Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 861
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
245
УДК 658.5
Гущина П.В., Акименко Я.В.
ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет
путей сообщения»,
Самара, Российская Федерация
Gushchina P.V., Akimenko Ya.V.
Samara State University of Railway Transport,
Samara, Russian Federation
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE FIELD OF PERSONNEL
MANAGEMENT
Аннотация. В сфере управления персоналом и найма искусственный интеллект
используется для удовлетворения потребностей сотрудников и соискателей путем поиска,
оценки соискателей, развития сотрудников, организации собеседований и встреч, а также
общения с сотрудниками.
Ключевые слова: искусственный интеллект, управление персоналом, человеческие
ресурсы, менеджер.
Abstract. In the field of personnel management and recruitment, artificial intelligence is
used to meet the needs of employees and applicants by searching, evaluating applicants, developing
employees, organizing interviews and meetings, as well as communicating with employees.
Keywords: artificial intelligence, personnel management, human resources, manager.
Постановка проблемы. В наше время искусственный интеллект чрезвычайно важен. В условиях цифровизации всех сфер жизнедеятельности возникают трансформации потребительского поведения, которые необходимо учитывать предприятиям. Возникает потребность быстрого реагирования на заказы, сокращение времени на принятия управленческого решения для сохранения конкурентных преимуществ организации, подбора квалифицированного персонала или формирования многообещающего резерва, а также для выявления скрытых потенциальных возможностей у действующих сотрудников предприятия. Благодаря искусственному интеллекту (ИИ) компьютеры могут использовать и обрабатывать огромные объемы данных, для устранения сложностей, возникающих у предприятия в реалиях действительности. Кроме того, искусственный интеллект способен принимать оптимальные решения за несколько долей времени, в отличие от людей.
Цель исследования. Целью исследования является изучение функций и возможностей использования искусственного интеллекта в области управления персоналом.
246
Искусственный интеллект применяется во многих сферах: в медицине, в производстве, в образовании, в СМИ, и в том числе в сфере управления человеческими ресурсами. Преимущества искусственного интеллекта как инициативы, основанной на машинном обучении, безграничны, особенно при использовании в сочетании с обычным взаимодействием с персоналом. Эти жизненно важные услуги могут предоставляться молниеносно, с ответами в режиме реального времени, постоянными оповещениями и беспрепятственным взаимодействием с персоналом. Автоматизированные системы обеспечивают более интуитивное, персонализированное и простое управление персоналом, быстрый поиск оптимальных кандидатов.
Основные результаты исследования. Способность искусственного интеллекта рационализировать и предпринимать действия, которые имеют наилучшие шансы на достижение конкретной цели, является его идеальной функцией. Машинное обучение — это ветвь искусственного интеллекта, которая относится к понятию, что компьютерные программы могут учиться и адаптироваться к новым данным без необходимости взаимодействия с человеком [4]. Методы глубокого обучения позволяют проводить это автоматизированное обучение, поглощая большие объемы неструктурированных данных, включая текст, изображения и видео.
Будущее в сфере управления человеческими ресурсами за необычным сочетанием цифрового искусственного интеллекта и человеческих услуг, которое постоянно выстраивается благодаря разработкам в области технологий машинного обучения.
Менеджеры по управлению человеческими ресурсами могут использовать искусственный интеллект для прогнозирования потенциала сотрудников, их усталости, риска бегства и даже общей вовлеченности [2]. Это позволит проводить более эффективные обсуждения, чтобы улучшить опыт сотрудников, их удержание и производительность.
Искусственный интеллект можно использовать для создания более разумных, индивидуальных расписаний, а также для просмотра запросов на отгулы и изменение смен в режиме реального времени на основе заранее определенных бизнес-законов. В результате этого сотрудники, особенно те, кто находится на почасовой основе и должны присутствовать, получают больше гибкости в отношении баланса между работой и личной жизнью.
Использование искусственного интеллекта для обработки важных, но повторяющихся административных запросов часто высвобождает время менеджеров, которое они могут потратить на выезд, взаимодействие с клиентами и обучение команд. Кроме того, искусственный интеллект позволяет менеджерам решать проблемы и может способствовать принятию более обоснованных решений, влияющих на успех сотрудников и организации.
Инструменты искусственного интеллекта до полного собеседования с представителем отдела кадров, задавая предварительные вопросы, могут собирать необходимую информацию о кандидате, чтобы определить, подходит ли он для этой должности. Таже искусственный интеллект способен отвечать на вопросы кандидатов, легко заполнять заявки, эффективно тестировать кандидатов и оценивать их в рекордно короткие сроки.
247
Процессы общения кандидатов могут быть оптимизированы для более персонализированного опыта и взаимодействия в режиме реального времени.
Это может включать в себя информирование заявителей о статусе их заявлений и поддержание отношений с ними в течение периода ожидания, чтобы уменьшить беспокойство.
Инструменты искусственного интеллекта могут обновлять документы, собирать новую информацию и выполнять другие второстепенные задачи, основанные на взаимодействии.
С помощью чат-ботов или виртуальных интерфейсов сотрудники могут использовать сервисы искусственного интеллекта в качестве источника информации [4]. Когда проблемы становятся более сложными и требуют внимания сотрудников отдела кадров, искусственный интеллект может преодолеть разрыв, понимая, когда обращаться к людям за межличностной помощью, такой как планирование и организация встреч, облегчение контакта.
Участием сотрудников во внутренних коммуникациях также можно управлять с помощью искусственного интеллекта, будь то требования о встречах, обновление личных данных, уведомление об отпуске или подача отчета. В свою очередь, эти взаимодействия могут быть упрощены для компании через онлайн-порталы и серверы, что экономит время и усилия сотрудников, занимающихся такой важной документацией.
Искусственный интеллект полезен и для вновь приобретенных сотрудников [3]. В течение первых нескольких месяцев работы в компании новым работникам потребуется подготовка, инструктаж и поддержка. Им придется адаптироваться к своим новым должностям, выучить новые привычки и влиться в культуру компании. Интерфейсы искусственного интеллекта будут знакомить новых сотрудников с процессами, протоколами, правилами и инструментами, а также решать общие вопросы и проблемы в режиме реального времени. Искусственный интеллект будет служить хранилищем данных компании, к которому новые сотрудники смогут обращаться в любое время, не тратя при этом драгоценное время старших сотрудников на решение мелких вопросов.
Многие сотрудники могут обнаружить, что обучение проходит более спокойно и эффективно, когда за ним наблюдает виртуальный инструктор, а не старший сотрудник, поскольку это может свести к минимуму беспокойство по поводу производительности и повысить личное доверие, задавая интересующие вопросы и не опасаясь осуждения или пустой траты времени. Имея постоянный доступ к персональным файлам и политикам компании, виртуальный инструктор может оказывать индивидуальную помощь во время обучения.
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 ... 69
Выводы. Применение Искусственного интеллекта в кадровой политики предприятия формирует конкурентные преимущества в области оптимизации работы персонала, а следовательно, совершенствования деятельности всего предприятия. В современных условиях важнейшим и ценным фактором является все-таки человеческий фактор, обладающий огромным потенциалом.
С помощью технологии Искусственного интеллекта руководство компании способно повысить эффективность деятельности персонала интенсивным путем, не прибегая к смене сотрудников. Для этого активно внедряются
248 платформенные решения и система Assessment, использующие ИИ, позволяющие оптимизировать работу сотрудников, отслеживая и пресекая непроизводительные расходы времени, а также, выявлять скрытые возможности сотрудников и формировать здоровую конкуренцию и мотивацию для карьерного продвижения.
Таким образом, интеграция искусственного интеллекта и человеческих ресурсов направлена для обеспечения беспрепятственного ориентирования в профессиональной деятельности и чрезвычайно полезна в области управления текучестью персонала, подбора персонала и анализа производительности и экономической эффективности персонала.
Список литературы
1. Бессмертный, И.А. Искусственный интеллект / И.А. Бессмертный – СПб : СПбГУ
ИТМО, 2010. - 132 с.
2. Коровин, А.М. Интеллектуальные системы: текст лекций / А.М. Коровин - Челябинск:
Издательский центр ЮУрГУ, 2015 – 60 с.
3. Муртазин, Н.С. Роль искусственного интеллекта в менеджменте / Н.С. Муртазин,
С.Г. Аюпова. Современные проблемы развития техники, экономики и общества: материалы II Междунар. научно-практич. очно-заочной конференции (4 апреля
2017 г.); под ред. А.В. Гумерова. С. 185–187.
4. Artificial Intelligence applications in HR – [Электронный ресурс] – URL: https://www.thehumancapitalhub.com/articles/Artificial-Intelligence-Applications-In-Hr
-
(Режим доступа 15.02.2023).
УДК 338.48
Дерябин А.В., Шестопалов Е.В.
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический
университет имени Г.И. Носова»,
Магнитогорск, Российская Федерация
Deryabin A.V., Shestopalov E.V.
Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov,
Magnitogorsk, Russian Federation
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ВРЕМЕННОЙ
НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА
ASSESSMENT OF ECONOMIC LOSSES OF A HIGH-TECH
ENTERPRISE FROM TEMPORARY DISABILITY OF PERSONNEL
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы оценки экономических
потерь от временной нетрудоспособности персонала на высокотехнологическом
предприятии. Отмечен повышенный уровень экономических потерь от временной
нетрудоспособности, в связи с высокой долей высококвалифицированных кадров, имеющих
большую стоимость. Приведена структура экономических потерь, связанных со снижением
249
рабочего времени. Введено понятие репутационных потерь, как элемента снижения
экономической эффективности.
Ключевые слова: персонал, временная нетрудоспособность, высокотехнологичное
предприятие, репутационные потери, высококвалифицированный персонал, оценка
снижения экономической эффективности.
Abstract. The article deals with topical issues of assessing economic losses from temporary
disability of personnel at a high-tech enterprise. There is an increased level of economic losses
from temporary disability, due to the high proportion of highly qualified personnel with a high cost.
The structure of economic losses associated with a decrease in working time is given. The concept
of reputational losses as an element of reducing economic efficiency is introduced.
Keywords: personnel, temporary disability, high-tech enterprise, reputational losses, highly
qualified personnel, assessment of economic efficiency reduction.
Постановка проблемы. В сложившихся экономических условиях существенное значение имеет уровень технологий, используемых на определенном предприятии и в той или иной отрасли в целом. Применение технологий высокого уровня связано с возможностью получения конкурентной продукции, приносящей высокий уровень прибыли. При этом высокий технологический уровень производства, как правило, сопровождается задействованием высококвалифицированного персонала, имеющего высокую стоимость. Это в свою очередь приводит к повышенным потерям предприятия от снижения рабочего времени в следствии временной нетрудоспособности работников и специалистов.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Ранее проводились исследования, посвященные оценке экономических потерь и рисков от работы в неблагоприятных условиях труда, влиянию травматизма и заболеваемости от различных причин, включая, в том числе, профессиональные заболевания, на показатели экономической эффективности предприятия [4]. При этом также оценивалось возможное наступление чрезвычайных ситуаций, воздействующих в существенной степени на функционирование хозяйствующего субъекта.
Работы В.С. Сердюка ввели в научный обиход оценку воздействия погрешностей в действиях оператора на себестоимость выпускаемой продукции, количественную характеристику ошибок в труде от действия человеческого фактора, [2, 3]. Многоплановость нарушений правил техники безопасности вытекает из личностных особенностей конкретных субъектов, но в то же время, поддается систематизации и количественному описанию объема расходов на ликвидацию их последствий.
Работы Замбржицкой Е.С. с соавторами затронули проблемы связанные с влиянием состояния персонала на эффективность бизнес-процессов промышленных предприятий, [7, 10] и вопросы, отражающие аспекты управления и мотивации кадровых работников, [8, 9].
Целью исследования является выявление значимости влияния временной нетрудоспособности работников по различным причинам на обобщенные экономические характеристики.
Основные
результаты
исследования.
Причинами временной нетрудоспособности выступают несколько факторов, в том числе прямые
250 издержки от наступления несчастных случаев на работе и связанных с ними действий по устранению последствий от таковых случаев непосредственно в рабочей зоне [1]. Последнее обусловлено как требованиями законодателя в части снижения травматизма, так и возрастающей стоимостью оборудования на предприятиях с высоким технологическим уровнем. Другой причиной является заболеваемость работников по разным причинам, в том числе и по случаям профессиональных заболеваний.
По нашему мнению, на предприятиях с высоким технологическим уровнем, использующих новое оборудование, спроектированное и изготовленное в последние годы, риск наступления профессиональных заболеваний снижается вследствие уменьшения мощности вредных факторов, влияющих непосредственно на работника.
Современное высокотехнологичное оборудование отличается высокой производительностью, существенной степенью использования вычислительной техники для нормального функционирования такого оборудования и, на первый взгляд, должно быть независимым от квалификации персонала и осуществлять технологический процесс при минимальном — а в идеальном случае — и вообще без вмешательства человеческого фактора. Тем не менее, для нормальной эксплуатации такого оборудования квалификация персонала оказывается критически важной. Указанное обстоятельство обусловлено как требуемым высоким уровнем профессиональной образованности, так и наличием определенного уровня общей культуры, необходимым в части вспомогательных действий [5].
Если в ситуации с профессиональными заболеваниями предполагается не одномоментное нарушение работоспособности, оно — профессиональное заболевание развивается лонгитюдно, на протяжении чаще всего нескольких лет, то прочие причины временной нетрудоспособности, как то несчастные случаи и острые заболевания, ставят перед работодателем задачи, решение которых неизбежно ведет к существенным издержкам.
Как правило, высокотехнологическое оборудование имеет более высокую производительность и обязательно существенно более высокую стоимость.
Ускорение сроков морального старения оборудования обусловливает необходимость ускоренной амортизации такого оборудования, что приводит к его интенсивному использованию. Дополнительная профессиональная подготовка работника на данном конкретном рабочем месте становится более продолжительным и, как следствие, увеличивается продолжительность простоя такого оборудования.
Наблюдающая на протяжении последних десятилетий последовательная борьба со снижением материальных запасов, рассматриваемых как уменьшение оборотных средств, увеличивает зависимость хозяйствующих субъектов от стабильности выполнения договорных условий, в качестве которых непременно выступает срок выполнения обязательств по поставкам заказанной продукции.
Внезапная нетрудоспособность в ряде случаев приводит к длительной задержке с выпуском заказанной продукции. Следовательно, всемерное сокращение таковых случаев способствует стабильности работы высокотехнологичного