Файл: Социальные ценности и нормы культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно сказать, что ценности связаны с, одной стороны, с удовлетворением жизненно важных биологических потребностей, а с другой – они основаны на социальном взаимодействии и выполняют регулирующую функцию поведения людей.

Ценности разделяются другими людьми и могут сохраняться в течение жизни нескольких поколений. Подобно социальным установкам ценности – это представления людей о жизни и приемлемом (рациональном) поведении. Ценность – это приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное понятие о том, что является желательным. Это тенденция выбора, критерий постановки целей и результат действий1.

Ценности можно рассматривать как этический показатель того, что можно и нужно хотеть в этой жизни, как оценивать других людей и себя в отношениях с ними, к чему следует стремиться и пытаться достичь с помощью только тех средств, которые одобряются обществом. В свою очередь средства достижения целей тоже являются ценностями.

Таким образом, ценности – это понятия, с помощью которых социальные психологи пытаются определить и объединить целый ряд явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Поскольку социальная психология исследует отношения людей во всем их многообразии, проблема ценностей имеет принципиальное значение. По мнению современного исследователя ценностей профессора Иерусалимского университета Шалома Шварца, ценности отражают три универсальные потребности человеческого существования: биологические потребности, потребности в скоординированных социальных действиях, а также все, что необходимо для выживания и функционирования группы. Следует также уточнить, что счастье, к которому стремится человек, как высшее моральное благо, также представляет собой совокупность физических и духовных ценностей.

Ценности меняются во времени, поскольку меняется само общество и способы отношений между людьми. Они выступают мерилом, с помощью которого индивид может оценивать значение, положительное или отрицательное, собственных социальных действий и действий окружающих его людей.

Ценности также имплицитно показывают, какие основные проблемы существуют в обществе, поскольку люди с их помощью выражают желаемый результат социальных изменений и формулируют с помощью ценностей то, к чему они стремятся.

Например, в современной России такими ценностями оказались в последние годы здоровье, семья и материальное благополучие, которого хотят достичь практически все возрастные группы и слои населения. Стоит отметить, что Рокич считает эти ценности терминальными, т.е. целями, к которым люди стремятся.


3. Особенности ценностей в современной культуре
В традиционной отечественной культуре существует такая иерархия ценностей:

– терминальные и моральные ценности, таким как: нравственность, благотворительность, стремление к добру и т. п.;

– инструментальные и прагматические ценности;

– гедонистические ценности (считаются вспомогательными, подчиненными двум вышеназванным).

К сожалению, на сегодняшний день такая иерархическая структура переживает кризис, который порождается существенными изменениями в обществе и характеризуется упадком искусства, культуры, духовности, экономическим дисбалансом в стране.

Подавляющее большинство современных людей в основе структуры ценностей видит семейный благополучие, здоровье и материальную обеспеченность, а также профессиональное становление, реализацию как специалиста, карьерный рост. Таким образом, общечеловеческие ценности, такие как познание, творчество, возможность активной деятельной жизни не находят должного уровня в ценностных ориентациях современной культуры2.

Поскольку ценностные ориентации личности содержательно оговариваются доминирующими в обществе ценностями, то на современном этапе в российском обществе происходит процесс упадка одних и формирования новых ценностей.

Современный период является достаточно насыщенным по усвоению определенных ценностей и норм деятельности, что происходит за счет включения человека в систему новых конкретных социальных связей, которые порождают своеобразные внутренние конфликты из-за несоответствия с уже имеющимися, но еще нестабильными взглядами на жизнь. Этот процесс всегда связан с преодолением противоречий, которые, как правило, находят свое выражение во внутриличностных конфликтах. По этому поводу А.Л. Светличный считает, что «ценностная сфера человека всегда является внутриконфликтной».

Именно внутренние конфликты личности выступают выразительным стимулом к переоценке собственного видения конкретной ситуации и изменения в отношении к ней. С одной стороны, это очень важный и полезный процесс, который позволяет учиться выбирать приоритеты для себя, для окружающих, но с другой – такая переоценка не всегда приобретает правильное направление, иногда человек ошибается и, таким образом может стать на ложный путь, ведущий к переформированию ценностной ориентации личности.



Динамику ценностного сознания современного поколения описала Е.С. Киприянова, которая согласно концепции нормативных лет Р. Инглехарта изобразила пять поколений молодежи и особенности ценностного сознания каждого. Разделение берет свое начало в 60‑х годах ХХ в. и заканчивается нынешними временами:

1. «Поколение «оттепели»» характеризуется ответственностью, целеустремленностью, инициативностью, но наряду с этим принципиальностью, самокритичностью, тактичностью, вежливостью, общительностью, отсутствием карьеризма и стремления к власти;

2. «Поколение «застоя»» отмечается такими добродетелями как отзывчивость, скромность, коллективизм, честность, но также имели место стремление к профессиональному совершенствованию как к творческому призванию.

3. «Поколение «перестройки»» – молодежь этого поколения отмечалась терпимостью, инициативностью и толерантностью в отношении ситуации в то время;

4. «Первое поколение после развала СССР» – резкий рост степени модернизации ценностей; после здоровья семьи главные ценности – личная свобода, независимость в суждениях и действиях, материальное благополучие, полноценный отдых, интересные развлечения; только седьмое ранговое место (по данным исследований 1996–1997 гг.) занимает такая ценность, как возможность развития, реализации своих способностей и талантов;

3. «Второе поколение после развала СССР», у которого главные ценности – возможность саморазвития и самореализации, экономическая независимость, толерантность.

Как мы видим, изменения в мировоззрении и направление ценностной ориентации разных поколений имеют различия, которые, главным образом, зависят от социального и политического положения в стране, уровня развития экономики, культуры, нравственности и т. д.

Заключение
Сегодня наблюдается тенденция к дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей. Эта тенденция проявляется в повышенным интересе молодежи к сценам и эпизодам насилия и секса, жестокости в кинематографе, телевидении, театре, музыке, литературе, искусстве. В социокультурных ценностях преобладают потребительские ориентации. Только каждый 6‑й занимается спортом, 10‑й в свободное время посещает студии, кружки, каждый 16‑й занимается самообразованием, однако подавляющее большинство отдыхают в кругу друзей или у компьютера. В результате такого подхода происходит тотальное искоренение из культурного оборота целого пласта искусства, науки, народной культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор), что воспринимается большей частью подростков как анахронизм (ненужный пережиток).


Итак, ценностные ориентации является системой гибкой, в которой заложен свободный выбор, а соответственно и всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей личности. Они включают общественные ценности в механизмы деятельности и поведения личности. То есть, в них реализуется избирательность человеческого поведения, представления индивида о смысле жизни.

Список использованных источников и литературы
1. Боришевский М.С. Дорога к себе: от основ субъектности к вершинам духовности: монография / М.С. Боришевский. – М.: Академиздат, 2012. – 416 с.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Академия, 2015. – 415 с.

3. Додонов Р.А. Алгоритм саморазвертывания духовной жизни общества // Нова парадигма – 2014. – Вып.6 – С. 53–58.

4. Киприянова Е.С. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников // Экспресс-опыт, 2016. – №1 (январь-июнь). – С. 34–38.

5. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15–19.

6. Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология: Учеб. пособие / Л.Е. Орбан-Лембрик. – М .: Академия, 2015. – 448 с.

7. Основы социальной психологии: Учебное пособие. / Под ред. М.М. Слюсаревского. – М .: Миллениум, 2016. – 495 с.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М.: Педагогика, 2015. – 568 с.

9. Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса / Л.Г. Почебут. – СПб.: Питер, 2015. – 387 с.

10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2016. – 496 с.

11. Светличный А.Л. Ценностно-смысловая сфера личности и особенности ее конфликтности: дис… канд. психол. наук : 19.00.01 / А.Л. Светличный; Харьковский гос. ун‑т. – Х., 2014. – 160 с.

12. Титаренко Т.М. Жизненной мир личности: в пределах и за пределами обыденности / Т.М. Титаренко. – М.: Просвещение, 2016. – 276 с.

13. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 2012. – 590 с.

14. Шестопалова Л.Ф., Перевзная Т.А. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению // Психол. журнал. – 2015. т. 24. – №3. – С. 64–70.


1


2