Файл: всероссийский ордена знак почета научноисследовательский институт противопожарной обороны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1086
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Дошкольные образовательные организации (Ф1.1)
Специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные) (Ф1.1)
Спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций (Ф1.1)
Многоквартирные жилые дома, общежития квартирного типа (Ф1.3)
2.1.4 Одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (Ф1.4)
Тушение пожаров свайных полей домов северных широт
При развившемся пожаре в свайной части зданияРТП должен:
Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки (Ф2.1).
Спортивные сооружения с трибунами закрытых помещениях (Ф2.1)
Библиотеки для посетителей в закрытых помещениях (Ф2.1)
Музеи, выставки, танцевальные залы в закрытых помещениях (Ф2.1)
Здания организаций торговли (Ф3.1)
Здания организаций общественного питания (Ф3.2)
Здания медицинских организаций, предназначенные для осуществления медицинской деятельности (Ф3.4)
Помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания (Ф3.5)
2.3.7 Здания объектов религиозного назначения (Ф3.7).
Производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские (Ф5.1)
Здания (сооружения) металлургических и машиностроительных предприятий
Здания (сооружения) хранения и переработки сжиженных углеводородных газов
Резервуарные парки нефти и нефтепродуктов
Складские здания, сооружения (Ф5.2) Здания складов со стеллажным хранением
Здания сельскохозяйственного назначения (Ф5.3)
Здания элеваторно-складского хозяйства, мельничных и комбикормовых предприятий
Наличие в зоне горения электрооборудования, электроустановок, находящихся под напряжением
Подача огнетушащих веществ на высоту (высотные здания)
3.3 Угроза взрыва газовых баллонов
Проведение тактической вентиляции
Способы проведения тактической вентиляции
Применение тактической вентиляции не имеет смысла:
Порядок проведения тактической вентиляции:
Позиционирование и способы установки вентиляционных агрегатов
Способы установки (позиционирования) вентиляторов:
Тактическая вентиляция должна быть остановлена в следующих случаях:
Возможные опасности при проведении тактической вентиляции
Противодымный занавес и его применение
Устройство противодымного занавеса
Установка противодымного занавеса
Демонтаж противодымного занавеса
Меры безопасности при использовании противодымного занавеса
Тушение пожаров на объектах с наличием (обращением) кислорода (кислородных станций)
Система пожаротушения с гидроабразивной резкой «Кобра»
Температурно-активированная вода
Компрессионная (газонаполненная) пена
Робототехнические комплексы и беспилотные летательные аппараты Робототехнические комплексы (РТК)
Беспилотные летательные аппараты
Методики тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на иных объектах
Городские коллекторы инженерных коммуникаций
Общие положения по проведению боевых действий на объектахлюбого функционального назначения
Выезд и следование к месту вызова (пожара)
Создание оперативного штаба пожаротушения, боевых участков (секторов)
Клинья изготавливаются из досок или деревянных брусьев в виде прямоугольного треугольника. Примерное соотношение катетов 1:2, оптимальная толщина клина от 20 до 40 мм. Целесообразно изготавливать клинья из твёрдых пород дерева.
Деревянный клин является самым простым и доступным в изготовлении средством фиксации. Для их изготовления могут быть использованы отходы деревообработки или старая мебель.
При проведении тактической вентиляции деревянный клин является расходным материалом, но может быть использован неоднократно.
Исходя из практического опыта применения ТВ на территории гарнизона пожарной охраны города Москвы следует, что один деревянный клин должен быть у каждого пожарного, или как минимум два клина на одно звено ГДЗС. На каждом вентиляционном устройстве должно быть закреплено минимум пять деревянных клиньев различного размера.
В подразделениях, в районах выезда которых расположено большое количество производственных или складских зданий, рекомендуется заготавливать деревянные клинья больших размеров для фиксации дверных проемов больших площадей.
Пожарным переносить клинья следует в карманах защитной одежды. Также возможна переноска клиньев в сумке, расположенной на поясе пожарного или плечевой лямке ДАСВ. Специальные устройства для фиксации изготавливаются фабрично, чаще всего из пластика, бывают различных геометрических форм и размеров.
- Рекомендации по тушению пожаров на транспортных средствах с электрической тягой от собственных источников питания
Транспортные средства с электрической тягой от собственных источников электропитания (электромобили) приводятся в движение электродвигателем. Электроэнергия хранится в химических источниках тока – тяговых перезаряжаемых батареях. В настоящее время в электромобилях применяются литий-ионные аккумуляторы.
Основным источником электропитания и, соответственно, самым пожаровзрывоопасным узлом электромобиля, является батарейный отсек, где располагаются несколько тысяч ячеек литий-ионных аккумуляторов, соединенных между собой последовательно и параллельно. Внутри ячеек расположены катод и анод, разделенные между собой сепаратором (тонкой перегородкой из полимерного пористого материала). Пожаровзрывоопасность батарейного отсека определяется использованием в качестве источника энергии активного щелочного металла лития, который при взаимодействии с воздухом активно нагревается с выделением большого количества энергии, образуя при этом оксид лития, а при взаимодействии с водой происходит активное выделение водорода с образованием гидроксида лития.
Следующим по значимости источником пожарной опасности электромобиля является сама силовая установка и высоковольтные кабели, соединяющие электродвигатель с источником энергии (аккумуляторной батареей). При неправильном выборе сечения кабеля, отсутствии или недостаточной защите от перегрузки по току и короткого замыкания, недостаточной защите от повреждения изоляции кабеля в результате износа или вибраций, может также произойти короткое замыкание
с последующим нагревом и воспламенением окружающих элементов конструкции автомобиля.
Электродвигатель включает в себя статор и ротор. Он работает, используя принцип электромагнитной индукции. Вращающееся магнитное поле в статоре действует на обмотку ротора и наводит в нем ток индукции, возникает вращающий момент, который приводит в движение ротор. Электроэнергия, поступающая на обмотки мотора, преобразуется в механическую энергию вращения. Сам по себе электродвигатель не является источником повышенной пожарной опасности.
Самые распространенные причины пожара в электромобиле можно разделить на несколько групп, по виду воздействия на аккумуляторную батарею:
-
механическое. Данный вид воздействия может возникнуть в результате дорожно-транспортного происшествия, выраженного в наезде на препятствие или столкновении с другим автомобилем; -
тепловое. Данный вид воздействия проявляется при повышенной температуре окружающей среды, также может возникнуть в процессе интенсивной эксплуатации; -
электрическое. Данный вид воздействия может возникнуть при перезарядке аккумуляторной батареи.
Все три вида воздействия, как правило, сопровождаются разрушением сепаратора и, в результате непосредственного контакта катода и анода, коротким замыканием в аккумуляторной батарее с выделением тепла и последующим инициированием экзотермической реакции теплового разгона, когда в цепную реакцию нагрева вступают близкорасположенные ячейки литий-ионных аккумуляторов. Скорость распространения экзотермической реакции теплового
разгона внутри аккумуляторной батареи между ячейками литий-ионных аккумуляторов составляет 22 секунды, максимальная температура пламени может достигать 1500 °C, а повторное самовозгорание после первичной ликвидации пожара может наступить через 22 часа, в связи с чем рекомендуется помещать ее на карантин в емкость с водой на 24 часа.
При организации боевых действий пожарных подразделений руководителю тушения пожара в первую очередь стоит обратить внимание на
соблюдения правил по охране труда личным составом. Основные опасности для участников тушения пожара электромобиля делятся на три группы:
электрические; тепловые; химические.
Поражение электрическим током является одним из самых распространенных рисков при тушении электромобилей. Напряжение высоковольтных проводов и аккумуляторной батареи в зависимости от модели может варьироваться от 400 до 800 Вольт. При отсутствии датчика индикации напряжения однозначно определить риск поражения электрическим током невозможно. Следовательно, необходимо держаться на безопасном расстоянии от высоковольтных элементов и по умолчанию считать, что они под напряжением. Применять огнетушащие вещества, являющееся проводником электрического тока, необходимо после отключения напряжения силовой установки.
Тепловая опасность связана с выделением лучистой энергии в инфракрасной области спектра с максимальной температурой, достигающей 1500 °C, и как следствие, с возможностью получения термического
ожога кожных покровов высокой степени тяжести. В связи с этим, необходимо вести боевые действия по тушению пожара электромобиля в боевой одежде пожарного и с расстояния, на котором действие теплового потока будет минимальным, с учетом необходимого расстояния для эффективной подачи огнетушащих веществ.
Химическая опасность связана с вытеканием электролита (как правило, используется серная кислота) из поврежденных ячеек аккумуляторной батареи и реакцией, происходящей при контакте с огнетушащим веществом, сопровождающейся выделением тепла и выбросом получившейся смеси на кожные покровы с образованием химических ожогов. Также при горении аккумуляторной батареи происходят химические реакции элементов, входящих в ее состав с кислородом воздуха и огнетушащим веществом, применяемым при тушении. В результате чего выделяются токсичные газы в виде оксидов меди, никеля, кобальта, которые вызывают раздражение кожных покровов, слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей. В связи с этим, необходимо проводить боевые действия по тушению пожара электромобиля в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а также в экипировке, исключающей прямой доступ к кожным покровам участника тушения.
Рекомендации по порядку боевых действий для оперативных должностных лиц и участников тушения пожаров электромобиля:
-
При следовании на вызов по заявке, связанной с возгоранием транспортного средства, должностному лицу, выступающему в роли РТП, необходимо через диспетчера и заявителя по возможности уточнить вид двигателя транспортного средства, об эвакуации людей из салона транспортного средства, наличии пострадавших; -
По прибытию на место вызова, уточнить визуально вид двигателя транспортного средства. Особенностью автомобиля с электродвигателем будет являться отсутствие выхлопных труб, бензобака или газобаллонного оборудования, предупреждающие надписи о высоком напряжении, наличие порта для зарядки; -
По прибытию на место вызов получить от водителя необходимую информацию: