Файл: Занятие Тема Общая характеристика экономической безопасности задание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики.

Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в тече­ние длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3.Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4.Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.
13. Какие внутренние и внешние национальные экономические интересы современной России Вы знаете?

Классификаций национальных интересов в науке и политической литературе много. Прежде всего, укажем на национальные интересы во всех областях экономической, общественной и политической жизни, описанные в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Упомянутые национальные интересы, на которых основываются фундаментальные ценности и задачи нашего государства и которые не противоречат основным идеям международного права, манифестируются в строгом соответствии Конституции РФ.


Для классификации государственных или национальных интересов следует обратиться к традиционной для теории государства и права классификации функций государства. Прежде всего, национальные или государственные интересы делятся на внутренние, направленные на осуществление внутриполитических ценностей, и внешние, направленные на внешнеполитические ценности нации.

Внутренние национальные интересы состоят в силовом или идеологическом примирении социальных, классовых, групповых противоречий; в налогообложении; организации и обеспечении порядка; обеспечении легитимности верховной власти. Данные интересы существуют и будут существовать в любом государстве независимо от исторических, культурных особенностей, форм правлений, политических режимов. Кроме того, в России, согласно действующей Конституции РФ 1993 г., национальные интересы состоят также в охране прав и свобод человека и гражданина, в экономической стабильности, социальном благополучии населения, в развитии культуры, науки и образования, в экологии.

Внешними национальными интересами любого государства являются оборона и охрана территории; сотрудничество и построение взаимоотношений с другими государствами. К внешним национальным интересам Российского государства помимо вышеизложенных относятся: мир во всем мире, для чего осуществляется сотрудничество в обеспечении мира и международного правопорядка; региональный мир и порядок, для чего ведется сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; экономическая стабильность миропорядка, достигаемая интеграцией в мировую экономику и сотрудничеством в решении глобальных проблем.

В целях классификации национальных интересов выделяют также основные и неосновные, постоянные и временные национальные интересы. Основные национальные интересы связаны с наиболее общими, важнейшими направлениями деятельности государства по обеспечению национальной безопасности, решению стратегических задач и целей. Неосновные являются средствами достижения основных. Например, для достижения экономических интересов могут формулироваться такие интересы, как реформирование экономики; правовое регулирование экономики; поддержка конкурентноспособных производителей, малого бизнеса, защита их интересов; ограничение монополистической деятельности; привлечение иностранных инвестиций и т.д.

Практическое занятие 3



Тема 3. Угрозы интересам в экономической сфере

ЗАДАНИЕ:

3. Разобраться в сущности принципов классификации угроз экономическим интересам.

При необходимости защиты национальных экономических интересов деление угроз на внутренние и внешние кладется в основу государственной стратегии обеспечения экономической безопасности. В настоящее время в соответствующих стратегиях большинства ведущих стран мира приоритет отдается противодействию внешним угрозам национальным экономическим интересам (НЭИ). Это вызвано тем, что, по мнению руководства этих стран:

- хорошо отлаженный государственный механизм и развитое гражданское общество всегда имеют все возможности для того, чтобы не только эффективно противостоять внутренним угрозам, но и вообще не допустить их возникновения;

- возможности данного государства и общества нейтрализовать внешние угрозы и воздействовать на их источники далеко не всегда столь исчерпывающи и эффективны, как по отношению к внутренним угрозам.

Именно такой точки зрения на противодействие угрозам своим НЭИ придерживаются правительства США, Японии, стран Европейского Союза. Более того, в США и Японии угрозы в экономической сфере на практике ассоциируются только с внешними угрозами.

В России при обеспечении экономической безопасности приоритет, наоборот, отдается противодействию внутренним угрозам НЭИ. Это объясняется, главным образом, особенностями реформирования российской экономики в условиях тяжелейшего кризиса 1992-1998 гг. и неполным преодолением его последствий до сих пор.

Что касается классификации угроз по степени их сформированности, то в настоящее время единообразного представления о ней не существует. Так, в странах Запада нарастание этой характеристики предпочитают выражать различными понятиями. Это «вызов» (challenge), «опасность» (danger) и собственно «угроза» (threat). Под вызовом понимается совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реагировать на них. За опасность принимается вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда реализации данного интереса. И, наконец, под угрозой понимается наиболее конкретная и непосредственная форма опасности данному интересу, которая способна полностью или частично сорвать его реализацию. В частности, исходя из этой классификации, руководство Соединенных Штатов любые сколько-нибудь значительные изменения на всем экономическом пространстве за пределами своей страны воспринимает как вызовы НЭИ США. А действия зарубежных стран и их хозяйствующих субъектов, не согласующиеся с американскими представлениями о мировом экономическом порядке, рассматриваются не иначе как действия, опасные для НЭИ США.


В нашей стране в аналогичном случае принято делить угрозы ЖВЭИ на потенциальные и реальные (рис. 9). Потенциальную угрозу следует рассматривать как возникновение предпосылок для противодействия реализации данного ЖВЭИ, а реальную угрозу – как полностью сформировавшееся явление или процесс, уже готовый противодействовать реализации данного ЖВЭИ. Примером потенциальной угрозы ЖВЭИ одного из производителей какой-либо продукции может служить стремление его конкурента скрыть проведение им некоторых своих опытно-конструкторских разработок. Примером же реальной угрозы ЖВЭИ этого предпринимателя станет в этом случае выход его конкурента на рынок с рекламой новой продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами, чем продукция, выпускаемая этим предпринимателем.

Решить многочисленные застарелые проблемы российской науки и высшей школы непросто. Однако имеющийся за рубежом, в частности в Китае, Индии, соответствующий положительный опыт, а также опыт России по подъему своей науки в конце XIX–начале ХХ вв.и в 50-60-е гг. ХХ в. убеждает в том, что все эти проблемы могут быть вполне успешно решены и угроза научно-технологической безопасности нашей страны окончательно ликвидирована. Для этого необходима лишь политическая воля руководителей государства и тщательно продуманная, отвечающая национальным интересам России научно-техническая политика.

Таким образом, знание характера угрозы интересам в экономической сфере весьма важно для правильного выбора мер противодействия ей и точного предвидения результатов такого противодействия.

Вопросы для проверки:

4. Что следует понимать под объектами и субъектами угроз в экономической сфере?
Объектами угроз в экономической сфере являются интересы личности, общества (в том числе отдельных его групп и слоев), и государства.

В качестве субъектов, то есть источников угроз интересам в экономической сфере могут выступать отдельные личности, единовременно образовавшиеся группы людей, общественные организации, политические партии, властные структуры, как данного государства, так и других государств, а также природа, различные технические системы и иные результаты научно-технической деятельности человека.
7. Какие принципы классификации угроз Вы знаете?
Принципами классификации угроз интересам в экономической сфере являются:

− практическая значимость, то есть составление классификатора угроз по таким их признакам, которые имеют значение, прежде всего, для принятия мер по ликвидации, нейтрализации или ослаблению этих угроз.


− всеобщность, то есть как можно более полный охват всего множества угроз ЖВЭИ при формировании той их совокупности, которая подвергается классификации.

− полнота информации, то есть наилучшее представление о содержании каждой из выявленных угроз.

− важность и приоритетность, то есть установление в рамках каждой классификационной группы степени важности каждой вошедшей в эту группу угрозы и на этой основе установления для каждой угрозы приоритета в ее ликвидации, нейтрализации или ослаблении.

Практическая работа № 4

Тема 4. Обеспечение экономической безопасности

ЗАДАНИЕ:

2.Назовите состав, цель и принципы функционирования СОЭБ.
Функционирование любой СОЭБ подчинено соблюдению одних и тех же принципов, которые представляют собой основные правила функционирования, как каждой составной части этой системы, так и всей системы в целом. Эти принципы таковы:

- соблюдение документально зафиксированных (в том числе и законодательно установленных), а также, если это необходимо, то и неписаных норм и правил организации и функционирования системы;

- соблюдение баланса интересов данного объекта экономической безопасности и других взаимодействующих с ним объектов экономической безопасности, например, баланса жизненно важных экономических интересов (ЖВЭИ) личности, общества и государства;

- соблюдение приоритетности в противодействии угрозам ЖВЭИ данного объекта экономической безопасности;

- объединение для защиты ЖВЭИ данного объекта экономической безопасности всех необходимых для этого сил и средств;

- сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения экономической безопасности и контроля над их применением;

- взаимодействие СОЭБ данного и других объектов экономической безопасности, что особенно важно в том случае, когда этим системам приходится противостоять одним и тем же или аналогичным угрозам;

- комплексность применения разнородных мер и механизмов противодействия угрозам ЖВЭИ данного объекта, например, экономических, политических, юридических, информационных, пропагандистских и иных.

Строгое следование всем этим принципам способствует более рациональному использованию сил и средств, имеющихся в системе для защиты ЖВЭИ, в целях более быстрой и полной ликвидации или нейтрализации угроз этим интересам. И напротив, несоблюдение этих принципов, отход от них может привести к снижению эффективности работы системы, и, в конечном счете, к ее деградации и развалу.