Файл: Введение Курс Управление качеством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

60
При этом следствие, результат или проблема обозначаются на правой стороне диаграммы, а главные воздействующие факторы или причины перечисляются на левой стороне. Главные причины при построении диаграммы Исикавы группируются по следующим факторам: «человек», «машина», «метод», «контроль, управление
(менеджмент)», «среда», «материал» (рис. 42).
Рис. 42. Диаграмма Исикавы
Б. Гистограмма
Гистограмма представляет собой столбчатую фигуру, состоящую из прямоугольников, основаниями которых служат интервалы, на которые разбивается весь диапазон изменения параметра, а высоты равны частоте попадания в данный интервал.
Благодаря графическому представлению имеющейся количественной информации, можно увидеть закономерности (трудно различимые в простой таблице с набором цифр), оценить проблемы и найти пути их решения.
2
20
16
35
19
9
1
1
0
5
10
15
20
25
30
35
40
мм
частота
8, 25
8,75
9,25
9,75
10,25
10,75
11,25
11,75
Рис. 43. Пример гистограммы

61
В. Диаграмма Парето
Данный метод получил свое название по имени итальянского экономиста Вилфредо
Парето, который показал, большая часть капитала (80%) находится в руках незначительного количества людей (20%). Парето разработал логарифмические математические модели, описывающие это неоднородное распределение.
Принцип Парето (принцип 20/80) означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата. Правило Парето относится к числу универсальных принципов управления процессами и явлениями.
1 2 3 4 5 6
Исследуемые факторы (номера изделий): (1—5) — факторы, представляющие интерес; 6 — прочие факторы
Рис. 44. Диаграмма Парето
4
При построении диаграммы Парето исполнитель получает возможность представить фактическое положение дел в понятной и доступной форме. Другим достоинством диаграммы является то, что сравнение диаграмм Парето, описывающих ситуацию до и после проведения улучшающих мероприятий, позволяет получить количественную оценку от выигрыша от этих мероприятий. Но при построении сложной, не всегда четко структурированной диаграммы возможны неправильные выводы.
При использовании диаграмм Парето применяют АВС - анализ, согласно которому все анализируемые факторы располагают в порядке убывания значимости и группируют следующим образом:
1) Группа А – к ней относят факторы (два – три), превосходящие по величине все остальные.
2) Группа В – следующие три фактора, примыкающие к группе А.
3) Группа С – оставшиеся факторы, включая «прочие».
Группировка по методу АВС дает возможность устанавливать различную степень жесткости контроля для каждой из групп факторов. Более жесткий контроль необходим факторам, входящим в группу А. При анализе стоимостных факторов на группу А обычно приходится 70 – 80% всех затрат, на группу В – 10-25 % всех затрат, на группу С – 5-10 % затрат.
Г. Контрольный листок
4
Кузьмин А.М. Диаграмма Парето // Методы менеджмента качества. – 2005. № 12. – С. 27.


62
Контрольный листок с одной стороны выступает как средство регистрации данных, как правило, в виде бумажного бланка с заранее внесенными в него контролируемыми параметрами, соответственно которым можно заносить необходимые данные с помощью пометок или каких-либо символов. С дугой стороны, контрольный листок – это инструмент, позволяющий облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.
Назначение контрольного листка – облегчение процесса сбора данных, автоматическое их упорядочивание для дальнейшего использования. Собранные с помощью контрольного листка данные служат источником информации в процессе анализа с использованием различных статистических методов и выработке мероприятий по обеспечению и улучшению качества процессов.
Таблица 22
Пример контрольного листка
Наименование документа
Контрольный листок по видам
дефектов
Предприятие:________________
Цех:______________________
Участок: ___________________
Изделие ______________________
Операция _____________________
Контролер ____________________
Типы дефектов
Данные контроля
Количество деталей
Деформация
//////////////////
20
Царапины
////////////
16
Трещины
////////////
12
Сколы
//////
6
Раковины
////////////////////
23
Разрыв
/////////
9
Пятна
////////////////
18
Прочие
//////////
10
ИТОГО
114
Большое разнообразие форм и размеров контрольных листков является одним из главных недостатком их использования.
Д. Контрольные карты
Для управления качеством технологического процесса необходимо иметь возможность контролировать те моменты, когда впускаемая продукция отклоняется от заданных техническими условиями допусков. В связи с этим одним из способов достижения удовлетворительного качества и поддержания его на этом уровне является применение контрольных карт.
Контрольные карты применяются в случаях, когда необходимо:
1) установить характер неисправностей и дать оценку стабильности процесса;
2) установить, нуждается ли процесс в регулировании или его необходимо оставить в прежнем состоянии;
3) подтвердить улучшение процесса.
Контрольная карта – это графическое представление характеристик (показателей качества) процесса. Контрольная карта является средством распознавания отклонений из-


63 за случайных или особых причин от вероятных изменений, присущих данному процессу.
Основываются контрольные карты на аппарате математической статистики.
Впервые введены контрольные карты были в 1924 году У.Шухартом с целью исключения отклонений, вызванных неслучайными причинами, а при нарушении процесса обработки деталей (технологи обработки).
Контрольная карта представляет собой изображение временного ряда со статистически определенными верхней и нижней границами. Эти границы наносятся на обе стороны от средней линии процесса. Если все значения контрольной карты оказываются внутри контрольных пределов, не проявляя каких-либо тенденций, то процесс рассматривается как находящийся в контролируемом состоянии. Если значения попадут за контрольные пределы или примут необычную форму, то процесс считается разлаженным, вышедшим из-под контроля. На рис. 45 представлен общий вид контрольной карты.
Рис. 45. Общий вид контрольной карты
Существуют различные типы контрольных карт.
1. Контрольные карты по количественным признакам
Контрольные карты по количественным признакам - это как правило сдвоенные карты, одна из которых изображает изменение среднего значения процесса, а 2-я - разброса процесса. Разброс может вычисляться или на основе размаха процесса R
(разницы между наибольшим и наименьшим значением), или на основе среднеквадратического отклонения процесса S.
В настоящее время обычно используются x- S карты, x - R карты используются реже.
Существуют следующие виды контрольных карт:
1. Контрольные карты для регулирования по количественным признакам
(измеренные величины выражаются количественными значениями): а) контрольная карта состоит из контрольной карты , отражающей контроль за изменением среднего арифметического, и контрольной карты R, служащей для контроля изменений рассеивания значений показателей качества. Применяется при измерении таких показателей, как длина, масса, диаметр, время, предел прочности при растяжении, шероховатость, прибыль и т.д. б) Контрольная карта состоит из контрольной карты , осуществляющей контроль за изменением значения медианы, и контрольной карты R. Применяется в тех же случаях, что и предыдущая карта. Однако она более проста, поэтому более пригодна для заполнения на рабочем месте.
2. Контрольные карты для регулирования по качественным признакам:

64 а) контрольная карта p (для доли дефектных изделий) или процента брака, применяется для контроля и регулирования технологического процесса после проверки небольшой партии изделий и разделения их на доброкачественные и дефектные, т.е. определения их по качественным признакам. Доля дефектных изделий получена путѐм деления числа обнаруженных дефектных изделий на число проверенных изделий. Может применяться также для определения интенсивности выпуска продукции, процента неявки на работу и т.д.; б) контрольная карта pn (количество брака), применяется в случаях, когда контролируемым параметром является число дефектных изделий при постоянном объеме выборки n. Практически совпадает с картой p; в) контрольная карта c (число дефектов на одно изделие), используется, когда контролируется число дефектов, обнаруживаемых среди постоянных объемов продукции
(автомобили – одна или 5 транспортных единиц, листовая сталь – один или 10 листов); г) контрольная карта u (число дефектов на единицу площади), используется, когда площадь, длина, масса, объѐм, сорт непостоянны, и обращаться с выборкой как с постоянным объемом невозможно.
Е. Метод стратификации (расслаивания данных)
Одним из наиболее простых и эффективных статистических методов является стратификация – «расслаивание» статистических данных. При этом данные группируются в зависимости от условий их получения и производят обработку каждой группы данных в отдельности. Данные, разделѐнные на группы в соответствии с их особенностями, называют стратами (слоями), а сам процесс разделения на страты – стратификацией.
Стратификация может быть выполнена по следующим факторам.
1. Материал: поставщик, время хранение на складе, срока изготовления, номер партии.
2. Машины и оборудование: тип, время эксплуатации (новое или старое), фирма- изготовитель, уровень автоматизации.
3. Персонал: квалификация, опыт, возраст, пол, индивидуальные черты.
4. Окружающая среда: температура, влажность, шум.
5. Время: утренняя, вечерняя смены, время года.
При этом главным правилом стратификации является необходимость избежать смешения данных различного происхождения. Стратификация используется вместе с другими методами: с гистограммами, диаграммами рассеяния, Парето. Такое сочетание инструментов делает их более мощными.
Рис. 46. Пример стратификации данных


65
На практике метод стратификации используют многократно, расслаивая данные по различным признакам и проводя анализ возникающей при этом разницы. Как правило, сбор данных осуществляют при помощи контрольных листков.
Результат применения метода стратификации можно охарактеризовать следующим образом – полученные данные служат источником информации в процессе анализа и улучшения качества процессов с использованием различных статистических методов
(гистограмм, диаграмм Парето, Исикавы, контрольных листков и карт).
Ж. Диаграмма разброса (рассеивания)
Диаграммой разброса (рассеяния) называется графическое изображение взаимосвязи между случайными величинами х и у. Значения случайных величин х, у получают из опыта, строят диаграмму и по виду этой диаграммы делают вывод о существовании корреляции (взаимосвязи) между параметрами х и у.
Диаграмма разброса представляет собой точечную диаграмму в виде графика, получаемого путем нанесения в определенном масштабе экспериментальных точек, полученных в результате наблюдений. Координация точек на графике соответствует значениям рассматриваемой величины и влияющего на него фактора. Расположение точек показывает наличие и характер связи между двумя переменными. По полученным экспериментальным точкам могут быть определены и числовые характеристики связи между рассматриваемыми случайными величинами коэффициент корреляции и коэффициенты регрессии. у у у х х х у а) у б) у в) х х х г) д) е)
Рис. 47. Варианты диаграмм разброса (рассеивания
) а) сильная положительная корреляция (с ростом x увеличивается y); б) сильная отрицательная корреляция (с ростом x уменьшается y); в,г) слабая корреляция; д) нелинейная (криволинейная) корреляция; е) отсутствие корреляции

66
Семь новых инструментов управления качеством
5
Семь инструментов управления качеством – это набор инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством в процессе организации, планирования и управления бизнесом при анализе различного рода фактов.
Семь инструментов управления качеством обеспечивают понимание сложных ситуаций и позволяют облегчить задачу управления качеством путем улучшения процесса проектирования продукции или услуги.
Данные инструменты усиливают процесс планирования благодаря их способности:
 уяснять задачи;
 устранять недостатки;
 содействовать распространению и обмену информацией между заинтересованными сторонами и т.п.
Использование инструментов управления качеством позволяет экономить ресурсы и тем самым повышает чистую прибыль компании. Семь инструментов управления качеством обеспечивают средства для понимания сложных ситуаций и соответствующего планирования, формируют согласие и ведут к успеху при коллективном решении проблем.
Шесть инструментов используются в работе не с конкретными числовыми данными, а со словесными высказываниями и требуют понимания концепций семантики для обнаружения и сбора основных данных. Сбор исходных данных обычно осуществляют, используя эвристические методы – мозговые атаки, метод Дельфи.
В табл. 23 представлена характеристика семи новых инструментов управления качеством.
Таблица 23
Семь новых инструментов управления качеством
Инструменты качества
Характеристика инструментария
Диаграмма сродства
Инструмент, позволяющий выявлять основные нарушения процесса путем обобщения и анализа близких устных данных
Диаграмма связей
Инструмент, позволяющий выявлять логические связи между основной идеей, проблемой и различными факторами влияния
Диаграмма дерева
Инструмент стимулирования процесса творческого мышления, способствующий систематическому поиску наиболее подходящих и эффективных средств решения проблем
Матричная диаграмма
Инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных
(скрытых) связей
Блок-схема процесса принятия решения
Инструмент, помогающий запустить механизм непрерывного планирования, его использование способствует уменьшению риска практически в любом деле
Матрица приоритетов
Инструмент для обработки большого количества числовых данных, полученных в результате построения матричных диаграмм, с целью выявления приоритетных данных
Стрелочная диаграмма
Инструмент, позволяющий планировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели и эффективно их контролировать
Последовательность применения данных методов может быть различной в зависимости от поставленной цели. Данные методы можно рассматривать и как отдельные
5
Кузьмин А.М. Семь инструментов управления качеством // Методы менеджмента качества. – 2006. - № 5. – С.25.


67 инструменты, и как систему методов. Каждый метод может находить свое самостоятельное применение в зависимости от того, к какому классу относится решаемая задача.

Вопросы для закрепления:
1. Что представляют собой статистические методы контроля качества продукции?
2. Охарактеризуйте область применения статистических методов контроля качества.
3. В чем заключается отличие семи новых инструментов управления качеством?
4. Какова роль экспертных методов в управлении качеством продукции?

68
1   2   3   4   5   6   7   8   9