Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51 разработки и оказания; для процесса - к определенным условиям его подготовки и проведения и т.д.
Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах, например, километрах в час, часах на отказ, баллах и т. п., а также может быть безразмерным. При рассмотрении показателя качества продукции следует различать не только наименование показателя (например, интенсивность отказов), но и численное значение показателя, которое может изменяться в зависимости от различных условий.
На рис. 36 представлена классификация показателей качества.
Рис. 36. Классификация показателей качества
ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции (рис. 37). Но в современных условиях необходимо учитывать и анализировать также экологические показатели.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
ПО КОЛИЧЕСТВУ ХАРАКТЕРИЗУЕМЫХ СВОЙСТВ
единичные комплексные
ПО СТАДИЯМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
проектные производственные эксплуатационные
ПО МЕТОДУ ОПРЕДЕЛНИЯ
расчетные экспериментальные экспертные
ПО СПОСОБУ ВЫРАЖЕНИЯ
безразмерные (в %, баллах и т.п.) размерные
ПО ХАРАКТЕРУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
базовые относительные
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
ЕДИНИЧНЫЕ
КОМПЛЕКСНЫЕ базовые относительные интегральные обобщенные
52
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Показатели, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обуславливающие область ее применения
Назначения
Показатели, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции
Технологичности
Показатели, характеризующие свойство продукции выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение эксплуатационных показателей
Надежности
Показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации
Экономические
Показатели функциональ- ной и технической эффек- тивности, конструктивные, состава и структуры
Трудоемкость изготовления, технологическая себестои- мость, уровень технологич- ности конструкции по трудо- емкости изготовления и др.
Показатели безотказности, долговечности, ремонтопри- годности, сохраняемости
Себестоимость продукции, цена продукции, приведенные затраты на единицу продук- ции, относительный экономи- ческий показатель качества продукции
Показатели, характеризующие степень использования в конкретном изделии стандартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и других составных элементов, а также уровень унификации составных частей изделия
Стандартизации и
унификации
Коэффициент применяемости по типоразмерам; по состав- ным частям изделия; коэф- фициент повторяемости; стоимостной коэффициент применяемости
Показатели, характеризующие разнообразные эстетические свойства продукции: выразительность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю, колористическое оформление и др.
Эстетические
Показатели, характеризующие систему «человек- изделие-среда» и учитывающие комплекс гигиени- ческих, психологических, антропометрических, фи- зиологических, психофизиологических свойств че- ловека, проявляющихся в производственных и бы- товых процессах
Эргономические
Показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в Российской Федерации и за рубежом, а также уровень патентной чистоты изделия
Патентно-
правовые
Показатели рациональности формы, информационной выразительности, целост- ной композиции, совершен- ства производственного исполнения
Показатели гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические
Патентная защиты и патентная чистота
53
Рис. 37. Показатели качества продукции
Все показатели качества услуг можно разделить на две большие группы (рис. 38)
Рис. 38. Показатели качества услуг
Оценки систем качества могут быть внутренними и внешними, проводимыми либо самостоятельно, либо независимыми уполномоченными организациями, смежниками, потребителями и заказчиками. При этом одной из важнейших задач внешних оценок может оказаться сертификация системы качества.
Показатели, характеризующие особенности продукции, связанные с обеспечением безопасных условий ее производства, обращения, потребления
(эксплуатации) и восстановления (ремонта)
Безопасности
Вероятность возникновения аварийной ситуации, время срабатывания защитных устройств, количество степе- ней защиты от подделок и др
Показатели, характеризующие возможность продукции к перемещению в пространстве (без эксплуатации или потребления) с помощью различных видов транспорта
Транспортабельности
Допустимая температура, влажность, давление при транспортировании, время транспортирования, уровень вибрации, величина затрат на единицу продукции при транспортировании, габарит- ные размеры изделия
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Показатели, характеризующие уровень вредного воздействия на окружающую среду производимой и потребляемой (эксплуатируемой) продукции
Экологические
Вероятность вредных выбро- сов в окружающую среду, концентрация вредных при- месей, выбрасываемых в окружающую среду, уровень радиационного излучения, др.
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА УСЛУГ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
КАЧЕСТВЕННЫЕ
Время ожидания и предоставления услуги
Характеристики оборудования, инструмента, материалов
Надежность оказания услуги
Точность исполнения
Полнота оказания услуги
Уровень автоматизации и механизации
Безопасность и др.
Вежливость, доступность персонала
Чуткость, компетентность
Уровень профессионального мастерства
Эффективность контактов исполнителей и клиентов
Искренность, доверие персоналу и др.
54
Методы оценки показателей качества
Уровень качества объектов (продукции, услуг) представляет собой меру соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выбранного за эталон сравнения выступает как относительная характеристика качества продукции основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей
Измерительный метод определения показателей качества продукции - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений. С помощью измерительного метода определяют значения таких показателей качества, как масса изделия, сила тока, скорость автомобиля и др.
Регистрационный метод определения показателей качества продукции - метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Метод базируется на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числа определенных событий, например, отказов изделия при испытаниях, подсчета числа дефектных изделий в партии и т. п.
Расчетный метод определения показателей качества продукции - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе использования теоретических (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Метод применяют главным образом при проектировании продукции, когда последняя не может еще быть объектом экспериментального исследования. Этим же методом могут быть установлены зависимости между отдельными показателями качества продукции. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей его производительности, мощности, прочности и др.
Органолептический метод определения показателей качества продукции - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств. Метод не исключает возможности использования технических средств (лупа, микроскоп, микрофон, слуховая трубка и т.д.), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств. Органолептический метод широко применяется для определения показателей качества напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой обусловлено или связано с эмоциональным воздействием на потребителей. Показатели качества, определяемые органолептическим методом, выражаются обычно в баллах.
Экспертный метод определения показателей качества продукции - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами.
Социологический метод определения показателей качества продукции - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Сбор мнений фактических или возможных потребителей продукции осуществляют устным способом, опросом или с помощью распространения анкет вопросников, путем проведения конференций, совещаний, выставок, дегустаций и т. п. Метод может применяться для определения коэффициентов весомости показателей качества продукции.
Согласно, ГОСТ 15467-79 оценка уровня качества продукции – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой
55 продукции, определение численных значений этих показателей и сопоставление их с базовыми с целью принятия решений в области управления качеством.
Оценка качества продукции необходима для формирования механизма управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла продукта и является основой для выработки необходимых управляющих решений в системе управления качеством продукции.
Дифференциальный метод оценки качества продукции - метод оценки качества продукции, основанный на использовании единичных показателей ее качества.
Комплексный метод, оценки качества продукции - метод оценки качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.
Дифференциальный и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда позволяют успешно решать задачи, особенно при оценке сложной продукции, имеющей большую номенклатуру показателей качества, когда с помощью дифференциального метода невозможно сделать конкретный вывод, а использование только одного комплексного метода не дает возможности полностью учесть все значимые свойства оцениваемой продукции. В данном случае используют смешанный метод.
Смешанный метод оценки качества продукции - метод оценки качества продукции, основанный на одновременном использовании единичных и комплексных показателей ее качества. Данный метод применяется в тех случаях, когда совокупность единичных показателей является достаточно обширной и анализ значений каждого из них дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов или когда обобщенный показатель при комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы о группах свойств.
Статистический метод оценки качества продукции - метод оценки качества продукции, при котором значения показателей качества продукции определяют с использованием правил математической статистики.
Вопросы для закрепления:
1. Что представляет собой современная квалиметрия? Какова роль квалиметрии в управлении качеством продукции?
2. По каким признакам можно классифицировать показатели качества продукции и услуг? Приведите примеры. Что представляют собой единичный, комплексный и интегральный показатели качества?
3. Какие методы определения показателей качества вы можете назвать? Охарактеризуйте их.
4. Что представляют собой показатели назначения, транспортабельности, безопасности?
5. Что представляет собой оценка уровня качества продукции? Какие методы используются в нашей стране для оценки качества продукции?
56
Тема 5. Инструментарий качества
Методы управления качеством. Классификация методов управления качеством.
Статистические методы контроля качества продукции. Инструментарий качества.
Экспертные методы.
Методы управления качеством
Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности, и воздействие на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества.
В практике управления качеством используются в основном:
экономические,
организационно-распорядительные (административные)
социально-психологические методы,
статистические методы контроля качества
Все методы могут быть классифицированы по различным признакам (табл. 17).
Таблица 17
Классификация методов управления качеством (2)
Классификацион- ный признак
Методы управления качеством организационно- распорядительные экономические социально- психологические
Мотивы поведения необходимость со- блюдения требований к качеству и наличия ответственности за качество материальный интерес моральный
(духовный) интерес
Характер воздействия прямой косвенный косвенный
Основной канал воздействия организационный
(регламентирование, стандартизация и т. п.) экономический (зарплата, цены и т. п.) социальный
(свойства личности, статус личности, общность интересов работников и т. п.)
Основа выбора методов организационный анализ технико-экономический анализ социально- психологические исследования
Ограничения при выборе методов соответствие правовым нормам и требованиям в области качества соответствие экономическим законам и нормативам по качеству соответствие морально- этическим нормам, правилам и требованиям
Коротко охарактеризуем основные группы методов управления качеством.
Экономические методы управления качеством (2) реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений и организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.
Организационно-распорядительные
методы
управления
качеством
осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.
57
Социально-психологические методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества.
Статистические методы контроля качества продукции
В комплексной системе управления качеством продукции статистические методы контроля относятся к наиболее прогрессивным методам. Они основаны на применении методов математической статистики к систематическому контролю за качеством изделий и состоянием технологического процесса с целью поддержания его устойчивости и обеспечения заданного уровня качества выпускаемой продукции.
Статистические методы принять делить на 3 группы (категории) по степени сложности их реализации:
1. Элементарные статистические методы
контрольный лист;
причинно-следственная диаграмма;
гистограмма;
анализ Парето;
график разброса;
стратификация (расслоение данных);
контрольная карта.
2. Промежуточные статистические методы:
теория выборочных исследований;
статистический выборочный контроль;
различные методы проведения статистических оценок и определения критериев;
метод применения сенсорных проверок;
метод планирования экспериментов.
3. Методы, рассчитанные на инженеров и специалистов в области управления качеством:
передовые методы расчета экспериментов;
многофакторный анализ;
различные методы исследования операций.
Статистические методы контроля производства и качества продукции имеют
ряд преимуществ перед другими методами:
1) являются профилактическими;
2) позволяют во многих случаях обоснованно перейти к выборочному контролю и тем самым снизить трудоемкость контрольных операций;
3) создают условия для наглядного изображения динамики изменения качества продукции и настроенности процесса производства, что позволяет своевременно принимать меры к предупреждению брака не только контролерам, но и работникам цеха — рабочим, бригадирам, технологам, наладчикам, мастерам.
58
Рис. 40. Сущностные характеристики статистических методов контроля качества
Инструментарий качества
Семь основных инструментов качества - набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.
В табл. 18 представлена характеристика семи основных инструментов контроля качества продукции.
7 ОСНОВНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ
КАЧЕСТВА (инструментарий качества)
диаграмма Парето гистограмма причинно-следственная диаграмма (диаграмма К.Исикавы) контрольные карты
СТАТИСТИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
КАЧЕСТВА
способствуют улучшению качества выпускаемой продукции принятие решений на основе фактов выявление проблем, подлежащих первоочередному разрешению, на основе контроля действующего процесса, сбора, обработки, анализа полученного статистического материала и фактов для последующего улучшению качества процесса математико-статистические методы применяются как непосредственно в производстве, так и на различных стадиях жизненного цикла продукции позволяют вовремя выявить, диагностировать и отобрать проблемы, установить воздействующие факторы с целью оптимального распределения усилий для эффективного разрешения данной проблемы
цель
базовый принцип
научная основа
1979 г. – Японский союз ученых
и инженеров (JUSE) –
К.ИСИКАВА
контрольные листки диаграмма разброса (рассеивания) метод стратификации (метод расслаивания данных)
59
Таблица 18
Инструментарий качества
Инструменты качества
Характеристика
3
Причинно-следственная диаграмма (диаграмма
Исикавы)
Инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы
(причины), влияющие на конечный результат (следствие)
Гистограмма
Инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания данных в определенный (заранее заданный) интервал
Диаграмма Парето
Инструмент, позволяющий объективно представить и выявить основные факторы, влияющие на исследуемую проблему, и распределить усилия для ее эффективного разрешения
Контрольный листок
Инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочения для дальнейшего использования собранной информации
Контрольная карта
Инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявленных к процессу требований
Диаграмма разброса
(рассеивания)
Инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных
Метод стратификации
(расслаивания данных)
Инструмент, позволяющий произвести разделение данных на подгруппы по определенному признаку
А. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, диаграмма «рыбий
скелет»)
Данная диаграмма представляет собой наиболее эффективный метод проверки различных гипотез о потенциальных причинах проблемы качества. Идея диаграммы состоит в установлении взаимосвязей между показателями качества – следствием – и воздействующими на него факторами – причинами. Диаграмма Исикавы включена в японский промышленный стандарт на терминологию в области качества.
На рис. 41 представлена схема диаграммы Исикавы.
Рис. 41. Схема диаграммы Исикавы
3
Кузьмин А.М. Семь основных инструментов контроля качества // Методы менеджмента качества. – 2005. - № 9. – С.23.
«крупная кость»
«мелкая косточка
»
«средняя кость»
Основной показатель качества
Причины
Следствие