Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 866

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

274
Д.В. Ненашева Д.В. [7] и других ученых. Запрос, исходящий от современного общества к образовательным технологиям, предлагает по-новому взглянуть на процесс обучения, пересмотреть получаемые обучающимися компетенции. Это обусловлено повышением требовательности к эффективности и результативности процесса подготовки специалистов. Поэтому применения инновационных технологий в системе образования, в том числе коучинга, является актуальной научной проблемой.
Цель исследования. Целью исследования является анализ коучинга как образовательной технологии и определение целесообразности его использования в процессе профессиональной подготовки специалистов.
Основные результаты исследования. Термин коучинг (coaching) пришѐл из английского языка, где он соответствовал процессу подготовки студента к сессии (в буквальном переводе означает «тренировка», а коучер – соответственно, тренер). В переводе с английского, «коуч» интерпретируется как «обучать», «вдохновлять», «наставлять». В системе обучения Оксвордского университета коучем (coach) именовали человека, помогавшего готовиться к экзаменам. Сам английский термин coach образован от названия венгерского коча – конной коляски. Значит можно сказать про коучинг, что это такое средство, которое помогает человеку быстрее двигаться в пути к намеченной цели. Позже термин «коуч» пополнил спортивный словарь, а сегодня им обозначают специалистов, работа которых связана с наставничеством, консультированием и инструктированием [8].
Появление таких терминов как «коучинг», «образовательный коучинг»,
«технология коучинга» – новое явление в нашей образовательной среде.
Коучинг – это вид профессиональной консультации, направленный на помощь клиенту в раскрытии его потенциала или в достижении определѐнной цели.
Многие исследователи отмечают, что коучинг развивает лидерские качества у студентов. Лидеры формируют успешные команды, а это, в свою очередь, дает рынку труда конкурентоспособный продукт.
С. Романова, описывает коучинг как феномен образовательного процесса, построенный на мотивирующем взаимодействии, где преподаватель создает условия, которые могут раскрыть личностный потенциал студента для достижения его ключевых целей в определенной области знаний, в оптимальные сроки [9]. Т. Борова отмечает, что коучинг используется для раскрытия индивидуального потенциала с целью максимального личностного и профессионального роста [5]. Тем не менее, он фокусируется на изменениях и преобразованиях человеческой способности к усовершенствованию, изменению поведения людей, стимулированию или рождению новых, адаптивных и успешных действий. Коучинг означает поддержку студента в его развитии на протяжении всего процесса обучения [10].
Используя технологию коучинга, человек работает не только над знаниями, но и над индивидуальными особенностями, получая уникальный опыт. Студенты часто сталкиваются с трудными ситуациями в их жизни, которые не поддаются обобщению и не может быть применен традиционный способ решения этой проблемы. Цель деятельности коуча заключается в


275 выявлении этих потребностей, а также в отслеживании роли, которую они играют в жизни студента, и как эти потребности, благодаря работе с коучем, могут улучшить социальные функции студента. C. Манро описывает коучинг как партнерство и умение поддерживать людей в достижении их целей. Он отмечает, что коучинговые беседы целенаправленно используются для повышения уровня эмоционального интеллекта и осведомленности ученика.
Этот процесс включает в себя объяснение целей, изучение реальности, варианты, согласование действий, их рассмотрение и внедрение [11].
Коучинг в образовании или образовательный коучинг – это структурированное взаимодействие между преподавателем и студентом, которое создает возможности для студентов, чтобы обнаружить их способности, творческие идеи для достижения их цели, повышение уровня мотивации и интереса к изучению дисциплины. В отличие от других ученых,
Н. Горук подчеркивает, что технология коучинга должна рассматриваться не только как педагогическая поддержка или создание оптимального условия для раскрытия индивидуального потенциала, но и для формирования самообразовательной компетентности личности. В конце концов, он тренирует способность действовать и эффективно учиться, развивает навыки самостоятельного обучения, самоуправления и эффективного управления собственной учебной деятельностью [7].
Коучинг имеет свои особенности, которые представлены на рисунке 1.
Рис.1. Особенности коучинга [7]
Рассмотрим этапы внедрения коучинга. В модели «коучинг на основе знаний» может быть выделено до двенадцати этапов реализации этого процесса. Описание и характеристика этих этапов представлены в таблице 1.
Коучинг, как одна из разновидностей инновационной образовательной практики, представлен в исследовании О. Ю. Ефимовой и С. Жицкой.
Особенности коучинга является моделью совместной педагогической деятельности для проектирования, организации и проведения образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для студентов и преподавателей является органичным компонентом структуры различных форм организации учебных занятий, реализация педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса имеет возможности для развития личностного потенциала и его реализации


276
Таблица 1
Этапы внедрения коучинга [5; 6; 7; 10]
Этап
Описание
1.
Участники образовательного процесса определяют текущее состояние, преподаватель и студент анализируют компетенции студента, его отношение к обучению, вопросы, с которыми он не может справиться, или проблемы, которым он должен противостоять
2.
Определяется желаемый результат в конкретном понимании необходимого и имеющегося уровня знаний
3.
Заключается в повышении мотивации к развитию и активизации познавательной деятельности
4.
Заключается в выявлении причин, объясняющих разницу между желаемым и текущим уровнем знаний студента, определенным на предыдущем этапе
5.
Создается план развития, который предусматривает определение последовательности передачи знаний
6.
Отбор методов и приемов, которые использует преподаватель для передачи студенту соответствующих теоретических знаний
7.
Определяется полезность от полученных знаний
8.
Студент использует полученные знания на практике. На этом этапе преподаватель должен поощрять студента, экспериментировать и применять новые знания и решения, которые он или она ранее не рассматривали и не использовали.
9.
Анализ сильных и слабых сторон используемых решений и оценка, выявление и исправление ошибок и недостатков
10.
Организация и мониторинг использования знаний в действии, которые сочетаются с объективной обратной связью от преподавателя
11.
Закрепление результатов
12.
Проверка эффективности предпринятых действий, то есть, подтверждение достижения цели и формулирование выводов
Ученые утверждают, что основная цель коучинга заключается в организации продуктивного диалога, который должен помогать генерировать новые идеи и опыт. И это, в свою очередь, будет способствовать реализации решений и постановке профессиональных целей [12]. По мнению исследователей, коучинг – это не только технология, которая используется в определенных обстоятельствах; эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействие с людьми, способ мышления, способ бытия.
Основные преимущества и недостатки использования коучинга в качестве педагогической инновации представлены в таблице 2.
Как видно из табл. 2, достоинств у данной технологии гораздо больше, чем недостатков. Это удачное сочетание не только метода обучения, но и методов управления и взаимодействия с людьми.
Подбор научно-преподавательского состава учебных заведений не предусматривает


277 отдельных должностей коучей для студентов. Поэтому рекомендуется пересмотреть содержание профессиональных компетенций преподавателей, которые обладали бы необходимым количеством заданий и отражали бы позицию коуча (консультанта, наставника). Также целесообразно обновить содержание должностных или функциональных обязанностей работников, организующих и реализующих практические лабораторные занятия, различные виды практик в контекст создания условий для индивидуального личностного и профессионального развития будущих специалистов.
Таблица 2
Преимущества и недостатки коучинга [5-12]
Преимущества
Недостатки
Повышение активизации образовательного процесса
Невозможен индивидуальный подход к оценке обучения, поскольку обучение проходит в групповой форме
Повышение мотивации студентов к изучению курса
Нехватка времени
Выявление способностей студентов, которые раскрывают их как творческих людей, способных к логическому мышлению
Развитие лидерских качеств у студентов
Высокая продуктивность учебного процесса
Развитие коммуникативных навыков
Развитие эмоционального интеллекта
Пристальное внимание к проблеме повышения результативности обучения специалистов в России уделяется на всех уровнях государственного управления, Не случайно, 2023 год Указом Президента России Владимира
Путина объявлен Годом педагога и наставника, а Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   69

Выводы. Таким образом, применение инновационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов является определяющим фактором в условиях формирования их конкурентоспособности в обществе. В качестве инновационной технологии рассмотрен коучинг, его сущность, особенности, этапы внедрения в образовательную среду, а также достоинства и недостатки. Проведенный анализ данной технологии позволил сделать вывод, что ее использование помогает студентам достичь цели гораздо эффективнее и быстрее, получить уверенность в правильности выбранного направления развития. Создание коучинг-среды в образовательной организации открывает возможности новой системы, где фундаментом становится доверие, а на

278 передний план выходят такие понятия как: самомотивация, самоконтроль, самостоятельность и стремление.
Список литературы
1.
Голви Т. Работа как внутренняя игра: Раскрытие личного потенциала / Т. Голви; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 266 с.
2.
Дауни, М.
Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей: 2-е издание/ М.Дауни. – М.:
Добрая книга, 2017. – 288 с.
3. Biswas-Diener, R. Positive psychology coaching: Putting the science of happiness to work for your clients / R. Biswas-Diener, B. Dean. – N.Y.: John Wiley & Sons, 2007. – 67 р.
4. Brock, V.G. Grounded theory of the roots and emergence of coaching / V.G. Brock. –
A Dissertation Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Doctor of
Philosophy in Coaching and Human Development, 2008. – 496 p.
5.
Борова, Т.А. Коучинг – новейшая технология профессионального развития научных и педагогических работников высшего учебного заведения / Т.А. Борова // Наука и просвещение. – Текст электронный. – URL: http://scienceandeducation.pdpu.edu.ua/doc
(дата обращения 12.03.2023 г.).
6.
Кормакова, В.Н. Диалог как основа тьюторского сопровождения учебно- профессиональной самореализации будущего специалиста / В.Н. Кормакова,
Е.Н. Кролевецкая // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. –
Текст электронный. – URL: http://www.science-education.ru/110–9657 (дата обращения
13.03.2023 г.).
7.
Ненашев, Д.В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров / Д. В. Ненашев. – Автореф. дис. – М., 2009. –
159с.
8.
Кострова, Ю.Б. Коучинг как инновационная образовательная технология/
Ю.Ю. Кострова, О.Ю. Шибаршина // Образовательные ресурсы и технологии. – 2019.
–№ 2(27). – С.27-32.
9.
Романова, С.М. Коучинг – современная технология профессионального развития научно-педагогических работников высшего учебного заведения / С.М. Романова //
Бюллетень национального авиационного университета. Серия: Педагогика.
Психология.. – 2010. – C. 83-87.
10.
Чуланова, О.Л. Коучинг как эффективный инструмент развития эмоциональной компетентности руководителя: понятие, виды, этапы реализации / О.Л. Чуланова //
Cовременные технологии управления персоналом. – 2018. – C. 35-45.
11.
Манро, С. Коучинг в образовании: введение. Стратегии управления для школьных лидеров
/
C.
Манро.

Текст электронный.

URL: http://www.growthcoaching.com.au/PDF/e-leading-chris-munro.pdf?country=au
(дата обращения 12.03.2023 г. ).
12.
Єфімова, О.М. Коучинг як складова особистісно-орієнтованого навчання у професійній підготовці студентів вищих навчальних закладів / О.М. Єфімова,
С.А. Жицька //
Науковий огляд. – 2017. № 4 (36). С.
1-10.