Файл: Развитие государственности белорусских земель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ.

IX-XXI вв.

Ответы в таблице должны быть краткими и конкретными. Курсивом в таблице даны пояснения к выполнению задания, которые помогают его лучше понять. Краткая характеристика включает в себя описание отличительных качеств, свойств объекта (явления), общую оценку.

Задание выполняется самостоятельно и высылается для проверки в электронном виде до 18.00 17 ноября 2022 г.

Древнерусский период (862 г. – первая половина XIII в.)

Признак государственности

Краткая характеристика


Территория

Полоцкое княжество образовалось в среднем течении Западной Двины в IX–X вв., занимало всю Северную Беларусь и граничило на севере с Новгородской землей, на востоке – со Смоленской, на юге – с Турово-Пинской, на западе и северо-западе – с землями литовско-латышских племен. Полоцкое княжество занимало свыше трети территории современной Беларуси.

Турово-Пинское княжество располагалось в Полесье, в бассейне Припяти, на юге современной Белоруссии и на севере Украины. На севере оно граничило с Полоцким княжеством, на юге и востоке — с владениями киевских великих князей, на западе — с землями ятвягов. В древности территория княжества была заселена дреговичами и, частично, древлянами. Дреговичи основали поселение на месте слияния Язды и Струмени.

Органы государственной власти и их полномочия

Князь- глава феодального монархического   государства ( княжества) или отдельного политического образования

Боя́ре (ед. ч. боя́рин, боя́рыня) — в узком смысле высший слой феодального общества в X—XVII веках в Болгарии, Древнерусском государстве, Галицко-Волынском государстве, Великом княжестве Московском и Русском царстве, Великом княжестве Литовском, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, и до 1864 года в дунайских княжествах и Румынии.

Вече-народное собрание у всех народов славянского происхождения до образования государственной власти раннефеодального общества для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. В случае смерти мужа семью на вече должна была представлять его жена. Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.

Законодательство

Обычное право-исторически сложившийся источник права и правило поведения. совокупность правовых обычаев, образующих систему норм, правил поведения, закрепляющих сложившиеся общественные отношения.

Отличие закона от обычного права сводится к следующему:

1. По происхождение и внешнему авторитету: закон исходит от верховной государственной власти, а обычное право исходит от общества в целом, оно безлично, автор его неизвестен.

2. По внешнему выражению: закон - право писаное, а обычное право - право неписаное. Поэтому закон характеризуется бόльшей определённостью, бόльшей доступностью для всех, а обычное право, не облечённое в письменную форму, некоторой неопределённостью.

«Русская правда»-  сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года, древнейший русский правовой кодекс. Первооткрывателем Русской Правды для исторической науки является историк В. Н. Татищев, в 1737 году обнаруживший Краткую её редакцию. усская Правда содержит нормы уголовного, обязательственного, наследственного, семейного и процессуального права. Является главным источником для изучения правовых, социальных и экономических отношений Киевской Руси.

Система принуждения и защиты интересов государства

Княжеская дружина-княжеское войско. Являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Кроме военной несли управленческие и судебные функции. Численный состав дружины был различен, но предположительно не превышал нескольких сот человек.

князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества — а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с иноплеменниками.

Дружина являлась ядром войска и составляла, вероятно, главную часть конницы, но в крупных военных предприятиях в качестве основной военной силы отмечено участие:

в конце IX — середине X веков — войск подвластных князю племён;

во второй половине X — в первой половине XI веков — полков «воев», формировавшихся путём нерегулярных наборов на продолжительный срок;

с середины XI века — городовых полков, выступавших в поход по решению веча и получавших оружие и коней от князя.

В XI—XII веках дружина резко делится на два слоя: дружину старейшую, лепшую (лучшую), переднюю, и дружину молодшую.

Система сбора налогов

Полюдье-сбор дани со славянских и финских племён, практиковавшийся в IX—XII веках в Киевской Руси. жегодно с ноября по апрель князья с дружинами[a] объезжали земли дреговичей, кривичей, древлян, северян и других подданных славянских и финских племён. Некоторые платили дань деньгами, некоторые — мехами или другими товарами, третьи — рабами. Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей» относятся к середине X века. Однако арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к IX веку.

Погосты- административно-территориальная единица (сельский податный округ) на Руси. Сам термин произошел от славянского слова «погостина», которое означало место для разнообразных сборов, съездов или волостные земли, где велись торги, устраивались базары и заключались договора.


Суверенитет

с конца IX в. в Полоцком княжестве и в других древних землях Беларуси происходили объединительный этнические процессы. Население этих земель характеризовалась общей этнической самосознательностью, языковым единством, сходством культуры.


Государственная символика

Единственный достоверный источник информации о флагах Киевской Руси – летописный свод Ивана Грозного XVI века. На его иллюстрациях изображены однотонные красные флажки треугольной формы, а кое-где видны флажки других цветов.


Белорусские земли в составе ВКЛ (середина XIII в. – 1569 г.)

Признак государственности

Краткая характеристика


Территория

Во второй половине XIII— XIV в. в составе Великого княжества Литовского оказались все белорусские земли. Они входили в него различными путями. Иногда местные жители, видя в литовских правителях надежную защиту от внешних врагов, сами приглашали их к себе на княжение. При этом с приглашенными князьями могли заключаться специальные договоры, гарантирующие населению белорусских земель сохранение давних порядков. Видимо, таким образом литовский князь Тавтивил стал править в древнем Полоцке уже в середине XIII в.

В 1307 г. Полоцкая земля ненадолго попала в подчинение к крестоносцам, полочане обратились к великому князю литовскому Витеню за помощью в борьбе с немецкими рыцарями. Крестоносцев прогнали, а Полоцкая земля окончательно вошла в состав ВКЛ.

Отдельная группа княжеств бывшей Туровской земли находилась в тесном контакте с ВКЛ. Пинское княжество вошло в его состав, вероятно, в результате угасания рода местных князей. Уже в 1320 г. земля принадлежала сыну Гедимина — Наримонту и его потомкам.

В начале XIVв.в Великое Княжество Литовское вошло Менское (Минское) княжество. Включение Менского княжества произошло по частям. Сначала перешел сам Менск после смерти князя Василия в 1346 г. Затем после смерти удельного князя Семена в 1350-е гг. в составе ВКЛ оказалось достаточно большое Свислочское княжество.

Добровольно вошло в состав ВКЛ и Витебское княжество. Витебский князь Ярослав, не имевший сыновей, заключил договор с великим князем литовским Гедимином. По этому договору он отдавал свою дочь Марию замуж за сына Гедимина Ольгерда.

После смерти Ярослава в 1320 г. Ольгерд стал княжить в Витебске.

Некоторые восточнославянские земли были присоединены к ВКЛ военным путем. Уже в начале правления Гедимина конфликт с Галицко-Волынским княжеством привел к включению в состав ВКЛ Берестейской земли. В 1359г.Ольгердом было присоединено Мстиславское княжество, принадлежавшее Смоленску.

Т.о. во время княжения Витеня в состав государства вошла Полоцкая земля. При великом князе Гедимине большая часть (примерно 80 %) белорусских земель вошла в состав ВКЛ, увеличив территорию государства примерно в три раза.


Органы государственной власти и их полномочия

Великое княжество Литовское сохраняло в основном в своём государственном устройстве черты социально-политической системы.

Вся власть и государственное управление в княжестве принадлежали великому князю литовскому (господарю), иногда бывшему и королём польским. Ему были подчинены князья и крупные феодалы-паны, управлявшие отдельными княжествами и землями. Великий князь имел широкие полномочия: право вести международные дела, вступать в союзы, объявлять войну и мир, руководить военными силами. Ему принадлежало право законодательной инициативы, за его подписью издавались все важные законодательные акты.

Важную роль в государственном управлении в XV — первой половине XVI века играла Рада, куда входили наиболее богатые паны, занимавшие высшие государственно-административные должности (маршалки, канцлеры, гетманы, подскарбии, наместники, воеводы, старосты, каштеляны) и католические епископы. Рада, созданная как совещательный орган при великом князе, с конца XV века начала ограничивать великокняжескую власть.

Исполнительные и контрольные функции Рада осуществляла либо в полном составе, заслушивая доклады отдельных служебных лиц, либо поручая членам Рады (панам радным) проводить отдельные мероприятия, проверки и ревизии. Основную текущую работу по управлению государственными делами от имени Рады исполняли «старейшие паны-рада», к которым относились: епископ, воевода и каштелян виленские, воевода и каштелян трокские, староста жемайтский и некоторые должностные лица высшего управления.

В связи с усилением влияния знати в XV веке возник вальный (всеобщий) сейм, который приобрёл в XVI веке значение высшего законодательного и контрольного органа. На его заседания приглашались все паны, входящие в состав Рады, должностные лица центрального и частично местного управления, верхи католического и православного духовенства, а также по два депутата от шляхты каждого повета.

Например, при выдаче подтверждающей грамоты жителям города Берестье на магдебургское право в 1511 года в Раде присутствовали епископ виленский князь Войтех Радзивилл, воевода виленский и канцлер Николай Радзивилл, воевода трокский и маршалок дворный Григорий Остикович, каштелян трокский и староста жемайтский Станислав Кезгайло, воевода полоцкий Станислав Глебович, староста городенский Станислав Петрович, воевода витебский, маршалок и секретарь Иван Сапега, маршалок и староста берестейский и лидский Юрий Ильинич, маршалок и наместник мельницкий пан Иван Грималич и другие лица.

На вольных сеймах обсуждались общегосударственные вопросы: законодательство, избрание великого князя, привилегии шляхты, государственные налоги, отношения с другими государствами. Вся работа сейма загодя планировалась панами-радой. Представители поветов подавали просьбы и жалобы, ответы на которые давал великий князь, посоветовавшись с панами-радой. Обязательно на сейме обсуждалось избрание великого князя, объявление войны, установление податей на ведение войны. На сейме принимались и законодательные акты. В XV — первой половине XVI веков сейм заседал в Вильне, Берестье, Новогродке, Городне и Минске.

Законодательство

Судебник Казимира или Судебник 1468 года — сборник норм права XV века, составленный великим князем литовским Казимиром IV. В оригинале имел общепринятое для правовых памятников тех лет название «Письмо». Другое название — «Судебник» (так назывались учебники права, которыми пользовались в судах при рассмотрении уголовных и гражданских дел). Дату издания судебника (29 февраля 1468 года) установил протоиерей Иван Григорович. Утвержден на Виленском сейме. Состоял из вступления и двадцати восьми статей, в которых определялась система судов, их компетенция, а также содержались нормы гражданского, уголовного и процессуального права. Судебник 1468 года устанавливал порядок защиты прав, определял порядок досудебного производства и судебного рассмотрения уголовных дел, очерчивал виды наказаний. Согласно судебнику, уголовная ответственность наступала с достижения семилетнего возраста. В статьях 2-8 говорилось о краже и соучастии, в статьях 13-19 о наказании за кражу в соответствии с размерами и отягчающих обстоятельствах. Статьи 9-10 определяют компетенцию государственного суда над княжескими крестьянами, а статьи 11-12 компетенцию государственных судов над барскими крестьянами в случае, когда паны не выполняют своих обязанностей как судьи. Судебник Казимира различал 3 вида краж:

Мелкие кражи — стоимость украденного меньше 1/2 коня;

Средние — больше стоимости 1/2 коня;

Крупные кражи — украденное равно и больше стоимости одного коня.

За мелкую кражу, совершённую впервые, применялось наказание в форме штрафа, средней и большой — смертная казнь через повешение.

Статуты ВКЛ 1529, 1566 гг.

Статут 1529 г. Работа по подготовке первого Статута Великого княжества Литовского велась в течение нескольких лет первой четверти XVI в. К 1522 г. был подготовлен проект Статута, но не был утвержден. Статут был введен в действие 29 сентября 1529 г.

Статут был, по сути, сводом законов на основе кодификации и систематизации норм местного обычного права земель, которые составляли центр ВКЛ, постановлений государственных и судебных учреждений, привилеев. Фамилии составителей неизвестны.

Статут состоял из 13 разделов и 244 статей (позже число статей увеличилось до 283). В первых трех разделах размещались в основном нормы государственного права, в двух следующих — брачно-семейное и наследственное право, в 6-м разделе — процессуальное, в 7-м — уголовное, в 8-м — земельное, в 9-м — лесное и охотничье, в 10-м — гражданское, в последних разделах — уголовное и уголовно-процессуальное право. По Статуту госпадарь должен был сохранять территориальную целостность государства, не допускать чужеземцев на государственные посты в ВКЛ, не давать им земель.

Первый Статут 1529 г. распространялся в списках (копиях). Первоначальный его список, выполненный в Вильно на старобелорусском языке, не дошел до нашего времени. Сохранились 4 списка на «русском» (древнебелорусском), 3 переводные (латинский и польский языки) и 4 списка XIX ст. Списки названы по фамилиям их владельцев или местам хранения. Впервые напечатан на белорусском языке в 1841 г. в Познани, в 1854 г. – кириллицей в Москве.

В Статут 1529 г. были впервые внесены нормы, которые в определенной степени ограничивали права магнатов, объявлялось правило, согласно которому люди (и убогие, и богатые) должны были судиться согласно этому Статуту. Великий князь обязывался хранить территориальную целостность государства, не допускать иностранцев на государственные должности, не давать им имений, земель, чинов, охранять существующие законы.

Таким образом, увеличивалась степень декларативности, в целом характерная для большинства законодательных актов. Статут подтверждал принцип индивидуальной ответственности, регламентировал участие защитников в процессе. Вообще защищаться перед судом и доказывать свою невиновность обвиняемый должен был сам. Но если он не мог осуществлять защиту самостоятельно, то поручал это своему вернику или прокуратору. Если первый – просто доверенное лицо обвиняемого, то второй профессиональный юрист — поверенный шляхтич, который занимался адвокатской практикой.

Статут 1566 г. Проект Статута готовился с 1551 г. комиссией из 5 католиков и 5 православных, в составе которой были «особы певные, рады наши маршалкове, врадники земские, хоружие и иные особы роду и народу шляхецкого, доктори прав чужоземских, которые заседши не одно поправили тот статут старый, але теж новым кшталтом некоторые розделы звлаща судовый, за засаженьем новым обычаем суду и порадку судового то становили и написали» (из привилея 1 июля 1564 г.). Проект был утвержден сеймом 1 июля 1564 г. и должен был введен в действие 11 ноября 1564 г., но из-за споров по отдельным статьям Статут вступил в силу 1 марта 1566 г. В Статут были внесены следующие привилеи: Виленский 1563 г., Бельский 1564 г., Виленский 1565 г. Кроме того, основными источниками Статута 1566 г., стали другие общеземские и областные привилеи (грамоты), Судебник 1468 г., Статут 1529 г. и некоторые нормы обычного права.

Как и Статут 1529 г., второй Статут Великого княжества Литовского не был в XVI в. напечатан. Известно 58 его списков: 13 на древнебелорусском, 40 на польском и 5 на латинском языках. Первая (и пока что единственная) его публикация – в 1855 г. («Временник императорского московского общества истории и древностей российских». Кн. 23). В Статуте 1566 г. сохранена с небольшими изменениями структура Статута 1529 г. Всего разделов 14 (в сравнении с предыдущим выделен отдельно раздел 4: судебный строй и судебный процесс).

К наиболее важным нормам относятся те, что определили состав территории государства, порядок создания и деятельность государственных органов, права и привилегии господствующего класса.

В 3 разделе была повторена норма Статута 1529 года, которая запрещала давать имения и должности "чужеземцам" и соседям ВКЛ. Эти артикулы были внесены против воли польских феодалов и самого короля.

Утверждалось создание подкаморских (межевых) и земских (шляхетских) судов. Объявлялась презумпция невиновности (раздел 14, арт. 2); неполнолетние могли быть наказаны только после 14 лет.

В статуте было 14 разделов и 367 статей.

Система принуждения и защиты интересов государства

Войско ВКЛ

Войско Великого княжества Литовского и Русского, как организованная структура, начало формироваться в середине XIII века, то есть с появлением самого государства. Вскоре стало очевидно, что отдельными вооружёнными группами шляхтичей, будет очень сложно противостоять более мощным дружинам польских князей, а особенно, против хорошо вооружённых и опытных в военном деле крестоносцев.

До XV века каждый боярин имел свою дружину. Важнейшей её частью была конница.

С образованием литовско-русского государства в XIII веке, дружины составили основную ударную силу, способную сражаться в конном строю. Немалую часть знати Великого княжества Литовского и Русского, как и прочих государств того времени, составили служилые шляхтичи, потомки дружинников.

В XIV—XVI веках Великое княжество Литовское и Русское вело многочисленные войны. В связи с чем его руководство большое значение придавало созданию боеспособного войска. Первоначально в Великом княжестве воинская служба являлась обязанностью каждого мужчины, способного носить оружие.

дну часть шляхетского ополчения ВКЛ составляли тяжеловооружённые всадники (копейники). Они были вооружены копьями и мечами, имели надёжное защитное снаряжение, тяжёлых коней. Другая часть — стрельцы — имела луки или арбалеты. Воины составляли небольшие отряды — копья, которые объединялись в хоругви. Они выступали под собственными знамёнами-хоругвями. Хоругви комплектовались по территориальному принципу или выставлялись крупными землевладельцами. Во время боя знамёна строились суженными впереди колоннами. Спереди располагались тяжеловооружённые копейники, за ними — стрельцы. До конца XVI века шляхетское ополчение Княжества состояло практически исключительно из всадников.

начале XVI века в военном деле произошли существенные изменения. Необходимость ведения войн с лёгкими и быстрыми всадниками противника, например, татарами, привела к появлению новых видов конницы — гусар, казаков и пятигорцев. Основу вооружения гусар составляли копьё и щит. Позднее гусары стали использовать доспехи и превратились в среднюю кавалерию. Особенностью казаков было наличие у них лука, иногда в сочетании с коротким копьём.

Уже в начале XVI века в ВКЛР начинают использоваться наёмники. Сначала они набирались в основном из иноземцев, а позднее и из местной обедневшей шляхты.

Система налогообложения

На начальном этапе истории BKЛ действовала такая система формирования княжеских доходов, как полюдье, которая представляла собой сбор дани с подвластных земель. Считается, что определенное время единицей обложения данью служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве. Впоследствии регулярные объезды князем со своей дружиной подчиненных территорий ввиду их значительного расширения были прекращены и заменены на определенные налоги, и их сбор перешел к великокняжеским наместникам.

С утверждением христианства в BKЛ создавались и экономические структуры управления епархией, учреждалась сеть приходов. В результате для населения была введена церковная десятина как особый налог, подавляющая часть населения BKЛ платила натуральные и денежные подати.

Среди натуральных налоговых повинностей особое место занимала стация - продуктовая дань, которую уплачивало население в пользу великокняжеского двора и во время его пребывания на территории той или иной общины.

Развитие товарно-денежных отношений, в которые втягивались государственные и феодальные имения, общественное разделение труда привели к появлению денежного оброка - «чинша». В начале XVI века ускорилась замена натуральных повинностей на денежные.

К денежным налогам относилась «серебщина», имевшая характер чрезвычайного военного налога, который вводился специальным решением вального сойма по предложению великого князя, как правило, на период ведения боевых действий.

В XV веке получили распространение особые налоги, накладываемые на еврейские общины.

Особое место среди пошлин занимали соляные и восковые сборы, учитывая огромную важность этих продуктов и широко распространенную торговлю ими в те далекие годы.

Важным шагом на пути унификации налогообложения BKЛ стала аграрная реформа 1557 года, которая провозгласила поземельное налогообложение. Единицей обложения стала волока - стандартный по размеру участок земли около 21 га. Теперь размер налоговых поступлений определялся количеством и качеством земли. В результате произошел переход к подворному землевладению, который привел к постепенной утрате общиной своих функций, в том числе и как налоговой единицы.

Затяжная Ливонская война (1558-1583) требовала новых источников пополнения казны. В итоге в 1561 году был введен государственный акциз на спиртные напитки и помол хлеба.

аким образом, на белорусских землях на протяжении веков складывается относительно стройная система налогообложения, пришедшая на смену контрибуциям, периодическим поборам с населения и различным «дарам» в пользу великокняжеской власти. Налоги становятся основным источником формирования государственного бюджета. При этом многие подати, длительное время взимаемые натурой, превращаются в денежные. Однако непомерные государственные расходы, вызванные непрерывными войнами, экономическое ослабление государства, многочисленные шляхетские привилегии стали серьезным препятствием на пути формирования общенациональной финансовой системы ВКЛ.

Суверенитет

Суверенитет -независимость страны во внешней и внутренней политике. Период существования ВКЛ имел для истории белорусского народа большое значение. Именно в рамках этого государственного образования начались процессы консолидации белорусского этноса и образования белорусской народности, что проявилось в развитии старобелорусского языка, ставшего государственным языком княжества, устного народного творчества, письменности, светской литературы, книгопечатания, законодательства (Статуты BKЛ 1529, 1566, 1588 гг.) и т.д.

Государственная символика

В процессе формирования Великого княжества Литовского образовались не только его границы, территория, но и такие важные атрибуты государственности, как герб и флаг. Не существует единого мнения о происхождении герба данного государства, известного в исторических источниках под названием "Погоня". Большинство ученых сходятся во мнении, что данный герб соединил в себе греко-византийские, христианские традиции, а также некоторые традиции западноевропейской геральдики и символом Великого княжества Литовского стал не сразу.

Кроме гербов в государстве существовали еще и флаги. Они имели разную форму, в зависимости от иерархического положения владельца флага. Так государственный флаг был четыреххвостым, воеводские - имели два хвоста, а поветовые - один. Обязательным атрибутом для всех флагов являлось изображение "Погони".

В зависимости от времени, политических отношений, а также в соответствии с личными амбициями князя и его придворных происходили изменения и на гербах и флагах государства. Геральдические символы княжества отражали территориальный состав страны, ее завоевательские намерения, а также обозначали правящую династию в государстве.


Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 г. – 1795 г.)

Признак государственности

Краткая характеристика


Территория

Процесс сближения Великого Княжества Литовского и Польши завершился возникновением на политической карте Европы нового государственного образования — Речи Посполитой Обоих Народов. Термин «речь посполитая» (res publiсa) в переводе с латинского языка означает общее дело. Союз был оформлен в результате подписания акта Люблинской унии 1 июля 1569 г. и просуществовал до конца XVII в.

Белорусские земли на протяжении столетий были ареной кровопролитных войн, сопровождавшихся голодом, эпидемиями и массовыми миграциями населения. Так, с 1648 года в ходе восстания Хмельницкого, Русско-польской войны 1654—1667 гг. и Великой Северной войны на территории Белоруссии значительно сократилась численность населения.

Органы государственной власти и их полномочия

Государственный строй Речи Посполитой был определен условиями Люблинской унии. Руководил страной сейм, который являлся высшим органом государственной власти. Сейм составляли король, сенат и посольская изба. Сенат образовывали представители католического духовенства, высшие должностные лица (140—150 человек). Посольская изба, или палата послов, включала представителей шляхты: по два человека от повета (в середине XVIII в. количество сеймовых послов составляло 236 человек).

Сеймы собирались, как правило, один раз в два года не более чем на шесть недель. С 1589 г. каждый представитель сейма обладал правом «либерум вето» (так называемой «свободой запрета»): если хоть один из послов не был согласен с окончательным постановлением сейма, оно не принималось вовсе. В результате многие сеймы во второй половине XVII — ​XVIII в. были сорваны наложением «либерум вето».

Сейм Речи Посполитой избирал короля, созывал ополчение, объявлял войну и заключал мир, назначал налоги со шляхты для ведения войны, присваивал шляхетское звание.

Полномочия короля определялись такими актами, как Пакта конвента, Генриховы артикулы. Пакта конвента составлялась отдельно для каждого монарха, а Генриховы артикулы оставались неизменными. Пакта конвента представляла собой соглашение между шляхтой Речи Посполитой и новоизбранным королем. Оно фиксировало обязанности монарха: обеспечение финансовой помощи государству, уплату долгов предыдущего короля, сохранение шляхетских вольностей, неприменение армии против шляхты и др. Пакта конвента впервые заключена в 1573 г. одновременно с принятием Генриховых артикулов при избрании на престол Генриха Валуа.

Генриховы артикулы предусматривали свободное избрание короля, свободу христианского вероисповедания, обязанность короля созывать сейм один раз в два года, иметь при себе постоянную раду из 16 сенаторов. Королю запрещалось объявлять войну и собирать шляхетское ополчение, вводить новые налоги и пошлины без согласия сейма. Шляхта имела право отказаться от подчинения королю (создать конфедерацию) и выступить с оружием против него.

Паны-рада — высший орган государственной власти в Великом княжестве Литовском в XV — первой половине XVI века. Известна с начала XIV века. Возникла первоначально как совещательный орган при великом князе, но с конца XV века значительно ограничила его власть.

В её состав входили наиболее влиятельные должностные лица государства — канцлер, подканцлер, маршалки, подскарбий, воеводы, каштеляны и некоторые старосты. Также в состав рады входили католические епископы и крупнейшие землевладельцы.

Согласно привилею 1492 года и привилею Сигизмунда I 1506 года важнейшие дела великий князь решал только вместе с радой. К вопросам, решаемым радой, относились: избрание великого князя литовского, утверждение законов, международные дела, оборона княжества, крупные судебные дела.

Заседания рады с участием послов поветовой шляхты назывались сеймами. После Люблинской унии 1569 лица, входившие в паны-раду, имели право заседать и в сенате Речи Посполитой.

По Конституции 3 мая 1791 года рада ликвидирована, но поскольку эта конституция в 1792 году отменена, рада просуществовала до 1795 года — третьего раздела Речи Посполитой, прекратившего её существование как независимого государства.

Отдельными в ВКЛ и Польше сохранялись администрация, законодательство, суд, армия, официальные названия государств, государственная печать, язык делопроизводства, денежная эмиссия.

Самостоятельность Княжества хранил король польский и великий князь литовский Стефан Баторий (1576—1586), который считал, что Польша и ВКЛ являются равноправными государствами. Он старался не назначать поляков гетманами ВКЛ, созывать общие сеймы по очереди то в Короне, то в Княжестве.

Во времена Стефана Батория в Великом Княжестве Литовском был утвержден Главный Трибунал ВКЛ (1581 г.), который являлся высшим судебным учреждением страны. Это был выборный суд: он состоял из представителей поветовой шляхты, которые избирались на один год. Собирался Трибунал два раза в год в разных городах Княжества. Заседания могли проходить или в Вильне, или в Менске, или в Новогородке.

После смерти Батория новый кандидат на трон Речи Посполитой шведский принц Сигизмунд III Ваза, чтобы заручиться поддержкой ВКЛ, согласился на принятие III Статута ВКЛ.

Статут Великого Княжества Литовского 1588 г. закреплял и юридически оформлял независимость Княжества. Он обязывал монарха вернуть отлученные от ВКЛ земли, запрещал назначать на государственные должности и наделять землей «чужеземцев и иностранцев», в том числе поляков, сохранял обособленность государства.

Свидетельством самостоятельности ВКЛ было то, что и после Люблинской унии в Княжестве продолжали регулярно собираться вальные сеймы. В 1673 г. было принято решение, согласно которому каждый третий сейм Речи Посполитой должен был проходить в Городне.


Законодательство

Стату́т Великого княжества Литовского 1588 года — третья редакция сборника законов Великого княжества Литовского. Источниками для Литовского статута послужило обычное право, местная судебная практика, «Русская Правда», польские судебники и сборники законов других государств. Статут написан на западнорусском языке.

Третья редакция Статута была утверждена королём и великим князем Сигизмундом III Ваза и сеймом Речи Посполитой. Стараниями Льва Сапеги и Евстафия Воловича Статут 1588 года был издан и впоследствии переведён на многие языки.

Сборник содержит 488 статей (артикулов), составляющих 14 разделов. Статут отразил усвоение многих латинских юридических понятий[неизвестный термин], окончательное закрепление привилегий шляхты и закрепощение крестьян. Впервые на территории Восточной Европы ввёл принцип разделения властей (Великий Князь — исполнительная, Трибунал ВКЛ и нижестоящие суды — судебная, Сейм — законодательная.Статут действовал до 1840 года.

Им укреплялась феодальная собственность на землю, хотя предусматривалась и собственность на неё крестьян. Большое место занимали преступления против личности и имущественных прав. Основным наказанием за них был штраф в пользу потерпевшего и великого князя. Суровое наказание предполагалось за кражу: при краже коня или рецидиве предполагалось повешение. Статут 1588 г. был одним из источников при составлении кодекса русского царя Алексея Михайловича «Соборное Уложение» в 1649 г. На протяжении нескольких столетий Литовский Статут был основным сборником права на территориях современных Белоруссии, Литвы и Украины.

Система принуждения и защиты интересов государства

Вооруженные силы Речи Посполитой состояли из двух отдельных армий. Коронной армии Королевства Польского и великокняжеской литовской армии Великого княжества Литовского после Люблинской унии 1569 года, которые объединились, чтобы сформировать двустороннюю выборную монархию Речи Посполитой. Армией каждой страны командовали соответствующие гетманы. Самым уникальным формированием обеих армий были Крылатые гусары. Военно-морской флот Речи Посполитой никогда не играл важной роли и прекратил свое существование в середине 17 века.

Войска Речи Посполитой были вовлечены в многочисленные конфликты на юге (против Османской империи), на востоке (против Московского царства, а затем Российской империи) и на севере (Королевство Швеция); а также внутренние конфликты (в первую очередь, многочисленные казацкие восстания). В течение первого столетия или около того вооруженные силы Речи Посполитой обычно были успешными, но примерно с середины 17 века они стали менее успешными. Испытывая нехватку средств, оно оказывалось все более вынужденным защищать страну и уступало по численности растущим армиям соседей Речи Посполитой.

Система налогообложения

В Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой были установлены налоги в пользу феодалов, католической церкви и го­сударства. Причем эта последовательность отражает приоритет­ность во взимании налогов.

Податной единицей первоначально являлась община. Налоги взимались в натуральной и денежной форме. Частновладельчес­кие крестьяне платили все налоги (кроме серебщизны и ордынщи­ны) в пользу своего пана. По мере распространения светского зем­левладения это фактически лишило государственный бюджет на­логовых источников дохода.

До конца XV в. наиболее распространенными категориями зависимого крестьянства в Беларуси были данники и дольники. Данники вносили феодальную ренту оброком, включавшим все натуральные продукты крестьянского хозяйства, а дольники платили землевладельцы четвертую часть урожая. Единицей налогообложения данников был «дым» - семейное крестьянское хозяйство.

С белорусских городов собирались ордынщина, серебщина и корчомный чинш. В начале XVII в. в Великом княжестве Литовс­ком было свыше 30 налогов и повинностей: байдачное, десятина, куница, мостовое, постожное, пропинация, соха, чоп и др. Наибо­лее значимыми были следующие налоги.

Байдачное - налог в XV - XVIII в., который брался с реч­ного судна - байдака (длина 45 - 60 м., ширина 6 - 12 м.) - с товаром при заходе в торговый центр или проходе под мостом.

Десятина -10 часть дохода, которая собиралась церковью с VI в., на Руси была введена князем Владимиром, собиралась церковными организациями, но не монастырями, имевшими свои владения и высту­павшими коллективными феодалами. В Великом княжестве Литовском в XV - XVI в. десятина включала в себя 10 сноп и 10 часть урожая.

Подымное - основной государственный налог в Речи Посполитой. Был введен с 1649 г. Единицей налогообложения являл­ся двор или дым. Ставка 1 подымного не зависела от специфики хозяйства и составляла 0,5 злотого = 15 грошей. Размер подымного определялся сеймом. В 1650 г. он составил 16 подымных, в 1653 г. -12 подымных с дыма. Платили подымное крестьяне, мещане и мел­кая шляхта. Феодалы освобождались от подымного и собирали его в своих маёнтках. Часто количество дымов утаивалось, а налог присваивался.

Соха - земельный надел и налоговая единица. С сохи со­бирали серебщизну.

Сгоны (гвалты) - отработки, которые накладывались зем­левладельцем сверх «тягла» в силу производственной или иной необходимости. Различались сгоны большие (все население) и малые (1 - 2 работника с хозяйства), а также конные и пешие сгоны. Большие сгоны во многих регионах Беларуси назвались талака.

Серебщизна- денежный налог в Великом княжестве Ли­товском в XIV - XVI в. на содержание армии. Впервые был введен в 1387 г. Собирался со всего населения серебром. В 1447.

Стация - натуральные повинности населенного пункта при расквартировании в нем воинских частей. Взимались сеном, ов­сом, зерном

Чинш Согласно чиншевому праву феодалы передавали свою землю крес­тьянам в наследственное владение за определенную плату. Феодал не мог лишить крестьянина земли, если он своевременно выпла­чивал чинш, но он мог требовать его в принудительном порядке.

Чоповое, чоп - налог с производства и продажи крепких напитков.

Шарварки - натуральные повинности в форме ремонта до­рог, мостов, замков, плотин и т.д. Колебались от 12 до 24 дней в год с крестьянского двора.

Шележное - в Речи Посполиюй дорожный сбор с фурманок и паломников на дорогах и переездах. В 1673 г. так назвали налог, установленный сеймом, на продажу крепких напитков оптом для роз­ничной реализации. Сейм 1755 г. объединил тележное с чоповым

Описание системы сбора налогов и их видов в государственную казну

Суверенитет

в составе Речи Посполитой белорусский народ постепенно утрачивал самобытные формы своей государственной жизни и государственный суверенитет. Католическое государство не было заинтересовано в сохранении белорусского народа, его приверженности православному вероисповеданию. В то же время польско-католическое давление способствовалодальнейшей самоидентификации белорусов как самобытного народа и в последующем его политическому самоопределению. «Именно в этот период большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности.

Государственная символика

Герб Речи Посполитой — официальный символ Речи Посполитой, символ унии Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Представлял собой объединённый герб обеих держав в четверочастном щите, в первой и четвёртой частях польский белый орёл, во второй и третьей — литовская «Погоня». В малом щитке обычно располагался герб правящего монарха. Иногда на королевских печатях добавлялись гербы присоединённых к польской короне Русского королевства, Молдавского княжества, Королевской Пруссии. В последние десятилетия существования Речи Посполитой, когда понятия Польское государство, Польское Королевство, Польша, Речь Посполитая стали тождественны, вместо старого пятичастного герба всё чаще стал использоваться герб Польского Королевства (белый орёл с вензелем Станислава Августа Понятовского «SAR» — «Stanislav August Rex») в качестве герба Речи Посполитой.




Белорусские земли в составе Российской империи

(конец XVIII в. – 1917 г.)


Признак государственности

Краткая характеристика


Территория

В состав Российской Империи земли современной Беларуси переходили в несколько этапов. Они напрямую соотносятся с общеизвестными тремя разделами Речи Посполитой:

в 1772 году (первый раздел) - восточные земли;

в 1793 году (второй раздел) – центральные земли;

в 1795 году (третий раздел) – западные земли.

Польский король отказался от трона в пользу российской императрицы Екатерины II. Таким образом управлять современными белорусскими землями с того времени стала Российская Империя.

Органы государственной власти и их полномочия

После первого раздела Речи Посполитой (1772) Восточная Беларусь вошла в состав Российской империи. Из этих земель были образованы Могилёвская и Полоцкая губернии. Дальнейшая история административно-территориального деления белорусских земель в составе Российской империи делится на несколько периодов.

В 1776—93 гг. существовали Могилёвская и Полоцкая губернии (с 1778 г. назывались наместничествами), которые делились на уезды.

В 1793—96/97 гг. существовали Могилёвское, Полоцкое, Минское наместничества, Виленская и Слонимская губернии.

1797—1802 гг. существовали Минская, Литовская и Белорусская губернии. При этом Литовская с центром в Вильно объединила бывшие Виленскую и Слонимскую губернии, а Белорусская с центром в Витебске — Полоцкое и Могилёвское наместничества.

С 1802 г. вплоть до революции, за исключением небольших изменений, административно-территориальное устройство выглядело следующим образом: Могилёвская (12 уездов), Витебская (12 уездов), Минская (10 уездов), Гродненская (8 уездов), Виленская (11 уездов, из них два белорусских) губернии. В 1843 г. некоторые уезды были перераспределены.

Накануне Отечественной войны 1812 г. правительство Российской империи стало заниматься вопросом о предоставлении белорусским землям определённой степени автономий: В конце 1811 г. группа белорусско-польских дворян во главе с сенатором Михаилом-Клеофаеом Огин-ским подготовила проект о восстановлении ВКЛ как автономной территории в составе Российской империи. Проект Огинского предусматривал следующее:

создать из Гродненской, Виленской, Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилёвской, Подольской губерний Великое княжество Литовское с главным городом в Вильно, под управлением особого императорского наместника;

создать для управления ВКЛ Литовскую канцелярию (в Санкт-Петербурге) и Административный совет (в Вильно);

признать Статут ВКЛ 1588 г. основой гражданского законодательства ВКЛ, а польский язык - языком судопроизводства;

создать Верховный трибунал в качестве высшей судебной инстанции в ВКЛ;

все должности в ВКЛ должны заниматься только местными уроженцами.

В дальнейшем план создания автономного ВКЛ усложнялся, он был дополнен проектом конституции, которая предусматривала отмену крепостного права и создание двухпалатного Сейма. Однако в начале 1812 г: император Александр I фактически отказался от идеи осуществления этого проекта. В свою очередь й Наполеон перед нападением на Россию выдвинул идею восстановления ВКЛ и присоединения его к Польскому государству (Великому герцогству Варшавскому).

Основным звеном административной системы была губерния, во главе которой стоял губернатор. Согласно законодательству, он должен был следить "за нерушимостью верховных прав самодержавия". Губернатор подчинялся и контролировался лично императором, а также министерствами внутренних дел, финансов и государственных имуществ, Сенатом. Компетенция губернатора включала руководство губернским правлением, статистическим комитетом, губернским по крестьянским делам присутствием; надзор за деятельностью казённой палаты, губернского суда и других правительственных учреждений; сбор налогов, недопущение недоимок; проведение рекрутских наборов, содействие воинскому начальству; предотвращение деятельности тайных товариществ, задержание государственных преступников.

Основные органы губернского управления:

губернское правление коллегиальный орган руководства общей компетенции в составе губернатора, вице-губернатора, двух советников, асессора и других должностных лиц;

канцелярия губернатора (включала 4 отделения -административное, полицейское, судебное, финансовое);

казённая палата (руководила финансовой и хозяйственной деятельностью, возглавлялась вице-губернатором, с 1845 г. - председателем);

• статистический комитет;

• приказ общественного призрения (руководил больницами, школами, социальной сферой);

• палата государственного имущества;

• рекрутские присутствия (с 1831 г. рекрутские комитеты). В уезде единого органа управления как такового не существовало, был лишь полицейский орган – нижний земский суд во главе с земским исправником. В его состав входило 2—3 заседателя, назначавшихся из числа местных дворян. В отличие от собственно российских губерний, в 5 губерниях Беларуси исправник не избирался из дворян, а назначался Сенатом. Земский исправник подчинялся губернатору. В уезде действовали уездное казначейство и почтовый дом.

С 1837 г. уезды делятся на станы. Во главе стана стоял становой пристав, исполнявший полицейские функции и подчинявшийся земскому исправнику. Он также назначался из числа дворян, обычно отставных офицеров.

На города Беларуси в 1801 г. было распространено общероссийское Городовое положение и Жалованная грамота городам 1785 г. 13результате урезались права на самоуправление городов с магдебургским правом. После 1830 г. особенности в городском устройстве белорусских городов были окончательно устранены. Руководство городом стала осуществлять управа благочиния (городское правление) во главе с городничим, который исполнял полицейские функции. В состав управы входили: пристав по уголовным делам; пристав по гражданским делам; 2 ратмана (советника).

Волость — единица сословного самоуправления казённых крестьян. Волости существовали с 1797 г. до 1830 —50-х гг., а в 1861 г. были восстановлены для бывших помещичьих, а позже и для бывших государственных крестьян. Органы волостной власти: волостной сход, волостное правление, волостной суд. В полицейском отношении волость подчинялась нижнему земскому суду и капитану-исправнику.

Законодательство



Свод зако́нов Росси́йской импе́рии (рус. дореф. Сводъ Законовъ Россійской Имперіи) — официальное издание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, подготовленное Вторым отделением под руководством М. М. Сперанского в начале николаевской эпохи и переиздававшееся полностью или частично вплоть до Октябрьской революции. Состояло из пятнадцати томов, включавших в том числе основные законы, законодательство о губернских учреждениях, государственных финансах, правах состояния, акты в сфере административного права, гражданские и уголовные законы, а также указатели, вспомогательные материалы и другой справочный аппарат; кроме отдельных изданий томов Свода законов выходили также продолжения к Своду. В 1892 году в Свод был добавлен шестнадцатый том, в который были выделены законы о судопроизводстве.


Система принуждения и защиты интересов государства

Ре́крутская пови́нность — способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота) до 1874 года. Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1705 году, когда в государстве и был узаконен термин «рекрут». В итоге, к 1708 году вместо примерно 40 тысяч солдат армия России составляла 113 тысяч рекрутов. В первое время люди, собираемые по рекрутской повинности, назывались по-прежнему даточными людьми.

Результат Крымской войны 1853-1856 гг. показало необходимость реорганизации армии. Начало военной реформе было положено в 1864 году. Был сокращен срок службы рекрутов до 15 лет и несколько улучшено техническое оснащение.

В 1874 г. был принят новый Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности вводилась всеобщая воинская повинность для всего мужского населения, достигшего 21 года. Призыв проводился ежегодно по жребию т.к. число подлежащих призыву превышало потребность в людях. Не вытянувшие жребий зачислялись в запас и участвовали только в учебных сборах. Ополчение созывалось по мере необходимости в период войны. Срок службы для пехотинцев составлял 6 лет, для моряков 7 лет. Отслужившие указанный срок зачислялись в запас: 9 лет для лиц, проходивших службу в сухопутных войсках и 3 года для лиц, служивших на флоте.

Реформа давала преимущества лицам, получившим образование и вводила некоторые льготы с учетом семейного положения.

Офицерский корпус комплектовался лицами окончившими или военное, или юнкерское училище, и как правило, принадлежали дворянскому сословию.

В результате реформы вооруженные силы России превратились в буржуазную армию, сохранившую, однако, многие феодальные пережитки – это и дворянский офицерский корпус, и система обращения офицеров с солдатами(рукоприкладство), телесные наказания (хотя они и были отменены в 1863 г.)

В результате военной реформы были созданы пограничные округа, подчинявшиеся военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа, была упорядочена пограничная служба. В системе органов политической полиции появились жандармские пограничные пункты. Военные округа созданы внутри страны.

В конце 19 в. – начале 20 в. Усилилось использование армии для подавления народных выступлений.

Жандармерия - (фр. ) - особый вид государственной полиции, служивший для поддержания внутреннего порядка в стране и подавления революционного движения.

Жандармерия осуществляла политический сыск и следствие по делам о «государственных преступлениях» , боролась с массовым крестьянским и рабочим движением, препровождала особо опасных преступников и арестантов, руководила поимкой беглых крепостных (до отмены крепостного права) , дезертиров, уголовных преступников, следила за настроениями в различных слоях населения, а также осуществляла наблюдение за порядком на ж. д. и визирование паспортов на границах.

В Российской империи жандармерия была создана в 1792 в Гатчине в составе войск цесаревича Павла Петровича. В качестве полиции жандармское подразделение в России было создано в 1916 году и существовало до 1917 года. Жандармерия была упразднена после Февральской революции.

Полицию в России создал Петр I в 1718 году. Известна его фраза: "Полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности".

Полиция отвечала за порядок на улицах, вела борьбу с с профессиональной преступностью. Помимо полицейских функций, департамент полиции отвечал также за промышленность, коммерцию, землеустройство и статистику, предлагало царю кандидатов на должности губернаторов. На протяжении XIX века от него отпочковалось несколько других министерств, но до 1917 года оно неизменно считалось самым важным в империи.


Система налогообложения

Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней; налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с продажи съестного; налоги с найма домов; ледокольный налог и др.

В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор.

Вводились новые обязательные платежи, например, процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.

Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом).

Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.); акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.



Суверенитет

Шляхта ВКЛ получило те же права, что и российские дворяне. Большое количество государственных крестьян было роздано российским дворянам. Горожане потеряли самоуправление. Для евреев была введена «черта оседлости».

Территория Беларуси была разделена на пять губерний: витебская, могилевскую, минскую, гродненскую и виленскую. Со временем белорусские земли втянулись в огромный общероссийский рынок


Государственная символика

5 июля 1878 года был высочайше утверждён герб Минской губернии:

"В золотом щите, три лазуревых волнообразных пояса. Щит увенчан Императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою лентою" (закон №58684).

Герб Полоцка, а соответственно и наместничества, утверждён царём 21 сентября 1781 года. Щит пересечён, в верхнем золотом поле выходящий императорский двуглавый орёл, в нижнем серебряном поле всадник с саблей и щитом; щит всадника червлёный, на нём двойной крест. Герб Полоцка был составлен герольдмейстером Волковым.

16 августа 1781 года Могилёвское наместничество получило гербы. Гербом Могилёва (а соответственно и всего наместничества) был пересечённый щит, в верхней части на золотом поле возникающий имперский орёл "в знак присоединения наместничества к России", в нижней части на червлёном поле всадник с мечом и щитом.

В конце XVIII века качестве наместнического герба также использовался герб Могилева. Например, в издании "Изображение губернских, наместнических, коллежских и всех штатских мундиров" (1794) дано такое описание герба Могилевского наместничества:

"щит, разрезанный на двое, в верхней части оного половина государственного Российского герба, в нижней же части старый Могилевский герб: всадник на коне в красном поле"

Герб Могилёвской губернии официально утверждён 5 июля 1878 года:

"В золотом щите, тройная зелёная могила, на которой три червлёных с зелёными листьями колоса. Щит увенчан Императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою лентою." (Полное собрание законов Российской Империи, т. LIII, закон №58684).

5 июля 1878 года был утверждён новый герб Гродненской губернии, составленный по правилам компоновки губернских гербов 1857 года:

"В червлёном щите, золотой зубр, с чёрными глазами и языком. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой" (ПСЗ, т. LIII, отд. 3, №58684).




Советский период (1917 – 1991 гг.)


Признак государственности

Краткая характеристика


Территория

Белору́сская Наро́дная Респу́блика (БНР) (белор. Беларуская Народная Рэспубліка, БНР) — государство, провозглашённое на территории современной Белоруссии 25 марта 1918 года 3-й Уставной грамотой Рады Белорусской народной республики, которая декларировала независимость данного образования в границах белорусской этнографической территории. Фактически эти территории бывшей Российской империи были оккупированы войсками Центральных держав.

Идея создания нового белорусского государства была выдвинута в декабре 1917 года частью делегатов Первого Всебелорусского съезда в Минске, но съезд был разогнан большевиками. За несколько часов до занятия Минска немцами 21 февраля 1-й Уставной грамотой Исполком Рады Всебелорусского съезда объявил себя властью в крае и образовал временное правительство (Народный секретариат). 25 марта, в условиях немецкой оккупации, 3-й Уставной грамотой Белоруссия провозглашалась независимым и свободным государством.

После поражения в мировой войне и денонсации Брестского мира Германия начала вывод своих войск с оккупированных территорий. Уже в декабре 1918 года части Красной армии заняли Минск. Правительство БНР продолжило деятельность в эмиграции. В октябре 1925 года Всебелорусская политическая конференция в Берлине заявила о ликвидации БНР. Многие видные деятели БНР (А. Смолич, В. Ластовский, А. Цвикевич, Я. Лёсик и др.) вернулись в БССР, и позднее были репрессированы.

Белору́сская Сове́тская Социалисти́ческая Респу́блика (БССР, Белорусская ССР; белор. Беларуская Савецкая Сацыялістычная Рэспубліка) — союзная республика в составе СССР с 1922 по 1991 год.

Впервые провозглашена 1 января 1919 года под названием Социалистическая Советская Республика Белоруссия, которая 31 января 1919 года вышла из состава РСФСР, а 27 февраля объединилась с Литовской Советской Республикой в Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику — Литбел.

Литбел прекратила своё существование в результате польской оккупации в ходе советско-польской войны. 12 июля 1920 года в результате Московского договора, заключённого между РСФСР и Литвой, закрепил прекращение существования Литбела. 31 июля 1920 года в Минске была восстановлена Социалистическая Советская Республика Белоруссия] (Белорусская Социалистическая Советская Республика), в дальнейшем изменившая название на Белорусская Советская Социалистическая Республика (с принятием Конституции СССР 1936 года второе и третье слово поменялись местами). БССР в числе 4 советских республик 30 декабря 1922 года подписала Договор об образовании СССР.

Наряду с СССР и УССР была суверенным со основателем и членом ООН с 1945 года.

27 июля 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете БССР. 19 сентября 1991 года БССР была переименована в Республику Беларусь, а 8 декабря 1991 года совместно с представителями РСФСР и Украиной руководство республики подписало Беловежское соглашение о создании СНГ.


Органы государственной власти и их полномочия

Законодательным органом считался Всебелорусский съезд представителей от всех губерний и уездов, а исполнительным органом - Народный Секретариат (с 11 октября 1918 г. переименованный в Совет Народных Министров БНР).

В результате раскола в политическом руководстве БНР, серьезных ошибок в программе преобразования общества, отсутствия своих вооруженных сил, органов государственной безопасности и полиции, а также неблагоприятной международной ситуации БНР была уничтожена Россией и Польшей, не успев превратиться в полноценную державу.

День провозглашения независимости БНР национально сознательная часть белорусов празднует как День Свободы (Дзень Волі).

II Всебелорусский съезд Советов, созванный в Минске в декабре 1920 г., принял дополнения к Конституции 1919 г. В результате система властных органов в БССР приобрела следующий вид:

•Съезд Советов - высший орган власти;

• в перерывах между созывом Съезда высшим органом власти является ЦИК БССР, который избирается съездом и состоит из 60 чел.;

•в перерывах между сессиями ЦИК его полномочия передаются президиуму ЦИК БССР, состоящему из 5 чел.;

•СНК (Сов. Народных комисаров) БССР — высший исполнительный орган, включающий и наркоматов, главы которых назначались Президиумом ЦИК: по иностранным делам, по военным делам, внутренних дел, юстиции, финансов, земледелия, народной связи, труда, социального обеспечения, рабоче-крестьянской инспекции, продовольствия, народного просвещения, Совет Народного хозяйства, чрезвычайная комиссия.

В связи с образованием СССР было решено в 1924 г. начать работу по созданию новой Конституции БССР. К 1927 г. работа была завершена и после внесения поправок проект Конституции был принят VIII Всебелорусским съездом Советов. Конституция 1927 г. состояла из 13 глав и 76 статей. Там объявлялось, что она базируется на основных положениях "Декларации прав трудового и эксплуатируемого народа", "Манифеста Временного рабоче-крестьянского Советского правительства", Конституции БССР 1919 г., "Декларации о провозглашении независимости ССРБ". В Конституции говорилось:

-БCCP провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам;


Законодательство

Уставные грамоты БНР

Первая. В ночь с 18 на 19 февраля 1918 г., когда большевики бежали из Минска в связи с подходом к городу германских войск, вышел из подполья Исполком Рады Всебеларуского съезда. Уже 20 февраля он принял, а 21 февраля опубликовал Первую Уставную грамоту.

Грамота призвала «народы Беларуси взять свою судьбу в собственные руки» и осуществить «полное самоопределение». Авторы текста ничего не сказали об автономии Беларуси в составе России, но и объявить ее независимым государством не решились. Грамота объявила, что до созыва Всебеларуского Учредительного съезда Исполком Рады провозглашает себя высшей властью в беларуских губерниях.

Вторая. В ответ на Брестский мир (договор был подписан 3 марта), разделивший Беларусь между Германией и Россией, 9 марта Исполком Рады издал новую грамоту. В ней, наконец, было сказано, что в этнических границах беларуского народа образуется Беларуская Народная Республика (БНР).

Грамота объявила Раду, избранную на Всебеларуском съезде в декабре 1917 г., высшей законодательной властью, а Народный секретариат (15 человек под председательством Язепа Воронко) — высшей исполнительной властью.

Окончательное решение вопроса о форме государственной власти грамота доверяла Всебеларускому учредительному съезду, который предстояло избрать путем свободных выборов с представительством всех без исключения слоев населения на пропорциональной основе. Грамота содержала лозунг о национализации земли (с передачей ее в пользование тем, кто на ней работает), водоемов, лесов и недр, предлагала работодателям ввести 8-часовой рабочий день.

Грамота предоставляла «всем народам Беларуси» право на национальную автономию, их языки объявлялись равноправными. Она гарантировала свободу слова, печати, собраний, забастовок, политических, культурных и профессиональных организаций, полную свободу вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища. По сути, эта грамота была конституционным актом.

Однако грамота появилась с опозданием. Брестский мир уже был ратифицирован. По его условиям Германия не могла признать независимость любого нового государства, провозглашенного на территории бывшей Российской империи после 3 марта 1918 г. Кроме того, ее правящие круги враждебно отнеслись к идее ликвидации частной собственности на землю.

Третья. Исполком Рады издал ее днем 25 марта. Грамота провозгласила БНР независимым государством и отвергла разделение страны, предусмотренное Брестским договором. Главную роль в принятии решения о независимости сыграл председатель виленского Беларуского Народного комитета Антон Луцкевич. Поэтому его по праву можно назвать «отцом БНР».

По третьей грамоте территория БНР включала в себя Виленскую, Витебскую, Гродненскую (с Белостокским округом), Минскую, Могилёвскую, Смоленскую, Черниговскую губернии (в границах 1914 г.), а также те пограничные уезды Ковенской и Сувалковской губерний, где преобладали беларусы.

Народному секретариату поручалось войти в отношения со всеми заинтересованными сторонами и предложить им пересмотреть ту часть Брестского договора, которая касалась Беларуси.

Первая Конституция БССР была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездом Советов. Образцом для нее стала Конституция РСФСР. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была прямо закреплена в Конституции. Провозглашено полновластие Советов, создана принципиально новая система государственных органов Беларуси. Была отменена частная собственность на землю, передача в национальное достояние образцовых поместий и сельскохозяйственных предприятий, вводилась всеобщая трудовая повинность.

Вторая Конституция БССР была принята 11 апреля 1927 года VII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Вторая белорусская Конституция юридически закрепила достижения белорусского народа в строительстве социализма, провозгласила БССР социалистическим государством диктатуры пролетариата, которое осуществляет свои задачи на основе союза рабочих и крестьян. Устанавливалось, что власть в республике принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Провозглашались избирательные и основные гражданские права трудящихся.

Третья Конституция Беларуси была принята 19 февраля 1937 года. В ней содержались основные политические положения Конституции СССР и подчеркивалось, что в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической, в деле обороны БССР добровольно объединилась с другими равноправными советскими республиками в союзное государство - СССР. Каждый гражданин БССР объявлялся гражданином СССР, а каждому гражданину другой республики на территории БССР предоставлялись одинаковые права с гражданами Белорусской республики.

Четвертая Конституция БССР была принята Верховным Советом БССР 13 апреля 1978 года. К этому времени, в 1977 году, была принята Конституция СССР, в которой было провозглашено построение развитого социализма и общенародного государства. По существу, эти положения нашли отражение и в республиканской Конституции. К сожалению, ее недостатком явилась излишняя декларативность, отсутствие конкретных механизмов ее исполнения, в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась коммунистическая партия, что было прямо закреплено в соответствующих статьях Конституции.

Следует отметить, что Конституция 1978г. после десяти лет действия претерпела некоторые существенные изменения в 1989-1990г.г. В 1989 году были внесены крупные изменения, коснувшиеся порядка организации и деятельности Советов депутатов, в том числе Верховного Совета и его Президиума, проведения выборов и др. В 1990 году были внесены изменения в отдельные статьи Конституции, приведшие к ликвидации монополии коммунистической партии на власть.

Система принуждения и защиты интересов государства

Рабоче-крестьянская Красная армия [(сокр. РККА) — формирование вооружённых сил, сухопутные войска Вооружённых сил РСФСР в 1918—1922 годах и сухопутная составляющая Вооружённых сил СССР в 1922—1946 годах (с 1917 года до февраля 1918 года — Красная гвардия, в период с ноября 1939 года постепенно все органы управления и официальное название изменены с РККА на КА (Красная армия), с 1946 года — Советская армия). Днём создания РККА принято считать 23 февраля 1918 года.

Вооружённые силы Союза Советских Социалистических Республик (ВС СССР) — военная организация Союза Советских Социалистических Республик, была предназначена для защиты, социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства

В состав Вооружённых сил Союза входили:

Центральные органы военного управления,

Советская армия (до февраля 1946 года называлась Рабоче-крестьянской Красной армией (сокращённо Красная армия, РККА):

Сухопутные войска,

Военно-воздушные силы,

Войска противовоздушной обороны,

Ракетные войска стратегического назначения,

Войска гражданской обороны,

Военно-морской флот;

Тыл вооружённых сил;

Пограничные войска КГБ СССР — до 1989 года;

Внутренние войска МВД СССР — до 1989 года.

Органы безопасности 7 (20) декабря 1917 постановлением СНК РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). С 22 декабря 1917 по март 1918 г. ВЧК располагалась в Петрограде на Гороховой ул., д.2 (ныне Музей политической полиции России).

С июля по август 1918 обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я. Х. Петерс, 22 августа 1918 г. Ф. Э. Дзержинский вернулся к руководству ВЧК.

С августа 1918 года года ВЧК именовалась Всероссийской чрезвычайной комиссией при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности.

Были созданы областные (губернские) чрезвычайные комиссии, особые отделы по борьбе с контрреволюцией и шпионажем в Красной Армии, железнодорожные отделы ЧК и т. д. Органы ВЧК осуществляли Красный террор.

0 декабря 1920 года был организован Иностранный отдел (ИНО) ВЧК при НКВД РСФСР. Его возглавил Яков Христофорович Давыдов (Давтян).

6 февраля 1922 года ВЦИК РСФСР принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) РСФСР. Войска ВЧК преобразованы в войска ГПУ. Таким образом, управление органами милиции и госбезопасности было передно одному ведомству.

10 июля 1934 года ЦИК СССР принял постановление «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел СССР», в состав которого вошло ОГПУ СССР, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР.

3 февраля 1941 года НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) СССР. В июле 1941 года НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были слиты в единый наркомат — НКВД СССР. Наркомом государственной безопасности был бывший руководитель ГУГБ В. Н. Меркулов.

15 марта 1946 года НКГБ СССР было переименовано в Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР (с 5 июля 1978 года — КГБ СССР).

Министерство внутренних дел СССР — существовавший в 1946—1960 и 1968—1991 годах центральный союзно-республиканский орган государственного управления, осуществлявший борьбу с преступностью и поддержание общественного порядка. Общая численность сотрудников в 1953 году (за исключением милиции) — 1 095 678 человек.

На 1969 год структура МВД СССР была следующей:

Управление делами

Организационно-инспекторское управление

Управление административной службы милиции

Управление уголовного розыска

Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией

Управление ГАИ

Управление транспортной милиции

Управление специальной милиции

Следственное управление

Управление оперативной службы (наружное наблюдение); позднее — 7-е управление

Управление вневедомственной охраны

Оперативно-техническое управление

1-й спецотдел (учётно-статистический)

Бюро учёта лиц, занимавшихся бродяжничеством

Главное управление внутренних войск

Главное управление пожарной охраны

Главное управление исправительно-трудовых учреждений

Главное управление лесных исправительно-трудовых учреждений

Главное управление материально-технического и военного снабжения

Отдел по политико-воспитательной работе

Главное управление кадров

Управление учебных заведений и научно-исследовательских учреждений

Управление капитального строительства

Финансово-плановое управление

Хозяйственное управление

Управление медицинской службы

Военно-мобилизационный отдел

Отдел специальных перевозок

ВНИИ МВД

ВНИИ противопожарной обороны МВД

Информационно-вычислительный центр

В 1972 году было создано 5-е Управление (спец милиция на объектах РВСН);

В марте 1976 года Управление административной службы милиции было преобразовано в Главное управление охраны общественного порядка.

В 1977 году было создано 5-е Главное управление (исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы), прежнее 5-е Управление сменило номер на 12-е.

Приказом МВД № 0014 от 15 ноября 1988 года было создано 6-е Управление (по борьбе с организованной преступностью). В феврале 1991 года оно было преобразовано в Главное управление по борьбе с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом.

В 1987 году Главные управления ИТУ и лесных ИТУ были объединены в Главное управление по исправительным делам.

Система налогообложения

Государственный бюджет СССР является государственным финансовым планом образования основного фонда денежных средств, необходимых для осуществления социалистическим государством его функций, и направления этих средств в соответствии с народнохозяйственным планом на увеличение общественного богатства, неуклонный подъём

материального и культурного уровня трудящихся, укрепление независимости СССР и усиление его обороноспособности.

В своей доходной части государственный бюджет СССР опирается главным образом на поступления от социалистического хозяйства. Основа доходов советского бюджета и их роста — всё увеличивающееся производство социалистических предприятий, подъём производительности труда, снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности предприятий. В государственном бюджете СССР на 1941 г., утверждённом до начала войны с фашистской Германией, удельный вес доходов, поступающих от социалистического хозяйства, предусматривался в размере почти 90% общего объёма бюджета.

Доходная часть государственного бюджета СССР формируется также за счёт привлечения средств населения в виде обязательных платежей (налоги) и добровольных поступлений (подписка на государственные займы). В государственном бюджете СССР на 1941 г. платежи населения составляли около 10% общей суммы доходов. При этом почти половина этих платежей поступала в виде сбережений трудящихся, добровольно помещаемых в государственное займы, что является результатом неуклонного роста материального благосостояния рабочих и служащих и зажиточности колхозников.

Суверенитет

Рада Белорусской Народной Республики, Рада БНР (белор. Рада Беларускай Народнай Рэспублікі; дословно — Совет Белорусской Народной Республики) — высший государственный орган Белорусской Народной Республики (с 9 марта по 3 декабря 1918 года). С 1919 года Рада БНР в изгнании. По состоянию на 2020 год Рада БНР — самое старое действующее «правительство в изгнании.

16 января 1921 г. между РСФСР и БССР Союзный рабоче-крестьянский договор, который был ратифицирован ВЦИК РСФСР и ЦИК БССР в июле 1921 г. В нем признавалась «независимость и суверенность» каждой из договаривающийся сторон. Договор свидетельствует о расширении полномочий Беларуси в связи с этим.

По вопросу образования СССР столкнулись две теории:

Теория Сталина (автономизации) – суть её в том, что республики как автономные образования должны входить в состав РСФСР.

Теория Ленина (федерализация) – республики должны объединится на принципе равноправия, но должны быть и общие структуры власти.

Создана объединительная комиссия, которую возглавил Сталин, но Ленин в работу комиссии внёс поправки.

СССР создан на принципе равноправия. Современные историки не идеализируют эти две теории. Они говорят, что у Сталина и Ленина была одна цель – создание централизованного государства.

СССР образовался 30 декабря 1922г – в этот день в Москве состоялся первый съезд советов СССР (2000 делегатов, от Беларуси 33, съезд проходил в Большом театре). Докладчиком на съезде был назначен Сталин.

Юридическое оформление образования СССР получило закрепление в ряде документов, принятых органами власти советских республик и их совместных решениях.

2 основных документа закрепляющих образование СССР:

Декларация об образовании СССР

Союзный договор

Первоначально в СССР вошли 4 республики:

РСФСР

Украинская ССР

БССР

Закавказская республика ЗССР

В 1990 г. распался Союз Советских Социалистических Республик, который сейчас принято называть «империей».

Постановлением 2-ой сессии ЦИК СССР от 6 июля 1923 г. была утверждена и введена в действие Конституция СССР.

Конституция 1924 г. предусматривала, что ЦИК СССР состоит из 2 палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет выбирался съездом из представителей республик в составе 414 человек, Совет Национальностей, образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек), представителей автономных областей РСФСР (по 1 человеку). Состав утверждался съездом.

Конституция СССР 1924 г. заявляла об ограничении суверенитета союзных республик, только по предметам, отнесенным к компетенции союза.


Государственная символика

Государственный флаг Белорусской Советской Социалистической Республики состоит из красного полотнища с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними — красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой, а внизу серпа и молота золотые буквы — БССР. Отношение ширины к длине 1:2». Символами БНР были бело-красно-белый флаг и герб «Погоня». Существовал также гимн Белорусской Народной Республики.