качества, обработку информации и анализ данных о качестве из сферы производства и эксплуатации
 управление качеством продукции, поставляемой поставщиками, и продукции собственного предприятия
 разработку методик контроля, обеспечивающих сравнимость и надежность результатов контроля качества
 разработку (совместно с техническими подразделениями) технических условий, кондиций, стандартов для управления качеством продукции
Планирование и
разработка
методов
обеспечения
качества
Контроль
качества
 разработка документации, отражающей методы и средства мотивации в области обеспечения качества продукции
 разработка положений о премировании работников предприятия за качество работы (совместно с отделом организации труда и заработной платы)
 обучение и повышение квалификации персонала
Стимулирование
качества


73 должностных лиц и рабочих, виновных в изготовлении бракованной продукции. Он наравне с директором и главным инженером предприятия несет ответственность за выпуск недоброкачественной или несоответствующей стандартам и техническим условиям продукции.
Структура и штатное расписание ОТК предприятия разрабатываются на основе типовой структуры, с учетом производственных особенностей.

Вопросы для закрепления:
1. В чем заключается роль контроля в управлении качеством выпускаемой продукции?
2. Перечислите и охарактеризуйте объекты технического контроля.
3. Какие нормативные документы регламентируют процесс организации и выполнения контроля в организации?
4. Перечислите и охарактеризуйте функции служб технического контроля в организации.

74
Тема 7. Стандартизация в управлении качеством
Техническое регулирование качества продукции. Области и объекты технического
регулирования. Виды технических регламентов.
Стандартизация: понятие, функции, цели, задачи, разновидности, принципы и методы.
Правовые основы стандартизации. Нормативные документы по стандартизации: категории
стандартов, их характеристика. Организация работ по стандартизации. Функции
Госстандарта Российской Федерации. Организации по стандартизации.
Международные стандарты в области управления качеством. Стандарты серии ISO
9000: назначение, состав и структура стандартов, краткая их характеристика. Стандарты
ИСО в области защиты окружающей среды.
Эффективность работ в области стандартизации.
Техническое регулирование
Проблема повышения и обеспечения качества продукции актуальна для любой современной организации. Особое значение в связи с этим приобретают вопросы безопасности продукции и услуг (на всех этапах жизненного цикла продукта), а гарантия качества товаров, предлагаемых конечным потребителям.
Для решения этих вопросов в Российской Федерации был принят Федеральный
Закон «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 № 184-ФЗ). Данный закон вступил в силу 1 июля 2003 года. И ознаменовал начало в России коренной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия. Сущностные характеристики технического регулирования перечислены на рис. 56.
Рис. 56. Сущностные характеристики технического регулирования
ТЕХНИЧЕСКОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
 защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
 охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
 предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Федеральный Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 № 184-ФЗ) правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессу производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг и правовое регулирование в области оценки соответствия
цели
(ст.6 ФЗ РФ)
основа (база)
действия государства, с помощью установленных норм и правил организующие поведение на рынке хозяйствующих субъектов
 технические регламенты
 стандарты
 процедуры подтверждения соответствия
 аккредитация
 государственный контроль и надзор
инструментарий