Файл: Восхождение от абстрактного к конкретному.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Восхождение от абстрактного к конкретному

Общеизвестно, что мышление, как особая форма отражения реальности, осуществляется в форме с помощью абстракции и абстрагирования(процесса образования абстракций). Но с другой стороны философия диалектического материализма усматривает главное истинное познание в конкретности.

С точки зрения диалектики «абстрактное» и «конкретное» стоит рассматривать как взаимно противоположные термины, каждый из которых в отдельности может быть понятен через что-то «другое».

Карл Маркс определяет «конкретное» как «единство многообразия». Конкретное, конкретность – это синоним объективных взаимосвязей всех сторон реального предмета. Под единством понимается сложная совокупность признаков предмета, неповторимое сочетание которых характерно лишь для него одного. Часто Маркс вместо термина конкретность использует термин тотальность. Этот термин он использовал когда нужно было охарактеризовать предмет как связанную, органическую систему взаимодействующих явлений. А единственной логической формой, в которой человек может осознать конкретность, оказывается не абстрактное единство, не абстракция, выражающая общее в явлении, а «единство многоразличных определений» - система абстракций. Сознание должно быть столь же сложным, сколь сложен предмет. Только анализ знания может показать, имеем ли мы дело с «абстрактным» или с «конкретным» знанием.

С метафизической стороны, термин конкретность появился в 17-18 веках, и терминология опиралась на знания схоластики, хотя и полностью противоречила им. С точки зрения схоластики, конкретное – чувственно воспринимаемому миру единичных вещей, миру смертному, тленному и презренному, противопоставляется нетленному, божественному, вечному – абстрактному.

С точки зрения философов 17-18 века конкретное – как и схоластика называла те же единичные вещи и явления, однако этот самый чувственно-воспринимаемый человеком мир единичных вещей стал теперь единственной достойной уважения и изучения реальностью. Теперь конкретное не ассоциируется с чем-то низменным, не важным, а мир теоретических формул и обобщений стал слабым очень несовершенным сухим и тощим абстрактным…

Конкретное все теснее связывалось с образом бесконечного разнообразия явлений окружающего мира, которого воспринимает человек. Но вскоре вскрылись комплексы проблем, связанных с процессом отражения мира конкретных вещей в сознании человека, вынужденного сводить итоги познавательных усилий в абстрактные теоретические формулы. Тогда объективная реальность стала относиться к реальности геометрической, а все, что не может быть приведено к геометрическим отношениям
есть продукт деятельности органов чувств, не имеющий ничего общего с самими вещами – то есть как субъективную иллюзию. Задача мышления стала определятся иначе - для того, чтобы достичь чистого объективного знания, нужно смыть с чувственно-данного образа вещи все чувственное, привнесенное органами чувств. Вся конкретная полнота вещи оказалась лишь субъективной иллюзией, а мир вещей стал абстрактно-геометрическим. Абстрактное знание, заключенное в сухих математических формулах и законах, вновь начинает расцениваться как более истинное. Конкретное опять утратило всякую цену в глазах науки и философии. Философия эмпиризма неизбежно пришла к выводу, прямо противоположному исходным убеждениям.

Гегель считает, что абстрактно мыслит каждый, и тем абстрактнее, чем менее образованно, развито его духовное Я, и наоборот – мыслить конкретно очень тяжело и не каждый способен. Гегель поясняет свою мысль на примере притчи: "Ведут на казнь убийцу. Для обычной публики он убийца и только. Дамы, может статься, отметят, что убийца сильный и красивый мужчина. Публика найдет это замечание отвратительным – как, убийца красив? как можно мыслить столь превратно, назвать убийцу красивым? сами, должно быть, не лучше! – Это проявление нравственной испорченности, царящей в высших кругах, – прибавит, может быть, священник, привыкший заглядывать в глубину вещей и сердец. Знаток людей, напротив, рассмотрит ход событий, сформировавший этого преступника, откроет в истории его жизни, в его воспитании, влияние дурных отношений между отцом и матерью, обнаружит, что когда-то этот человек за более легкий проступок был наказан с чрезмерной суровостью, ожесточившей его против гражданского порядка, его первое противодействие последнему, превратившее его в отщепенца и в итоге сделавшее путь преступления единственно возможным для него способом самосохранения. Публика, – доведись ей услышать все это, – воскликнет: он хочет оправдать убийцу! Это и называется мыслить абстрактно, не увидеть в убийце ничего сверх того абстрактного, что он убийца, и гасить в этом качестве все остальные качества человеческого существа.

Наука и научное мышление в системе Гегеля выступает как высшая ступень развития «обыденного мышления», поэтому он иллюстрирует проблему на примере обычных умственных операций

, производимых людьми постоянно. Также он подчеркивает, что характер абстрагирующей деятельности человека всегда находится в зависимости от общества, его систем условий, посредством которых и совершается абстрагирующая деятельность.

Еще одна проблема, с которой столкнулся Гегель, это проблема сознания. Осознать, выразить для себя какое-либо явление конкретно невозможно. Поскольку любое восприятие мира человек перекладывает на язык, словесную формулировку, а слово способно выражать только общее, только повторяющееся. Для единожды случившегося, абсолютно неповторимого индивид попросту не найдет в своем словарном запасе соответствующего наименования. А если он придумает это слово сам, то его никто не поймет, ведь оно известно лишь этому индивиду. В качестве примера можно привести художника: перед ним красивый пейзаж, он хочет изобразить свое восприятие на холсте, но он сталкивается с ограничениями, такими как холст, палитра. Ему приходится прибегать к общим инструментам, в результате чего картина получается абстрактной, не той, которую художник увидел в своей голове. По этой причине человек, для осознания какого-либо феномена не просто производит абстракцию, а фиксирует ее в слове как идеальный «предмет» с которым он может производить определенные сознательные действия. «Конкретность» сознательно воспринимаемых чувственных данных поставлена в прямую зависимость от высоты развития сознания.

Помимо слов, осознавая чувственные впечатления, развитый индивид пользуется логическими категориями и формами мышления, которые усваиваются индивидом в процессе образования, овладения культурой. Легкий пример: человек, далекий от физики, электротехники, тем не менее может пользоваться смартфоном, если у него есть бедное, абстрактное представление о том, как им пользоваться. Если человек не сможет усвоить категорий мышления, то есть способов, с помощью которых вырабатывается сознание о вещах, то он не сможет самостоятельно приходить к сознанию. Он всегда будет вынужден пользоваться готовым представлением о вещах, не умея ни выработать собственное, ни проверить его на фактах.