Файл: Введение Курс Управление качеством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

83

международный стандарт

региональный международный стандарт

ГОСТ

ГОСТ Р

ОСТ

СТО;

СТП
В зависимости от назначения (от специфики объекта стандартизации)
Государственная система стандартизации устанавливает следующие виды стандартов:

Основополагающие стандарты

Стандарты на продукцию (услуги)

Стандарты на работы (процессы)

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа)
Рис. 72. Органы по стандартизации
Законом закреплен правовой статус Комитета РФ по стандартизации,
сертификации и метрологии (Госстандарт РФ) по осуществлению государственного
управления стандартизацией в России, включая координацию деятельности органов государственного управления, взаимодействие с органами власти субъектов производства, общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности. Госстандарт РФ согласно ст.
14 ФЗ «О техническом регулировании» выполняет следующее функции:
 утверждает национальные стандарты;
 принимает программу разработки национальных стандартов;
 организует экспертизу проектов национальных стандартов;
 обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно- техническому прогрессу;
 осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
 создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
 организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
ОРГАНЫ ПО
СТАНДАРТИЗАЦИИ
органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых заключается в руководстве работами по стандартизации
государственный коми-
тет РФ по
стандартизации
сертификации и метроло-
гии
Госстандарт РФ как национальный орган РФ – осуществляет государственное управление деятельностью по стандартизации в
Российской Федерации
службы по
стандартизации
специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления (государственном, отраслевом, организационном)
технические комитеты
по стандартизации
специально созданные на базе организаций подразделения, специализирующиеся по определенным видам продукции или услуг и имеющие в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал


84
 участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
 утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
 представляет
Российскую
Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
В области международной стандартизации наиболее представительной является –
ИСО – Междунардная организация по стандартизации, созданная в 1946 году решением комитета по координации стандартов ООН. Официальная деятельность ИСО датирована февралем 1947 года, после ратификации ее создания 33 странами.
Структура ИСО представлена на рис. 75.
Рис. 75. Структура ИСО (22)
ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
Ко мит ет по из уче ни ю
на уч ных пр инцип ов ст анд ар тизаци и

ТАК
О)
Совет ИСО
Исполнительное бюро (Исполком)
Тех ниче ско е бю ро
(ПЛА
КО)
Ко мит ет по оц енке с
оо тв ет ст вия
(КА
СКО)
Ко мит ет по науч но
-т ехн ич еско й инф ор ма ции
(ИНФ
КО)
Ко мит ет по ока за нию пом ощ и ра зв ив аю щ
имся ст ра на м (Д
ЕВ
КО)
Ко мит ет по за щ
ит е и нте ре со в по тр еби те ле й (К
ОПОЛ
КО)
Ко мит ет по ст анда рт ным о
бр аз ца м
(РЕ
М
КО)
Центральный секретариат
Технические комитеты
Подкомитеты
Рабочие группы

85
Основная цель ИСО, декларируемая Уставом, может быть определена как
«содействие стандартизации в мировом масштабе». К основным функциям ИСо относятся:
 установление международных стандартов с согласия всех членов ИСО;
 способствование внедрению и облегчению применения новых прогрессивных стандартов;
 организация обмена информацией о работах своих членов и технических комитетов;
 сотрудничество с другими международными организациями.
Официальные языки – английский и французский.
Высшим руководящим органом ИСо является Генеральная ассамблея, состоящая из официальных лиц и представителей всех категорий членов ИСО. Генеральная ассамблея определяет общую политику организации, решает основные вопросы ее деятельности, созывается раз в три года.
В ИСО существуют три категории членства: комитет-член (полноправный член ИСО), член-корреспондент, наблюдатель. Комитетами – членами ИСО выступают национальные организации по стандартизации.
Международные стандарты в области управления качеством
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000—9004, принятых международной организацией по стандартизации
(International Standard Organization — ISO) в марте 1987 года и обновленных в 1994 году.
Главная цель международных стандартов ИСО серии 9000 — установление единого, признанного во всем мире подхода к договорным условиям по оценке систем обеспечения качеством и регламентация отношений между покупателем продукции и ее поставщиком по вопросам обеспечения качества продукции. При этом должна обеспечиваться жесткая ориентация на требования потребителя и заканчиваться удовлетворением этих требований.
Основными целями выпуска стандартов семейства ИСО 9000 являлись: а) укрепление взаимопонимания доверия между поставщиками и потребителями при заключена международных контрактов; б) достижение взаимного признания сертификатов на системы качества, выдаваемых в разных странах соответствующими аккредитованными органами по сертификации на основании использования ими единых подходов и стандартов при проведении сертификации; в) оказание содействия и методической помощи организациям различных масштабов и различных сфер деятельности в создании эффективных систем качества.
Международные стандарты семейства ИСО 9000 устанавливают основные требования к созданию общих программ управления качеством (обеспечения качества) в промышленности и сфере обслуживания. Стандартами ИСО 9000 предусмотрены рекомендации для выбора той системы качества, которая требуется на предприятии с учетом конкретных условий и планируемых действий в области обеспечения качества.
Стандарт ИСО серии 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качеством» содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности предприятия.
Стандарты ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»,


86
ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»,
ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» представляют собой модели систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса.
Стандарт ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы ка- чества. Руководящие указания» - это методические указания для общего руководства качеством на предприятии.
Стандарт ИСО 9001 является наиболее полным из трех стандартов, регламентирующих базовые модели системы качества предприятия, поглощая стандарты
9002 и 9003. Стандарт ИСО 9002, в свою очередь, включает в себя требования стандарта
ИСО 9003.
Стандарт ИСО 9004 относится к общему руководству качеством и определению системы качества, в котором приведено описание всех элементов, рекомендуемых для применения в зависимости от варианта производственного процесса. В стандарте рас- смотрены экономические аспекты качества, различные виды затрат, приведены рекомендации по проведению внутренних проверок качества для оценки готовности подразделений предприятия к стабильному обеспечению качества продукции, отвечающего требованиям спецификаций, стандартов и ожиданиям потребителей. Стандарт ИСО 9004 предназначен для решения задач в области внутреннего обеспечения качества и не должен использоваться в контрактных ситуациях и для целей сертификации.
Стандарты семейства ИСО 9000 получили международное признание в силу того, что они представляют собой объективный итог определения и обеспечения качества бизнеса. Они отражают содержание опыта хорошо организованной работы профессио- нально обученных и заинтересованных людей в сфере обеспечения качества, ориентированных на удовлетворение потребителя и обеспечение конкурентоспособности, а также заинтересованных в результативной и эффективной работе предприятия в целом.
Кроме того, эти стандарты учитывают и базируются на общепризнанных принципах, методах и технологиях организации и управления современным производством, показавших свою практическую эффективность в двадцатом столетии.
Эффективность работ в области стандартизации
Под эффективностью понимается показатель степени достижения организацией ее целей, характеризуемый оптимальным соотношением между параметрами производства, экономичности, исполнения обязательств, адаптивности и развития организации. В табл. 26 приведены основные показатели эффективности.
Таблица 26
Важнейшие показатели эффективности
Показатель
Сущностная характеристика
Эффект
Результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствования производства и ведение бизнеса в целом
Эффективность
Результат, соотношения эффекта, или достигнутого результата и затрат на их получение
Общая (абсолютная) экономическая эффективность
Результат отношения полученного эффекта за плановый период ко всей сумме инвестиций, необходимых для получения данного эффекта
Сравнительная
Результат, показывающий насколько один вариант эффективнее другого


87 экономическая эффективность
Результативность
Способность организации производить продукцию, удовлетворяющую или превосходящую заданные временные или количественные параметры
Производительность труда
Показатель экономической эффективности трудовой деятельности персонала, в том числе и управленческого аппарата. Определятся как отношение
Прибыль
Определяется как разность между всеми поступлениями предприятия и всеми издержками, связанными с производством и продажей его товаров и услуг ( в том числе и издержки ППРУР)
Себестоимость работ
Включает в себя 2 группы расходов: 1 – прямые затраты, включающие в себя расходы на материалы, полуфабрикаты, расходы на энергию, заработную плату; 2 – накладные расходы, включающие в себя затраты на управление, содержание социальной и производственной инфраструктуры
Эффективность работ по стандартизации определяется в соответствии с
Рекомендациями Госстандарта РФ
(Рекомендации по определению эффективности работ по стандартизации: Приложение 1 к Приказу Госстандарта России от 30.04.90 № 270 «О проведении работ по определению эффективности деятельности в области стандартизации»)
Под эффективностью работ по стандартизации продукции понимается соотношение общественного (народнохозяйственного) эффекта применения результатов работ по стандартизации в народном хозяйстве и затрат, связанных с их применением.
Рис. 78. Виды эффективности работ по стандартизации продукции
ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Соотношение экономического эффекта и затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (или группы стандартов). Основные показатели: экономия, затраты, экономический эффект на единицу продукции (услуги).
экономическая
Выражается в показателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, улучшения социально- психологического климата и др., вследствие применения на практике обязательных требований к продукции (услугам, процессам), положительно отражающихся на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах
социальная
Выражается в относительных показателях технических эффектов, получаемых в результате применения стандарта (например, снижение вредных воздействий и выбросов (стоков), снижение материало - и энергоемкости производства и эксплуатации, повышение надежности и др.)
техническая
Достижение необходимого для общества взаимопонимания, единства представления и восприятия информации, в том числе в договорно- правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и органов государственного управления, в международных научно-технических и торгово-экономических отношениях
информационная


88

Вопросы для закрепления:
1. В чем заключается роль технического регулирования в обеспечении качества выпускаемой продукции? Какие обязательные требования к продукции устанавливает Федеральный закон РФ «О техническом регулировании»?
2. Какова роль стандартизации в управлении качеством продукции (услуг)?
3. В чем заключается сущность комплексной стандартизации? Опережающей стандартизации?
4. Перечислите и охарактеризуйте основные виды нормативных документов?
5. Приведите примеры государственных стандартов, используемых в области охраны окружающей среды? В области оказания туристических услуг? В сфере общественного питания?
6. Перечислите организации в области стандартизации и охарактеризуйте их деятельность?
7. Какие нормативные документы в области стандартизации за рубежом носят добровольный характер?
8. Какие федеральные законы и нормативные документы составляют техническое законодательство
Российской Федерации?
9. Перечислите приоритетные направления развития технического регулирования в области стандартизации?
10. Какие условия в области стандартизации должна выполнить Российская Федерация для вступления во ВТО?
11. В чем заключается сущность международных стандартов серии ИСО 9000?
12. Что понимается под эффективностью работ в области стандартизации?

89
1   2   3   4   5   6   7   8   9