Файл: Методические указания по подготовке, оформлению и защите.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


План выполнения работы – это содержание работы в виде краткого перечня основных вопросов в их зависимости, соподчиненности и структуре. План ВКР обучающийся составляет самостоятельно в соответствии с избранной темой работы. При этом учитывается: разработанность проблемы в учебной и научной литературе; ее роль и место в научных направлениях исследований; возможность раскрытия содержания работы на практических материалах и т.п. Обучающийся согласовывает план работы с научным руководителем. Развернутый план позволяет составить каркас работы, внутренность которого необходимо заполнить конкретными изысканиями как теоретического, так и практического характера. При составлении плана необходимо обратить внимание на соблюдение логической последовательности изложения, краткости и точности формулировок, исключающих их неоднозначное толкование, отсутствие повторов, стройное композиционное построение излагаемого материала. Выполняя план, следует ознакомиться с источниками и литературой разных авторов, посвященных данной проблеме, используя различные источники найти доказательную базу для своей гипотезы (концепции), провести при необходимости эмпирические исследования.

План ВКР отражает специфику темы. В ходе его формирования получают свое конкретное выражение общая направленность темы, перечень рассматриваемых вопросов, наименование глав, уточняется список литературы, определяются объекты и предмет исследования, источники получения статистической или исходной практической информации. В процессе составления плана предопределяется теоретический уровень и прикладное значение работы в целом. План ВКР в дальнейшем может уточняться в зависимости от хода исследования проблемы, наличия литературного и фактического материала. План должен отражать основные ключевые проблемы выбранной темы и может содержать от 3 до 5 вопросов, подлежащих рассмотрению. Эти вопросы могут быть разбиты на более мелкие в соответствии с принятыми нормами рубрикации. Разбивка на вопросы в дальнейшем позволит сформулировать заголовки будущих глав и разделов в тексте работы.

Руководитель ВКР утверждает график выполнения работы (Приложение Г), который предусматривает встречи/консультации онлайн с руководителем ВКР. Ответственность за выполнение и соблюдение плана и графика лежит на выпускнике. По договоренности обучающегося с руководителем ВКР допускается переписка между ними через электронную почту, личный кабинет ЭИОС или иные средства электронной коммуникации.

Порядок работы с источниками и литературой

Работа с источниками и литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана ВКР. Студент, как правило, подбирает необходимую литературу самостоятельно. Роль руководителя ВКР заключается, в основном, в рекомендациях и советах по отбору источников и видов публикаций. Все материалы, которые будут использованы в процессе написания ВКР, можно условно разделить на:

- законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Концепции и Стратегии развития экономики России, регионов и отраслей на перспективу;

- статистические сборники Росстата, отечественных и зарубежных ведомств и органов власти;

- учебная литература (учебники, учебные пособия), научная и методическая литература по специальным вопросам и проблемам государственного/муниципального управления;

- статьи в научных, научно-популярных журналах, газетах и других СМИ;

- Интернет - ресурсы.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ использование сомнительных статей, высказываний, статистических материалов из сети Интернет, которые не имеют автора, а также устаревших законодательных и нормативных актов, утративших силу.

При работе с источниками, в первую очередь, изучаются законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативные акты, основополагающие источники.

Затем изучается научная и специальная литература по проблеме исследования, изданная в России и за рубежом. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание (примерно за последние 3-4 года до написания работы), отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.

Общее количество источников и литературы должно быть не менее 50, при подборе источников и литературы и отборе их для дальнейшего использования в качестве исходных теоретических материалов следует включить в перечень монографии отечественных и зарубежных авторов, статьи в научных и популярных изданиях по теоретическим и прикладным проблемам данной сферы экономики как на русском, так и на иностранных языках (обязательно, рекомендованное количество 2-3 источника литературы на иностранном языке).

Завершающей стадией является ознакомление с официальными материалами статистики как документальной основой анализа и сопоставления данных по проблеме исследования.


Порядок сбора, анализа и обработки исходной информации

Качество исходной информации, правильность и полнота подобранного и проанализированного материала во многом определит объективность выводов по исследуемой проблеме. Поэтому сбор информации (статистического или фактического материала) является ответственным этапом подготовки ВКР.

Только изучение многих (порой противоречивых) фактов или точек зрения ученых, их сопоставление и анализ позволяют выявить противоречия, закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления или объекта, их логические взаимосвязи, а также экономическое или социальное значение динамики развития. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны и актуальны.

Для выявления существующих источников и литературы, а также статистических данных по данной проблеме исследования можно воспользоваться:

- бумажными каталогами научной библиотеки ОмГА;

- электронными каталогами научной библиотеки ОмГА, в том числе электронными библиотечными системами IPRbooks, ЭБС «ЮРАЙТ»;

- электронными базами данных (znanium, booк и др.) библиотеки ОмГА;

- официальными сайтами издательств в сети Интернет;

- интернет-сайтами официальных организаций (например, Росстата, Правительства Российской Федерации, Всемирного банка, ВТО, Минфина России, и др.);

- существующими материалами на кафедре или у научного руководителя.

На этом этапе выполнения ВКР студенту рекомендуется составить всю библиографию, касающуюся темы работы, написать простую краткую аннотацию каждого источника для последующего использования. При выписке цитат и конспектировании следует делать ссылки: автор, название, место издания, издательство, страницы цитирования. Эта информация будет полезна в дальнейшем при оформлении списка источников и литературы ко всей работе. Конспект может содержать в себе факты, статистические данные, доказательства, примеры, основные идеи и выводы автора издания, а также личное мнение студента по использованию данного материала.

Систематизация, анализ и обработка информации предполагают использование в работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только способствуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений и процессов.


При использовании фактического материала необходимо соблюдать правила, а именно:

  • данные следует приводить в абсолютных (млн. ден. ед., т, шт.) или относительных (%) показателях, они должны быть сопоставимыми при их сравнениях;

  • для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического явления и охарактеризовали динамику процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно привести данные ее изменения в процентах за несколько месяцев или за ряд лет;

  • для наглядности данные целесообразно свести в таблицы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуть обработке;

  • для характеристики качества изучаемых процессов, их динамики при интерпретации данных в тексте лучше использовать относительные показатели.


Обязанности и ответственность руководителя ВКР

В процессе выполнения ВКР обучающийся должен показать не только определенный объем знаний, но и навыки вести самостоятельную научную работу в соответствии с тем компетенциями, которые он освоил в течение всего времени обучения в вузе по данному профилю. Обучающийся системно работает над избранной темой в тесном контакте с научным руководителем. Регулярные встречи с руководителем ВКР обеспечивают формирование исследовательских навыков и умений пользоваться методами научных исследований.

На этапе подготовки выпускной квалификационной работы руководитель ВКР советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и оказывает помощь в подборе литературы, источников получения информации, а также определении периода, за который целесообразно собрать информацию.

В ходе выполнения работы руководитель ВКР дает рекомендации по сбору фактического материала, разработке или подбору форм для сбора информации, методике ее обобщения, систематизации, обработки и использования при написании ВКР. На этом этапе руководитель выступает как оппонент, указывая обучающемуся на недостатки аргументации, композиции, стиля и предлагает способы их устранения.

После получения окончательного варианта ВКР научный руководитель является экспертом и составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует полноту содержания ВКР, работу выпускника в процессе её выполнения и его отношение к своим обязанностям при работе над темой исследования.

Таким образом, воспитательная составляющая компетентностного подхода к учебному процессу и выполнению ВКР заключается в обязанностях и ответственности научного руководителя, которые реализуются в его функциях.


Руководитель ВКР:

  • оказывает помощь в окончательном формулировании темы в случае, если она не входит в перечень тем каталога;

  • излагает сущность проблематики, предлагаемой обучающемуся для разработки в рамках выпускной квалификационной работы;

  • знакомит обучающегося с требованиями, предъявляемыми к ВКР по содержанию и оформлению;

  • оказывает помощь в составлении плана ВКР;

  • оказывает методическую помощь в выборе методики сбора, анализа и изучения эмпирического материала;

  • проводит регулярные консультации и собеседования в ходе подготовки и написания работы;

  • осуществляет оперативное руководство выполнением ВКР, постоянный контроль хода выполнения ВКР;

  • информирует заведующего кафедрой о соблюдении сроков выполнения ВКР;

  • консультирует обучающегося при подготовке доклада и презентации для защиты ВКР;

  • подписывает работу и допускает ее к защите с учетом требований по качеству содержания и оформления;

  • предоставляет письменный отзыв о ходе работы выпускника в период подготовки выпускной квалификационной работы.

Руководитель ВКР обязан проверить текст ВКР на предмет нарушения академических норм написания письменных работ (плагиат, фальсификация, подлог).

ВНИМАНИЕ! Плагиат – это нарушение правил цитирования (авторских прав), когда чужой текст выдается автором работы за свой. Фраза без ссылки на источник или литературу приравнивается к плагиату.

Подлог – это сдача работы, написанной другим человеком (студентом предыдущих курсов, студентом другого вуза, и т.д.) в качестве своей.

Фальсификация – это подделка статистических данных, умышленное их искажение, использование одних данных вместо других, искажение результатов расчетов.

Работы не соответствующие требованиям к защите не допускаются. Норматив оригинальности текста ВКР – не менее 50%.

После получения окончательного варианта выпускной квалификационной работы руководитель ВКР составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует ВКР, указывая:

  • актуальность и новизну темы исследования;

  • соответствие содержания работы теме;

  • степень самостоятельности в раскрытии темы;

  • уровень теоретической разработки темы;

  • умение работать с литературой, производить расчеты, анализировать, обобщать, делать научные и практические выводы;

  • ценность, новизну и обоснованность выводов;

  • практическую ценность полученных результатов;

  • логичность, четкость, грамотность изложения материала;

  • соответствие правилам оформления;

  • оценку качества работы обучающегося в период подготовки ВКР и соответствие работы требованиям федерального государственного образовательного стандарта.