Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Экономические аспекты качества
Качество и конкурентоспособность продукции. Затраты на качество и их
классификация. Организация учета, измерения и анализа затрат на обеспечение
качества продукции.
Экономический эффект от повышения качества продукции.
Качество и конкурентоспособность продукции
Проблема обеспечения и повышения качества продукции на современном этапе актуальна для любой организации, так как в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. На рис. 29 приведена трактовка понятия конкурентоспособности, на рис. 30 приведены показатели конкурентоспособности продукции.
Рис. 29. Понятие конкурентоспособности
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
экономическая категория, определяющая рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно- сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя на рынке определяется сравнительной оценкой характеристик конкретного товара по отношению к товарам конкурентов
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ПРОДУКЦИИ
измеряется совокупностью показателей, число которых зависит от вида конкретного товара (услуги), технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки и других, внешних по отношению товара факторов
ПОКАЗАТЕЛИ
качественные экономические организационно-коммерческие представляют собой производную нескольких факторов, важнейшим из которых является качество оказывают влияние на уровень расходов покупателей характеризуют условия и коммерческие затраты на формирование сбыта товара на конкретном рынке
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
классификационные показатели оценочные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара количественно характеризуют свойства, определяющие качество продукции
36
Рис. 30. Показатели конкурентоспособности продукции
Согласно МСО ИСО 9004-1-94 успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначения;
удовлетворяет требованиям потребителя;
соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
отвечает требованиям общества;
учитывает требования охраны окружающей среды;
предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
является экономически выгодной.
В условиях рыночной экономики качество продукции становится действительным системообразующим фактором конкурентоспособности продукции. Информация о качестве продукции и затратах на его обеспечения становится для руководителей ключевой, необходимой для решения следующих основных задач:
выявления конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;
определения конкурентных позиций фирмы при ведении как ценовой, так и неценовой конкуренции;
определения размеров необходимых инвестиций, направленных на повышение качества продукции;
идентификации критических областей, требующих внимания и совершенствования;
определения соответствия затрат на качество требованиям стандартов;
оценки соответствия и эффективности функционирования системы качества организации, при необходимости внесения соответствующих изменений;
определения усилий подразделений организации, ответственных за разработку параметров качества, поддержание достигнутого уровня качества и его повышение;
информированности внешних потребителей продукции фирмы о затратах на качество для предъявления им объективных доказательств этого качества
Затраты на качество и их классификация
Обеспечение качества связано с затратами. В рамках современных концепций качества определение, анализ и контроль расходов (затрат) на качество являются первоочередной задачей. Согласно МС ISO серии 9000 учѐт и оценка затрат на качество
ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
СОПОСТАВЛЯЕТМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ используются для сравнения конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя определенными свойствами используются для проверки обязательных условий, которым должна соответствовать продукция, и характеризуют безопасность товара, его патентную чистоту, соответствие национальным и международным стандартам, требованиям сертификационного процесса
37 являются одним из базовых элементов системы качества организации. Затраты на качество выступают как внутренняя экономическая основа системы качества, позволяющая определить экономические последствия любых управленческих решений, принимаемых в системе качества.
Определение и анализ затрат на качество позволяет представить реальную картину состояния дел в области качества продукции не только администрации и трудовому коллективу, но и держателям акций и другим внешним потребителям продукции организации. В конечном итоге информация о затратах на качество создаѐт предпосылки для принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений с учѐтом интересов всех заинтересованных лиц, что способствует повышению эффективности производства, повышению рентабельности и возрастанию конкурентоспособности как продукции, так и организации в целом. В связи с этим необходимо четко придерживаться выполнения следующих действий (23):
а) для достижения экономического эффекта и получения прибыли:
постоянно работать над сокращением затрат, улучшением функциональной пригодности товаров, следовательно более полно удовлетворять потребность и рост доверия потребителя;
постоянно работать над повышением рентабельности и увеличением контролируемой доли рынка организации;
б) для уменьшения затрат:
отслеживать (учитывать) затраты на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат потребителя на эксплуатационное обслуживание, издержек из-за простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;
учитывать издержки вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, в т.ч. на некондиционную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку предприятием, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;
в) для минимизации риска:
стремиться исключить риски, связанные со здоровьем людей, их безопасностью, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей доверия потребителями;
стремиться исключить риски, связанные с продукцией, имеющей дефекты, которые отрицательно влияют на репутацию, авторитет организации, ведут к потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, оттоку финансовых и человеческих ресурсов.
Затраты на обеспечение качества - это затраты, появляющиеся при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в процессе совершенствования качества в том числе, а также связанные с потерями, когда нет удовлетворительного качества.
Исходной, ключевой посылкой для определения затрат на качество в организации является их классификация, т.е. определение состава и структуры затрат, сгруппированных по определѐнному классификационному критерию (признаку). От правильности классификации зависит правильность определения состава затрат и требований к организацииих учѐта, анализа и оценки.
Одной из первых появилась классификация затрат на качество в период развития внутрифирменных систем управления качеством, основанных на концепции TQC
(всеобщего управления качеством).
А. Фейгенбаум предложил сгруппировать все затраты на качество по трѐм направлениям (рис. 31).
38
Рис. 31. Затраты на качество (согласно А.Фейгенбауму)
Данный подход к моделированию затрат на качество явился основой традиционного метода оценки затрат на качество. За рубежом традиционный метод, ориентированный на конечный результат (продукцию), получил название PAF-модель по первым буквам трѐх категорий затрат на качество (prevention – предупреждение, профилактика, appraisal –
оценивание, failure – повреждение, дефект).
Указанная классификация подвергается критике так как затраты, необходимые для обеспечения качества (1 и 2 группы), приравниваются к потерям (3 группа), а это не позволяет оценить экономическую эффективность затрат, которая определяется сравнением затрат и потерь. Данная классификация ограничена, так как приемлема только для этапа производства (26, 27).
Исследования, проведенные Единым Европейским Сообществом по качеству
(ЕЕСК), обобщили различные подходы и приняли за основу подход, который требует оценки затрат как производителя, так и потребителя. В основу предложенной классификации затрат положен признак их возникновения: затраты на обеспечение качества в процессе производства и послепроизводственные затраты. Новым в данном подходе является деление «стоимости качества» на две самостоятельные группы: собственно затраты на обеспечение качества и потери от несоответствия продукта
(дефекты). Состав этих групп затрат приведен в табл. 9.
Таблица 9
Затраты на качество
Затраты на обеспечение качества
Затраты на дефект
Затраты на предотвращение дефектов
Затраты на контроль
Внутренние затраты
Внешние затраты
Планирование обеспечения качества
Планирование контроля
Разработка стратегий контроля
Обучение персонала в направлении обеспечения качества
Входной контроль
Производственный контроль
(текущий контроль)
Приемочный контроль
Средства контроля
Брак
Доработка
Сверхурочные
Повторный контроль
Гарантийные услуги
Акции отзыва дефектного продукта
Уценка
Ответственность за продукт
На рис. 32 представлено соотношение затрат на обеспечение качества продукции с прочими затратами в организации.
ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО
(quality related cost)
Затраты на предупреждение возникновения дефектов
(предупредительные затраты
– prevention cost)
Затраты на оценку качества продукции
(оценочные затраты - appraisal cost)
Затраты, обусловленные отказами продукции (failure cost)
39
Рис. 32. Соотношение затрат на качество в организации
Многие современные организации считают целесообразным докладывать о состоянии качества, используя процедуры анализа систематической финансовой отчетности компании.
В табл. 10 представлены подходы к классификации затрат на качество согласно второй версии МС ИСО серии 9000 (МС ИСО 9004-1-94, п.6.2) выстраивая их исходя из различных методов сбора, представления и анализа элементов финансовой информации.
Выбор и применение методов финансовой отчетности конкретными организациями зависят от индивидуальной структуры, выполняемой ими деятельности и уровня развития их систем качества.
Таблица 10
Методы калькуляции затрат
Методы
Сущностная характеристика
Примечание
Метод калькуляции затрат на качество
Методом определяют затраты на качество, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.
Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируют на основе модели калькуляции затрат
ПОД
(профилактика, оценивание, дефекты).
Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убытками.
Составляющие затрат:
1) профилактика
— деятельность по предотвращению дефектов;
2) оценивание — испытания, контроль и обследования для оценки выполнения требований к качеству;
3) внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов — затраты до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак);
4) внешние затраты, являющиеся следствием дефектов — затраты после поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое
15 % затраты на качество
10 % входной контроль
7 % прибыль
40 % затраты на дефект
55 % затраты на контроль
57 % окончательный контроль
33 % производств. контроль
78 % прочие затраты
5 % затраты на предупреждающие мероприятия
40
Методы
Сущностная характеристика
Примечание
обслуживание и ремонт продукции, гарантии и возвраты, затраты, связанные с изъятием продукции, и др.).
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами
Метод, используемый для анализа стоимости соответствия и стоимости несоответствия любого процесса, являющегося источником экономии средств
1) стоимость соответствия — затраты с целью удовлетворения всех запросов потребителей при безотказности существующего процесса;
2) стоимость несоответствия — затраты вследствие нарушения существующего процесса.
Метод определения потерь вследствие низкого качества
Метод, основное внимание уделяющий внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь
Примером внешних и нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из- за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются следствием снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов
Приведенные в таблице 10 методы не исключают применения других методов или их усовершенствования и взаимного сочетания.
Финансовые отчеты о деятельности по управлению качеством регулярно представляют высшему руководству организации для проверки и увязки с другими экономическими показателями, такими как "объем сбыта", "оборачиваемость товарных запасов" или "добавленная стоимость" с целью:
оценки соответствия и эффективности системы качества;
выявления дополнительных областей, требующих внимания и совершенствования;
установления целей улучшения качества и сокращения затрат на последующий период.
Финансовые аспекты системы качества, отражѐнные в МС ISO серии 9000, являются наиболее полной характеристикой подходов к определению затрат на качество, используемых в настоящее время за рубежом.
Обобщѐнная классификация затрат на качество (21, 35)
Признак классификации
Классификационная группа затрат
по целевому назначению
На улучшение качества
На обеспечение качества
На управление качеством
На внешние изложения доказательства действия системы качества по экономическому характеру затрат
Текущие
Единовременные по виду затрат
Производительные
Непроизводительные по методу определения
Прямые
Косвенные по возможности учѐта
Затраты, поддающиеся прямому учѐту
Затраты, не поддающиеся прямому учѐту
Затраты, которые экономически нецелесообразно учитывать по стадиям жизненного цикла На качество при разработке продукции
41 продукции
На качество при изготовлении продукции
На качество при использовании продукции (в период гарантии и после еѐ окончания) по отношению к производственному процессу
На качество в основном производстве
На качество во вспомогательном производстве
На качество при обслуживании производства по возможности оценки
Планируемые
Фактические по характеру структурирования
По предприятию
По производству (цеху, участку)
По видам продукции по объектам формирования и учѐта
Продукция
Процессы
Услуги по виду учѐта
Оперативные
Целевые
Аналитические
Бухгалтерские по источнику данных о затратах
Синтетические
Действительные по календарным периодам
День неделя месяц квартал год по субъектам экономических отношений
У поставщиков сырья
У организации-изготовителя
У потребителя товара
Центральный классификационный признак отражает целевую направленность затрат с точки зрения их функции и роли, выделяя три основные группы затрат на качество:
затраты на улучшение качества - затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя,
затраты на обеспечение качества - затраты, произведѐнные для удовлетворения установленных потребителем требований к качеству продукции или услуг,
затраты на управление качеством - затраты на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.
Альтернативная классификация затрат на качество
Наименование затрат
Состав затрат
Затраты на правовое обеспечение качества
На получение информации о действующих законодательных документах
На проведение юридической экспертизы документов, подготовленных в рамках созданной системы качества
На проверку правильности оформления контрактов с поставщиками, подрядчиками и потребителями
На проведение сертификации системы качества
На патентование разработок организации
На юридические консультации по всем вопросам, интересующим руководство организации
42
Наименование затрат
Состав затрат
Затраты на информационное обеспечение деятельности службы качества
На разработку методов учѐта и анализа данных о качестве
На исследование рынка информационных технологий в области качества
На приобретение оборудования для службы качества
На организацию сбора информации об уровне качества на предприятии
На контроль адекватности собранной о качестве информации
На обработку, хранение и обеспечение доступа к информации о качестве
Затраты на изучение качества исходных сырья и материалов
На выбор и оценку поставщиков и субподрядчиков
На составление и анализ документов, касающихся закупки сырья и материалов
На оценку, выбор и утверждение методов проверки закупаемой продукции
На входной контроль поступающих на предприятие сырья и материалов
На обеспечение сохранности качества закупленных сырья и материалов при их транспортировке на предприятие
На обеспечение сохранности качества закупленных сырья и материалов при их хранении на предприятии
Затраты на обеспечение качества во время технологического процесса
На технологическую подготовку, оснастку и модернизацию производства
На управление процессами внутри организации
На контроль и испытания промежуточных и готовых продуктов
На метрологическое обеспечение предприятия
На предотвращение появления несоответствий
На обеспечение стабильности качества выпускаемой продукции
На обеспечение гарантии качества выпускаемой продукции
Затраты на качество упаковки, хранения и транспортировки
На разработку требований к упаковке, хранению и транспортировке готового продукта
На разработку упаковки, отвечающей установленным требованиям
На разработку соответствующей продукции маркировки
На упаковку и маркировку готового продукта
На контроль упаковки и маркировки готового продукта
На хранение продукции и содержание складских помещений
На соблюдение условий транспортировки, исключающих повреждение
На контроль условий хранения и транспортировки
Затраты на послепродажную деятельность
На составление инструкций по эксплуатации
На пуско-наладочные работы и монтаж
На контроль качества монтажа
На сервисное обслуживание
На изучение свойств продукции во время еѐ эксплуатации потребителями
Затраты на обучение и подготовку персонала
На разработку методик обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала
На подготовку персонала, владеющего знаниями в области качества
На проведение аттестаций уровня профессиональной подготовки персонала
Затраты на поддержание связи с потребителями
На сбор и анализ информации об явных и скрытых потребностях потребителей
На анализ претензий и рекламаций, полученных от потребителей
Затраты на учѐт и анализ издержек, которые несѐт предприятие для поддержания декларированного уровня качества
На разработку документации по учѐту затрат на качество
На сбор данных о затратах по каждому процессу
На создание и ведение баз данных, содержащих информацию об изменениях количественных и качественных показателей деятельности организации
На подготовку рабочих отчѐтов о текущих затратах предприятия на качество
Качество и конкурентоспособность продукции. Затраты на качество и их
классификация. Организация учета, измерения и анализа затрат на обеспечение
качества продукции.
Экономический эффект от повышения качества продукции.
Качество и конкурентоспособность продукции
Проблема обеспечения и повышения качества продукции на современном этапе актуальна для любой организации, так как в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. На рис. 29 приведена трактовка понятия конкурентоспособности, на рис. 30 приведены показатели конкурентоспособности продукции.
Рис. 29. Понятие конкурентоспособности
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
экономическая категория, определяющая рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно- сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя на рынке определяется сравнительной оценкой характеристик конкретного товара по отношению к товарам конкурентов
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ПРОДУКЦИИ
измеряется совокупностью показателей, число которых зависит от вида конкретного товара (услуги), технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки и других, внешних по отношению товара факторов
ПОКАЗАТЕЛИ
качественные экономические организационно-коммерческие представляют собой производную нескольких факторов, важнейшим из которых является качество оказывают влияние на уровень расходов покупателей характеризуют условия и коммерческие затраты на формирование сбыта товара на конкретном рынке
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
классификационные показатели оценочные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара количественно характеризуют свойства, определяющие качество продукции
36
Рис. 30. Показатели конкурентоспособности продукции
Согласно МСО ИСО 9004-1-94 успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначения;
удовлетворяет требованиям потребителя;
соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
отвечает требованиям общества;
учитывает требования охраны окружающей среды;
предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
является экономически выгодной.
В условиях рыночной экономики качество продукции становится действительным системообразующим фактором конкурентоспособности продукции. Информация о качестве продукции и затратах на его обеспечения становится для руководителей ключевой, необходимой для решения следующих основных задач:
выявления конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;
определения конкурентных позиций фирмы при ведении как ценовой, так и неценовой конкуренции;
определения размеров необходимых инвестиций, направленных на повышение качества продукции;
идентификации критических областей, требующих внимания и совершенствования;
определения соответствия затрат на качество требованиям стандартов;
оценки соответствия и эффективности функционирования системы качества организации, при необходимости внесения соответствующих изменений;
определения усилий подразделений организации, ответственных за разработку параметров качества, поддержание достигнутого уровня качества и его повышение;
информированности внешних потребителей продукции фирмы о затратах на качество для предъявления им объективных доказательств этого качества
Затраты на качество и их классификация
Обеспечение качества связано с затратами. В рамках современных концепций качества определение, анализ и контроль расходов (затрат) на качество являются первоочередной задачей. Согласно МС ISO серии 9000 учѐт и оценка затрат на качество
ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
СОПОСТАВЛЯЕТМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ используются для сравнения конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя определенными свойствами используются для проверки обязательных условий, которым должна соответствовать продукция, и характеризуют безопасность товара, его патентную чистоту, соответствие национальным и международным стандартам, требованиям сертификационного процесса
37 являются одним из базовых элементов системы качества организации. Затраты на качество выступают как внутренняя экономическая основа системы качества, позволяющая определить экономические последствия любых управленческих решений, принимаемых в системе качества.
Определение и анализ затрат на качество позволяет представить реальную картину состояния дел в области качества продукции не только администрации и трудовому коллективу, но и держателям акций и другим внешним потребителям продукции организации. В конечном итоге информация о затратах на качество создаѐт предпосылки для принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений с учѐтом интересов всех заинтересованных лиц, что способствует повышению эффективности производства, повышению рентабельности и возрастанию конкурентоспособности как продукции, так и организации в целом. В связи с этим необходимо четко придерживаться выполнения следующих действий (23):
а) для достижения экономического эффекта и получения прибыли:
постоянно работать над сокращением затрат, улучшением функциональной пригодности товаров, следовательно более полно удовлетворять потребность и рост доверия потребителя;
постоянно работать над повышением рентабельности и увеличением контролируемой доли рынка организации;
б) для уменьшения затрат:
отслеживать (учитывать) затраты на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат потребителя на эксплуатационное обслуживание, издержек из-за простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;
учитывать издержки вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, в т.ч. на некондиционную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку предприятием, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;
в) для минимизации риска:
стремиться исключить риски, связанные со здоровьем людей, их безопасностью, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей доверия потребителями;
стремиться исключить риски, связанные с продукцией, имеющей дефекты, которые отрицательно влияют на репутацию, авторитет организации, ведут к потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, оттоку финансовых и человеческих ресурсов.
Затраты на обеспечение качества - это затраты, появляющиеся при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в процессе совершенствования качества в том числе, а также связанные с потерями, когда нет удовлетворительного качества.
Исходной, ключевой посылкой для определения затрат на качество в организации является их классификация, т.е. определение состава и структуры затрат, сгруппированных по определѐнному классификационному критерию (признаку). От правильности классификации зависит правильность определения состава затрат и требований к организацииих учѐта, анализа и оценки.
Одной из первых появилась классификация затрат на качество в период развития внутрифирменных систем управления качеством, основанных на концепции TQC
(всеобщего управления качеством).
А. Фейгенбаум предложил сгруппировать все затраты на качество по трѐм направлениям (рис. 31).
38
Рис. 31. Затраты на качество (согласно А.Фейгенбауму)
Данный подход к моделированию затрат на качество явился основой традиционного метода оценки затрат на качество. За рубежом традиционный метод, ориентированный на конечный результат (продукцию), получил название PAF-модель по первым буквам трѐх категорий затрат на качество (prevention – предупреждение, профилактика, appraisal –
оценивание, failure – повреждение, дефект).
Указанная классификация подвергается критике так как затраты, необходимые для обеспечения качества (1 и 2 группы), приравниваются к потерям (3 группа), а это не позволяет оценить экономическую эффективность затрат, которая определяется сравнением затрат и потерь. Данная классификация ограничена, так как приемлема только для этапа производства (26, 27).
Исследования, проведенные Единым Европейским Сообществом по качеству
(ЕЕСК), обобщили различные подходы и приняли за основу подход, который требует оценки затрат как производителя, так и потребителя. В основу предложенной классификации затрат положен признак их возникновения: затраты на обеспечение качества в процессе производства и послепроизводственные затраты. Новым в данном подходе является деление «стоимости качества» на две самостоятельные группы: собственно затраты на обеспечение качества и потери от несоответствия продукта
(дефекты). Состав этих групп затрат приведен в табл. 9.
Таблица 9
Затраты на качество
Затраты на обеспечение качества
Затраты на дефект
Затраты на предотвращение дефектов
Затраты на контроль
Внутренние затраты
Внешние затраты
Планирование обеспечения качества
Планирование контроля
Разработка стратегий контроля
Обучение персонала в направлении обеспечения качества
Входной контроль
Производственный контроль
(текущий контроль)
Приемочный контроль
Средства контроля
Брак
Доработка
Сверхурочные
Повторный контроль
Гарантийные услуги
Акции отзыва дефектного продукта
Уценка
Ответственность за продукт
На рис. 32 представлено соотношение затрат на обеспечение качества продукции с прочими затратами в организации.
ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО
(quality related cost)
Затраты на предупреждение возникновения дефектов
(предупредительные затраты
– prevention cost)
Затраты на оценку качества продукции
(оценочные затраты - appraisal cost)
Затраты, обусловленные отказами продукции (failure cost)
39
Рис. 32. Соотношение затрат на качество в организации
Многие современные организации считают целесообразным докладывать о состоянии качества, используя процедуры анализа систематической финансовой отчетности компании.
В табл. 10 представлены подходы к классификации затрат на качество согласно второй версии МС ИСО серии 9000 (МС ИСО 9004-1-94, п.6.2) выстраивая их исходя из различных методов сбора, представления и анализа элементов финансовой информации.
Выбор и применение методов финансовой отчетности конкретными организациями зависят от индивидуальной структуры, выполняемой ими деятельности и уровня развития их систем качества.
Таблица 10
Методы калькуляции затрат
Методы
Сущностная характеристика
Примечание
Метод калькуляции затрат на качество
Методом определяют затраты на качество, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.
Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируют на основе модели калькуляции затрат
ПОД
(профилактика, оценивание, дефекты).
Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убытками.
Составляющие затрат:
1) профилактика
— деятельность по предотвращению дефектов;
2) оценивание — испытания, контроль и обследования для оценки выполнения требований к качеству;
3) внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов — затраты до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак);
4) внешние затраты, являющиеся следствием дефектов — затраты после поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое
15 % затраты на качество
10 % входной контроль
7 % прибыль
40 % затраты на дефект
55 % затраты на контроль
57 % окончательный контроль
33 % производств. контроль
78 % прочие затраты
5 % затраты на предупреждающие мероприятия
40
Методы
Сущностная характеристика
Примечание
обслуживание и ремонт продукции, гарантии и возвраты, затраты, связанные с изъятием продукции, и др.).
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами
Метод, используемый для анализа стоимости соответствия и стоимости несоответствия любого процесса, являющегося источником экономии средств
1) стоимость соответствия — затраты с целью удовлетворения всех запросов потребителей при безотказности существующего процесса;
2) стоимость несоответствия — затраты вследствие нарушения существующего процесса.
Метод определения потерь вследствие низкого качества
Метод, основное внимание уделяющий внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь
Примером внешних и нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из- за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются следствием снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов
Приведенные в таблице 10 методы не исключают применения других методов или их усовершенствования и взаимного сочетания.
Финансовые отчеты о деятельности по управлению качеством регулярно представляют высшему руководству организации для проверки и увязки с другими экономическими показателями, такими как "объем сбыта", "оборачиваемость товарных запасов" или "добавленная стоимость" с целью:
оценки соответствия и эффективности системы качества;
выявления дополнительных областей, требующих внимания и совершенствования;
установления целей улучшения качества и сокращения затрат на последующий период.
Финансовые аспекты системы качества, отражѐнные в МС ISO серии 9000, являются наиболее полной характеристикой подходов к определению затрат на качество, используемых в настоящее время за рубежом.
Обобщѐнная классификация затрат на качество (21, 35)
Признак классификации
Классификационная группа затрат
по целевому назначению
На улучшение качества
На обеспечение качества
На управление качеством
На внешние изложения доказательства действия системы качества по экономическому характеру затрат
Текущие
Единовременные по виду затрат
Производительные
Непроизводительные по методу определения
Прямые
Косвенные по возможности учѐта
Затраты, поддающиеся прямому учѐту
Затраты, не поддающиеся прямому учѐту
Затраты, которые экономически нецелесообразно учитывать по стадиям жизненного цикла На качество при разработке продукции
41 продукции
На качество при изготовлении продукции
На качество при использовании продукции (в период гарантии и после еѐ окончания) по отношению к производственному процессу
На качество в основном производстве
На качество во вспомогательном производстве
На качество при обслуживании производства по возможности оценки
Планируемые
Фактические по характеру структурирования
По предприятию
По производству (цеху, участку)
По видам продукции по объектам формирования и учѐта
Продукция
Процессы
Услуги по виду учѐта
Оперативные
Целевые
Аналитические
Бухгалтерские по источнику данных о затратах
Синтетические
Действительные по календарным периодам
День неделя месяц квартал год по субъектам экономических отношений
У поставщиков сырья
У организации-изготовителя
У потребителя товара
Центральный классификационный признак отражает целевую направленность затрат с точки зрения их функции и роли, выделяя три основные группы затрат на качество:
затраты на улучшение качества - затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя,
затраты на обеспечение качества - затраты, произведѐнные для удовлетворения установленных потребителем требований к качеству продукции или услуг,
затраты на управление качеством - затраты на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.
Альтернативная классификация затрат на качество
Наименование затрат
Состав затрат
Затраты на правовое обеспечение качества
На получение информации о действующих законодательных документах
На проведение юридической экспертизы документов, подготовленных в рамках созданной системы качества
На проверку правильности оформления контрактов с поставщиками, подрядчиками и потребителями
На проведение сертификации системы качества
На патентование разработок организации
На юридические консультации по всем вопросам, интересующим руководство организации
42
Наименование затрат
Состав затрат
Затраты на информационное обеспечение деятельности службы качества
На разработку методов учѐта и анализа данных о качестве
На исследование рынка информационных технологий в области качества
На приобретение оборудования для службы качества
На организацию сбора информации об уровне качества на предприятии
На контроль адекватности собранной о качестве информации
На обработку, хранение и обеспечение доступа к информации о качестве
Затраты на изучение качества исходных сырья и материалов
На выбор и оценку поставщиков и субподрядчиков
На составление и анализ документов, касающихся закупки сырья и материалов
На оценку, выбор и утверждение методов проверки закупаемой продукции
На входной контроль поступающих на предприятие сырья и материалов
На обеспечение сохранности качества закупленных сырья и материалов при их транспортировке на предприятие
На обеспечение сохранности качества закупленных сырья и материалов при их хранении на предприятии
Затраты на обеспечение качества во время технологического процесса
На технологическую подготовку, оснастку и модернизацию производства
На управление процессами внутри организации
На контроль и испытания промежуточных и готовых продуктов
На метрологическое обеспечение предприятия
На предотвращение появления несоответствий
На обеспечение стабильности качества выпускаемой продукции
На обеспечение гарантии качества выпускаемой продукции
Затраты на качество упаковки, хранения и транспортировки
На разработку требований к упаковке, хранению и транспортировке готового продукта
На разработку упаковки, отвечающей установленным требованиям
На разработку соответствующей продукции маркировки
На упаковку и маркировку готового продукта
На контроль упаковки и маркировки готового продукта
На хранение продукции и содержание складских помещений
На соблюдение условий транспортировки, исключающих повреждение
На контроль условий хранения и транспортировки
Затраты на послепродажную деятельность
На составление инструкций по эксплуатации
На пуско-наладочные работы и монтаж
На контроль качества монтажа
На сервисное обслуживание
На изучение свойств продукции во время еѐ эксплуатации потребителями
Затраты на обучение и подготовку персонала
На разработку методик обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала
На подготовку персонала, владеющего знаниями в области качества
На проведение аттестаций уровня профессиональной подготовки персонала
Затраты на поддержание связи с потребителями
На сбор и анализ информации об явных и скрытых потребностях потребителей
На анализ претензий и рекламаций, полученных от потребителей
Затраты на учѐт и анализ издержек, которые несѐт предприятие для поддержания декларированного уровня качества
На разработку документации по учѐту затрат на качество
На сбор данных о затратах по каждому процессу
На создание и ведение баз данных, содержащих информацию об изменениях количественных и качественных показателей деятельности организации
На подготовку рабочих отчѐтов о текущих затратах предприятия на качество