ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2021

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Метод планирования бюджета банка "сверху-вниз" используется для централизованного формирования бюджета.

Преимущества метода:

Руководство, как правило, гораздо лучше, чем менеджеры нижнего уровня, осведомлено о тактических и стратегических планах развития кредитной организации. Таким образом, оно имеет возможность "спустить" такие плановые значения по статьям бюджета каждому структурному подразделению, которые будут отражать реальные планы банка. Бюджет, составляемый по принципу "сверху-вниз", требует от руководства банка четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реальный для выполнения план развития бизнеса.

Такой подход обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели для оценки эффективности работы центров ответственности.

Планирование бюджета банка "сверху-вниз" должно быть нацелено на удовлетворение, в первую очередь, интересов учредителей, владельцев и инвесторов банка. Если этот принцип не соблюдается, то теряются все преимущества метода.

Недостатки метода:

Руководство банка может не учесть особенностей деятельности отдельных подразделений банка и задать невыполнимые плановые значения бюджета.

2. Метод планирования бюджета банка "снизу-вверх" используется для децентрализованного формирования бюджета.

Преимущества метода:

Менеджеры каждого центра ответственности планируют бюджетные позиции, связанные с профильной деятельностью только своего подразделения, и предоставляют руководителям банка отфильтрованную и обобщенную бюджетную информацию только по своему подразделению. Таким образом, менеджеры каждого центра ответственности и бизнес-направления в целом могут применить на практике все свои знания и опыт, поучаствовать в развитии своего направления бизнеса.

Недостатки метода:

Довольно часто представленные "снизу" плановые бюджетные показатели изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.

Зачастую у менеджеров центров ответственности нет понимания корпоративных целей, отсутствует увязка планов развития подразделения и ресурсных возможностей. Случается, что составление консолидированного бюджета банка сводится к простому суммированию бюджетов подразделений банка без какого-либо осмысления и корректировки. В случае если согласование бюджетов отдельных структурных единиц банка все же происходит, то, как правило, оно отнимает много сил и времени.


3. "Комбинированный" метод планирования бюджета банка позволяет использовать преимущества методов "сверху-вниз" и "снизу-вверх" и при этом нивелировать их недостатки.

Топ-менеджментом и кураторами бизнес-направлений определяются общебанковские консолидированные значения статей бюджета, которые передаются в подразделения и филиалы по технологии "сверху-вниз". В подразделениях и филиалах в рамках заданных общебанковских значений устанавливаются значения статей бюджета по технологии "снизу-вверх".

4. Метод планирования бюджета банка "комбинированный с лимитами " дополнительно поддерживает для руководящих органов возможность установки лимитов на значения всех или некоторых статей бюджета подразделений и филиалов.

Построение оперативного планового бюджета банка является сложным многоуровневым процессом, основанным на взаимодействии подразделений банка с отделом планирования и руководством банка. На практике операция планирования бюджета подразделения может повторяться несколько раз, по мере того как в бюджет этого центра ответственности будут вноситься изменения и коррекции до момента достижения оптимального результата.



Отчетные формы бюджетов банка

Финансовые планы банка должны быть зафиксированы в определенной форме, позволяющей интегрировать, координировать и кооперировать планы различных объектов планирования.

Форма предоставления плановой информации определяется отделом планирования и согласуется с кураторами бизнес-направлений.

Отчетные формы должны иметь степень детализации, достаточную для однозначной идентификации бюджетной позиции.

Планирование бюджетов осуществляется последовательно: сначала планируется бюджет активов и пассивов (БАП), затем бюджет доходов и расходов (БДР), смета капитальных вложений и бюджет движения денежных средств (БДДС). Далее, по мере накопления опыта использования бюджетов, специалистами банка могут быть разработаны любые другие формы бюджетов, необходимых для оперативного управления деятельностью конкретной кредитной организации.


Технология планирования показателей бюджета банка


В Таблице 1 представлена технология определения плановых значений бюджетов банка: БАП, БДР и БДДС.


Таблица 1. Технология планирования показателей бюджета банка

Показатели планирования

Технология планирования

Бюджет активов и пассивов (БАП)

Объем привлеченных или размещенных средств.

Планирование производится на основе прогнозов привлечений /размещений соответствующих подразделений, составленных на основе заключенных и планируемых контрактов, исходя из видов ресурсов, сроков и средних ставок.

Бюджет доходов и расходов (БДР)

Планирование процентных доходов и расходов.

Планирование производится на основе прогнозируемых объемов и видов операций подразделения, значений привлеченных и размещенных ресурсов по их видам и срокам и средним ставкам.

Планирование трансфертных доходов и расходов (только для центров прибыли и бизнес-направлений).

Планирование производится на основе прогнозируемых значений ресурсов, передаваемых Казначейству для размещения или принимаемых от него по ставкам, установленным Казначейством.

Планирование комиссионных доходов и расходов.

Планирование комиссионных доходов и расходов может осуществляться следующими способами:

1. на основе прогнозируемых объемов соответствующих операций с учетом их увеличения или уменьшения по сравнению с предыдущим периодом;

2. на основе планирования величины тарифов на некоторые услуги, в том числе по прогнозируемым к внедрению новым видам услуг клиентам.
Аналогично планируются другие непроцентные доходы и расходы (от операций с ценными бумагами и валютными ценностями и др.)

Планирование расходов на персонал (зарплата, премии, налоги и пр.)

Планирование производится исходя из прогнозируемого изменения численности персонала по должностным категориям

Эксплуатационные и административно-хозяйственные расходы по статьям.

Планирование производится исходя из фактических значений за предыдущий период с учетом возможного их изменения.

Бюджет движения денежных средств (БДДС)

Поток средств от операционной деятельности:

1) поток доходов / расходов от операционной деятельности:

  • процентные доходы и расходы;

  • комиссионные доходы и расходы;

  • доходы и расходы от операций в валюте, с драгметаллами и ценными бумагами.

2) поток средств по привлечению и размещению ресурсов:

  • МБК;

  • валюта и драгметаллы;

  • ценные бумаги;

  • кредиты и депозиты ЮЛ и ФЛ;

  • остатки на счетах клиентов (банков, ЮЛ и ФЛ)

1. Планирование процентных доходов и расходов и потока денежных средств по привлечению и размещению ресурсов производится на основе заключенных и планируемых контрактов.

2. Планирование комиссионных доходов и расходов, а также доходов и расходов от операций с валютой, драгметаллами и ценными бумагами производится на основе данных прошлых периодов с учетом плановой динамики объемов операций.

3. Планирование остатков на счетах клиентов производится на основе данных прошлых периодов с учетом плановой динамики объемов операций. Возможен также учет сезонных факторов.

Поток выплат по налогам

Планирование производится на основе:

1) плановых доходов (исходные данные из БДР);

2) планового ФОТ (исходные данные из БДР);

3) стоимости оборудования и фондов (исходные данные из БАП);

4) числа машин на балансе (внесистемно);

5) прочих базовых ставок для расчета плановых налогов.

Поток средств от неоперационной деятельности:

1) расходы на персонал;

2) эксплуатационные и административно-хозяйственные расходы;

3) перечисление средств в ФОР/ возврат из ФОР;

4) покупка/продажа основных средств

Планирование производится на основе:

1) планового ФОТ (исходные данные из БДР);

2) сметы эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов (исходные данные из БДР);

3) плановой динамики привлечения и возвратов ресурсов, участвующих в формировании ФОР;

4) сметы инвестиций в основные фонды

Поток средств от финансовой деятельности:

1) распределение прибыли;

2) эмиссия обыкновенных акций.

Планирование производится на основе:

1) сметы распределения прибыли,

2) плана эмиссии.





2.3.Принципы планирования бюджета банка


Чтобы вся система бюджетирования функционировала эффективно, рекомендуется придерживаться следующих принципов планирования бюджета:

  1. система планирования должна быть привязана к имеющейся в банке системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;

  2. процесс корректировки системы планирования должен успевать за изменениями в организационно-штатной и финансовой структурах и системах управления банка;

  3. система планирования должна включать в себя систему мотиваций для топ-менеджеров, "ключевых" руководителей и специалистов;

  4. следует четко определять права, обязанности и ответственность менеджеров бизнес-центров банка за результаты труда;

  5. планирование предпочтительно осуществлять "комбинированным" или " комбинированным с лимитами" методами, тогда планы будут объективными, комплексными и самодостаточными;

  6. расчет плановых значений статей бюджета должен быть основан на глубоком анализе исходной ситуации, достигнутых результатов, сильных и слабых сторон бизнеса банка, с учетом выявленных резервов повышения доходов и/или снижения расходов;

  7. необходимо осуществлять сценарное планирование с учетом рисков и изменений внешней среды;

  8. необходимо планировать защитные действия и контрдействия для компенсации потерь в случае возникновения рисков;

  9. следует оптимизировать планы с учетом интересов собственников, а также с учетом экономических и инвестиционных критериев;

  10. финансовая деятельность банка (в том числе цели и задачи его развития) должна быть формализуема настолько, чтобы для решения задач планирования можно было применить математические методы;

  11. процесс оперативного финансового планирования носит непрерывный характер: по истечении одного планового периода, одновременно с анализом результатов исполнения финансовых планов, принимаются финансовые планы на следующий период;

  12. использование в планировании многовариантного подхода: отделом планирования разрабатываются и утверждаются "оптимальная" версия бюджета для данного планового периода, "пессимистическая" на случай неблагоприятного развития событий и "оптимистическая" на случай не запланированного положительного развития событий.

Банку необходимо вовлечь в бюджетный процесс как можно больше своих специалистов. Обусловлено это тем, что функция планирования тесно сопряжена с другими функциями менеджмента, особенно с мотивацией труда персонала банка. От вознаграждения за труд во многом зависят и результаты реализации планов банка.
















Заключение

С переходом на рыночные отношения предприятиям никто не устанавливает контрольных цифр и не требует представлять и утверждать финансовые и другие планы. Это привело к тому, что некоторые предприятия стали меньше уделять внимание прогнозам, расчетам и планированию своей деятельности, следствием чего является банкротство.

В настоящее время сами предприятия должны понимать важность и необходимость грамотных расчетов на перспективу своей деятельности по планам: производства продукции, работ, услуг; издержек на выпуск продукции; инвестиций; социального развития коллектива предприятия; по финансовому плану.

Цель финансового планирования – повышение эффективного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации рисков и так далее.

Качество принимаемых решений в области финансов целиком зависит от качества финансового планирования.

В новых экономических условиях планирование полностью зависит от администрации предприятий и организаций, оно обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности, повышает управляемость предприятия, снижает злоупотребления и ошибки.

Как отмечал Анри Файоль в своей книге «Общее и промышленное управление», вышедшей в 1916 году, “Управлять – это предвидеть, а предвидеть – это уже почти действовать”. Планирование – это не просто умение предусмотреть все необходимые действия, это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть в ходе работы, и уметь с ними справляться. 

Организация не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения. 

Для российских предприятий актуальными продолжают оставаться следующие проблемы финансово-хозяйственной деятельности:


1. прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельности, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;

2. определение наиболее перспективных бизнес-проектов, а также возможности их финансирования;

3. анализ и оценка эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями структурных единиц.

Эти вопросы нужны для стратегического планирования, основанного на глубоком анализе своих возможностей, правильно выбранных целей, наличии серьезных финансовых вложений.

Для того, чтобы специалисты предприятия овладели основами и тонкостями планирования, их нужно обучать, приглашать консультантов и аудиторов. Использование грамотного планирования в деятельности предприятия - это условие успеха бизнеса. 
















Список используемой литературы

1.  Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент)/ Под ред. О.И. Лаврушина. Учебник. – М. ЮРИСТЪ, 2010.

2.  Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2011.

3.  Горемыков В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: «Ось-89», 2012.

4.  Куницына Н.Н., Ушвицкий Л.И., Малеева А.В. Бизнес-планирование в коммерческом банке – М.: Финансы и статистика, 2002.

5.  Никонова И.А., Шамгунов Р.Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка. – М. Альпина Бизнес Букс, 2005.

6.  Поморина М.А. Планирование как основа управления деятельностью банка – М.: Финансы и статистика, 2012.

7.  Попов В.М., Ляпунов С.И., Касаткин Л.Л. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. – М.: КноРус, 2003.

8.  Козлов А. Некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора России / А. Козлов // Деньги и кредит – 2004, №2.

9.  Комиссаров Г.П. Корпоративное управление как системный фактор оценки кредитных организаций /Г.П. Комиссаров // Финансы и кредит – 2006, №19.

10. Панова Г. Финансовый менеджмент в банке: бюджетирование, бизнес-планирование, управление рисками / Г. Панова // Банковские услуги – 2004, №1.

11. WEB – сайт Банка России // www.cbr.ru